Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2009 N КА-А40/13017-09 по делу N А40-62263/09-79-338 Требование: О признании недействительным решения таможенного органа. Обстоятельства: Таможенный орган отказал обществу в возврате излишне внесенных таможенных платежей, считая, что возврат сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов. Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие у общества переплаты подтверждено документально, а таможенным органом нарушены требования статьи 355 ТК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2009 г. N КА-А40/13017-09

Дело N А40-62263/09-79-338

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Букиной И.А., Летягиной В.А.

при участии в заседании:

от заявителя Дронетер Т.С., дов. от 24.08.2009 N 370, паспорт

от заинтересованного лица Кима А.Р., дов. от 20.11.2009, уд. ГС N 247063

рассмотрев 02 декабря 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - заинтересованного лица

на решение от 03.09.2009

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Дранко Л.А.,

по делу N А40-62263/09-79-338

по заявлению открытого акционерного общества “ТНК-ВР Холдинг“ о признании недействительным решения Центральной энергетической таможни,
об обязании возвратить сумму излишне уплаченных сборов,

установил:

Открытое акционерное общество “ТНК-ВР Холдинг“ (далее - ОАО “ТНК-ВР Холдинг“, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, таможня), оформленного письмом от 20.02.2009 N 01-21/958, об отказе возвратить 400000 руб. излишне уплаченных таможенных платежей. Также просило обязать таможню возвратить излишне уплаченные платежи в указанной сумме.

Решением названного арбитражного суда от 03.09.2009 заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЦЭТ подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный и необоснованный. При этом сослалась на то, что каждое декларирование товара (подача каждой декларации - временной и полной) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.

В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованное решение суда первой инстанции соответствующим законодательству и представленным в дело доказательствам.

В судебном заседании представитель таможни поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции, ОАО “ТНК-ВР Холдинг“ обратилось в ЦЭТ с заявлениями от 16.02.2009 и от 17.02.2009 о возврате 400 000 руб. излишне уплаченных по платежным поручениям от 29.12.2008 N 44651 и 44663 таможенных сборов за таможенное оформление товаров по ГТД N 10006023/060209/0000147 и ГТД N 10006040/050209/0000264,
10006040/060209/0000286, 10006040/050209/0000287 (соответственно).

Письмом от 20.02.2009 N 01-21/958 ЦЭТ возвратила эти заявления без рассмотрения со ссылкой на то, что согласно Письму ФТС России от 08.10.2008 N 01-11/41807, наделенной полномочиями по выработке государственной политики в нормативно-правовом регулировании в области таможенного дела, возврат (зачет) сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности

ОАО “ТНК-ВР Холдинг“ оспорило в судебном порядке отказ ЦЭТ по невозврату 400000 руб. излишне уплаченных таможенных платежей. Также просило обязать таможню возвратить денежные средства в указанной сумме.

В соответствии со ст. 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации

В спорный период ставки таможенных сборов были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“. Пунктом 7 этого Постановления было предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и Определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.11.2008 N 631-О-О указал, что представление декларантом в
таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

Поэтому установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Кроме того, в силу подп. 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Толкование названных норм Кодекса свидетельствует о том, что представление временной и полной таможенных деклараций на один и тот же товар в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках его периодического временного декларирования и исключает повторную оплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Списанные в спорный период 400 000 рублей таможенных сборов за таможенное оформление товара, уплаченных при подаче полных грузовых таможенных деклараций, являются для общества излишне уплаченными платежами.

В
соответствии с п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (п. 2 ст. 355 ТК РФ).

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (п. 4 ст. 355 ТК РФ).

Рассматривая заявленное по делу требование, суд первой инстанции признал, что в нарушение требований ст. 355 ТК РФ таможня не приняла решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

В связи с чем пришел к выводу о незаконности оспариваемого по делу отказа ЦЭТ по невозврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что общество представило в таможенный орган полный пакет документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.

В связи с чем посчитал правомерным заявленное обществом требование об обязании ЦЭТ возвратить 400 000 рублей излишне уплаченных таможенных платежей.

Суд кассационной инстанции считает правильным вывод
суда первой инстанции, сделанный по делу, поскольку он соответствует требованиям законодательства, действовавшего в спорный период, и представленным в дело доказательствам.

Ссылка таможни на положения пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 в обоснование утверждения о том, что каждое декларирование товара (подача каждой декларации) должно сопровождаться уплатой таможенного сбора, отклоняется как несостоятельная. Названной нормой предусмотрена необходимость оплаты таможенного сбора при повторной подаче таможенной декларации на один и тот же товар при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании). Между тем подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации и не может рассматриваться как самостоятельное декларирование, не связанное с временным декларированием вывоза того же товара.

Указание в жалобе в обоснование законности оспариваемого по делу отказа на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220, которым внесены изменения в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863, предусматривающие уплату таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временной, так и полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании, не принимается во внимание. Данное Постановление вступило в силу с 16.03.2009 и к рассматриваемым правоотношениям не применяется.

Довод жалобы о том, что суд неправомерно сослался в обоснование своего вывода на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08, не являющееся источником права и распространяющееся на период между рассмотрением дела в суде первой инстанции и опубликованием сформированной надзорной инстанцией правовой позиции, не принимается во внимание. При принятии решения по делу суд в первую
очередь руководствовался нормами закона, регулирующими спорные правоотношения.

Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.

Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта суд кассационной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 сентября 2009 года по делу N А40-62263/09-79-338 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи

И.А.БУКИНА

В.А.ЛЕТЯГИНА