Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2009 N КА-А40/13801-09 по делу N А40-81925/09-149-467 Требование: О признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Решение: Требование удовлетворено, поскольку антимонопольным органом нарушен срок привлечения заявителя к административной ответственности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2009 г. N КА-А40/13801-09
Дело N А40-81925/09-149-467
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.
судей Агапов М.Р., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Аверьянова Е.Ю. - доверенность N 458 от 25 декабря 2008 года,
от ответчика Наволокова М.С. - доверенность N ИА/25152 от 30 июля 2009 года,
рассмотрев 21 декабря 2009 года в судебном заседании кассационную
жалобу ФАС России,
на решение от 22 июля 2009 г.,
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Лукашовой О.В.,
на постановление от 17 сентября 2009 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Гончаровым В.Я., Пронниковой Е.В.,
по иску (заявлению) ОАО “Сибирьтелеком“
о признании незаконным постановления
к Федеральной антимонопольной службе
установил:
ОАО “Сибирьтелеком“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления от 11.06.2009 по делу об административном правонарушении N 1 14.31/76-09 Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, административный орган) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2009 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2009 года, заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из нарушения антимонопольным органом годичного срока привлечения заявителя к административной ответственности, за совершение вменяемого правонарушения.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ФАС России, в которой административный орган ссылается на соблюдение им срока, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
В заседании суда кассационной инстанции, представитель ФАС России поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить принятые по делу судебные акты, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представленный Обществом отзыв на кассационную жалобу приобщен к материалам дела.
Как установлено судебными инстанциями, по результатам рассмотрения антимонопольного дела N 1 10/372-07 Комиссией ФАС России 24.01.2008 г. вынесено решение по делу N 1 10/372-07 о признании в действиях заявителя нарушения п. п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о конкуренции), выразившегося в навязывании ЗАО “Связь-Сервис“ условий договора о присоединении сетей электросвязи от 08.08.2006 N 633 невыгодных для него, а также создании дискриминационных условий, путем приостановления оказания услуг присоединения и услуг по пропуску трафика ЗАО “Связь-Сервис“, приведшее к ограничению конкуренции на рынке услуг местной телефонной связи и ущемлению интересов ЗАО “Связь-Сервис“ и третьих лиц - абонентов ЗАО “Связь-Сервис“.
Антимонопольный орган 24.01.2008 г. выдал заявителю предписание, обязывающее Общество в случае направления в его адрес со стороны ЗАО “Связь-Сервис“ предложений об изменении условий договора о присоединении сетей электросвязи от 08.08.2006 г. N 633, рассмотреть представленные предложения в соответствии с требованиями законодательства, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о конкуренции, при этом, не допуская отключения сети связи присоединенного оператора связи от сети связи общего пользования, если законодательством не будет установлено иное.
18.03.2009 г. на основании решения от 24.01.2008 г. антимонопольным органом в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
17.04.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении N 1 14.31/76-09.
Постановлением от 11.06.2009 г. по делу об административном правонарушении N 1 14.31/76-09 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере шести целых семи десятых процента его выручки от реализации услуг присоединения и пропуска трафика Ф.И.О. на территории г. Новокузнецка Кемеровской области за 2007 год, что составляет 1 232 843 руб. 34 коп.
Не согласившись с указанным ненормативным актом, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Решением от 24.01.2008 г. антимонопольного органа установлено наличие в действиях Общества нарушения п. п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции, при этом, из решения следует, что указанные нарушения выявлены на состоявшемся 24.01.2008 г. заседании Комиссии ФАС России.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении, сроки, предусмотренные частью первой указанной статьи исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с общим правилом исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, последний день годичного срока привлечения Общества к административной ответственности, с учетом требований ст. 4.5 КоАП РФ, является 26.01.2009 г.
Между тем, оспариваемое постановление вынесено ФАС России 11.06.2009 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Доводы жалобы о том, что течение срока давности должно быть приостановлено в связи с оспариванием предписания антимонопольного органа по делу N А40-19516/08-149-212 не основан на положениях ст. 4.5 КоАП РФ.
Иное толкование Обществом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не означает судебной ошибки.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов судебных инстанций.
Исходя из изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2009 года по делу N А40-81925/09-149-467 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.ШИШОВА
Судьи
М.Р.АГАПОВ
Е.Ю.ВОРОНИНА