Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А79-1136/2009 Поскольку право муниципальной собственности на жилое помещение прекращено в связи с его передачей в порядке приватизации в личную собственность сотрудника милиции, то у администрации города возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика соответственно - обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2009 г. по делу N А79-1136/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2009 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Насоновой Н.А.,

судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морсиной И.С.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя жалобы (ответчика) - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике - Кашиной Г.А., действующей по доверенности от 19.01.2009 (срок действия до 31.12.2009);

от истца - администрации города Чебоксары - Тимофеевой А.В., действующей по доверенности от 30.12.2008 (срок действия до 31.12.2009);

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные
требования:

Министерства финансов Чувашской Республики - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (уведомление N 14070);

Министерства внутренних дел Российской Федерации - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (уведомление N 14068);

Министерства внутренних дел по Чувашской Республике - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (уведомление N 14069),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.07.2009 по делу N А79-1136/2009, принятое судьей Бойко О.И.

по иску администрации города Чебоксары к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 12 928 000 рублей,

установил:

администрация города Чебоксары (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике (далее - МФ РФ) о взыскании убытков в сумме 12 928 000 рублей.

Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате предоставления администрацией г. Чебоксары семи квартир участковым уполномоченным милиции в течение 2006 - 2008 годов истцу причинены убытки в размере стоимости квартир, предоставленных сотрудникам милиции и членам их семей.

Ответчик - МФ РФ иск не признал.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.07.2009 по делу N А79-1136/2009 исковые требования Администрации удовлетворены частично: с МФ РФ за счет казны Российской Федерации в пользу администрации города Чебоксары взысканы убытки в размере 1 332 900 рублей. В остальной части в удовлетворении иска
отказано.

Не согласившись с принятым решением, МФ РФ в лице УФК по Чувашской Республике обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт в части взыскания убытков отменить на основании пункта 3 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с:

- несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;

- неправильным применением норм материального права.

Нарушение норм материального права заявитель усматривает в том, что суд применил закон, не подлежащий применению - статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не применил статью 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. По мнению заявителя, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечение участковых уполномоченных милиции жилищными помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только при наделении их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Закон о передаче Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем работников милиции не принят.

По мнению заявителя, суд не установил, какие незаконные действия ответчика привели к возникновению у истца убытков. Кроме того, не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и убытками, понесенными истцом, а также не доказан размер убытков.

Судом не были оценены обстоятельства предоставления участковому уполномоченному милиции Кузьмину И.Н. квартиры и ее перехода в собственность. При этом заявитель считает, что администрация г. Чебоксары своими действиями способствовала возникновению у нее убытков, поскольку обязана была передать жилое помещение сотруднику милиции только на условиях социального найма.

Также заявитель указывает, что судом не был оценен довод ответчика о
том, что ущерб не может быть взыскан за счет казны Российской Федерации, так как Администрация не расходовала средства местного бюджета на строительство и приобретение для участкового уполномоченного милиции спорной квартиры. Документы, представленные истцом (договор социального найма, договор о приватизации и др.) не являются доказательствами, подтверждающими расходы Администрации на строительство или приобретение спорных квартир.

Заявитель считает неправомерным взыскание убытков по рыночной стоимости квартиры, исходя из отчета, проведенного ООО “Консалтинговый центр “Содействие“, так как он свидетельствует о средней стоимости 1 кв. м аналогичного жилья, а не о понесенных истцом убытках. Кроме того, указывает на неправомерное взыскание убытков в размере рыночной стоимости жилого помещения, которая фактически истцом затрачена не была.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истца в судебном заседании указал, что с апелляционной жалобой не согласен.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие третьих лиц.

В соответствии со статьей 268 частью 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется часть решения, законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.

Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Установлено, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27.12.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность предоставить участковому уполномоченному милиции Кузьмину И.Н. на состав семьи 3 человека жилое помещение в соответствии с жилищными нормами. Указанный судебный акт Ленинского районного суда
г. Чебоксары вступил в законную силу и исполнен. В соответствии с постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 10.04.2008 N 376 Кузьмину И.Н. предоставлено жилое помещение - квартира общей площадью 50 кв. м по адресу: г. Чебоксары ул. 50 лет Октября, д. 15, кв. 97.

Впоследствии, в соответствии с Федеральным законом “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ указанное жилое помещение (квартира) перешло в собственность Кузьмина И.Н. и Кузьминой Э.И., о чем администрацией г. Чебоксары в материалы дела представлена копия договора передачи квартиры в собственность.

Удовлетворяя исковые требования администрации г. Чебоксары в части взыскания убытков, составляющих стоимость указанной квартиры, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона “О милиции“ и статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона “О милиции“ сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 58-О от 15.02.2005, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов. Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

При рассмотрении спора судом
первой инстанции было установлено, что федеральным законодательством не разработан порядок компенсации расходов органов местного самоуправления, на которых возложена обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан.

Вместе с тем, поскольку обязанность предоставления жилых помещений предусмотрена федеральным законодательством, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Как указано выше, истец обратился в суд с иском в связи с убытками, возникшими в результате исполнения судебных актов, и составляющими стоимость квартир, переданных в собственность членам семей сотрудников милиции.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Поскольку бесспорно установлено, что право муниципальной собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Чебоксары ул. 50 лет Октября, д. 15, кв. 97, прекращено в связи с его передачей в порядке приватизации в личную собственность, то у администрации г. Чебоксары в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика, соответственно, - обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.

Для определения размера стоимости жилого помещения истцом проведена оценка. Из отчета, проведенного ООО “Консалтинговый центр “СОДЕЙСТВИЕ“, усматривается, что рыночная стоимость недвижимого имущества: двухкомнатной квартиры, общей площадью 50 кв. м, расположенной по адресу: г. Чебоксары ул. ул. 50 лет Октября, д. 15, кв. 97, составляет 1 332 900 рублей (отчет N 082.10/08). Таким образом, из муниципальной собственности выбыло имущество на сумму 1 332 900 рублей.

Возмещение указанной стоимости жилого
помещения является равнозначным и полным, что предусматривают статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, удовлетворение иска о взыскании убытков в сумме 1 332 900 рублей также является правомерным.

С выводами Арбитражного суда Чувашской Республики апелляционная инстанция согласна.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют возражения МФ РФ на исковое заявление, были предметом проверки судом первой инстанции и обоснованно отклонены. Новых обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность принятого судебного решения, в апелляционной инстанции не установлено.

Ссылка заявителя на неправильное применение судом норм материального права отклоняется, поскольку основана на их ошибочном толковании. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено. В связи с изложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены вынесенного судебного акта.

Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.07.2009 по делу N А79-1136/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

Н.А.НАСОНОВА

Судьи

Т.С.РОДИНА

Н.А.НАЗАРОВА