Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 06.10.2009 N КА-А40/10317-09 по делу N А40-33493/09-79-174 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правонарушения доказан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2009 г. N КА-А40/10317-09

Дело N А40-33493/09-79-174

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Адамовой В.Б.,

судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.

рассмотрев 29 сентября 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу

Некоммерческого частного учреждения “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ - заявителя

на решение от 08.05.2009

Арбитражного суда г. Москвы,

принятое судьей Дранко Л.А.,

на постановление от 29.06.2009 N 09АП-10139/2009-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Бекетовой И.В., Поповым В.И., Цымбаренко И.Б.,

по делу А40-33493/09-79-174

по заявлению Некоммерческого частного учреждения “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ о признании незаконным и отмене постановления
Управления Федеральной миграционной службы России по г. Москве о привлечении к административной ответственности,

установил:

Некоммерческое частное учреждение “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ (далее - НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (далее - УФМС России по г. Москве, административный орган) от 04.08.2008 N 137/426-08 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением названного арбитражного суда от 08.05.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на отсутствие его вины во вменяемом административном правонарушении, указав, в частности, на невозможность представления в орган миграционного учета отрывной части бланка уведомления в силу ее фактического нахождения у иностранного гражданина.

Отзыв на жалобу не поступил.

НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“, УФМС России по г. Москве уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в установленном порядке, их представители на заседание суда кассационной инстанции не явились. Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований
для отмены обжалованных по делу судебных актов.

Как установлено судами двух инстанций, в ходе проведенной 05.05.2008 проверки соблюдения НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ миграционного законодательства по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, дом 28, офис 236 сотрудники УФМС России по г. Москве выявили факт неисполнения названным учреждением, являющимся принимающей стороной, предусмотренной статьей 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ обязанности по представлению в установленный законом срок в орган миграционного учета отрывной части уведомления при снятии гражданина Республики Таджикистан Гульматова О.О. с учета по месту пребывания.

Выявленное правонарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 12.05.2008 N МС 227709, на основании которого УФМС России по г. Москве вынесло постановление от 04.08.2008 N 137/426-08 о привлечении НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400000 руб.

Учреждение не согласилось с данным постановлением и оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного
иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

Пунктом 39 Правил снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“, предусмотрено, что при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

При рассмотрении дела суды двух инстанций установили, что гражданин Республики Таджикистан Гульматов О.О., прибывший 16.01.2008 на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, поставлен на миграционный учет принимающей стороной - НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, дом 28, офис 236 сроком по 17.04.2008. По истечении указанного срока пребывания учреждение не представило в орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления для снятия гражданина Республики Таджикистан Гульматова О.О. с миграционного учета по месту пребывания.

Суды обсудили ссылку учреждения на направление им 29.04.2008 почтовым отправлением копий отрывных бланков уведомлений о прибытии иностранных граждан по месту пребывания, в том числе, касающегося Гульматова О.О., в отделение по району “Беговой“ ОУФМС России по г. Москве в САО и отклонили как не
свидетельствующую о надлежащем исполнении учреждением как принимающей стороной требований миграционного законодательства. При этом правильно отметили, что миграционным законодательством, в частности, частью 2 статьи 23 Федерального закона “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“, пунктом 39 Правил снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9, на принимающую сторону возложена обязанность представить в территориальный орган миграционного учета оригинал, а не копию отрывного бланка уведомления, и в установленный законодательством двухдневный срок со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания.

Поэтому представление НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ копии отрывного бланка уведомления за пределами установленного двухдневного срока правомерно не признано судами двух инстанций в качестве доказательства соблюдения принимающей стороной требований миграционного законодательства.

Ссылка учреждения на невозможность представления оригинала отрывной части бланка уведомления, поскольку по правилам подпункта “б“ пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ она передается иностранному гражданину в подтверждение законности его пребывания на территории Российской Федерации и остается у него при выезде за пределы территории Российской Федерации, была предметом обсуждения судов двух инстанций и правомерно отклонена как неосновательная, поскольку нормы действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“, не содержат требований о предъявлении при выезде иностранного гражданина за пределы Российской Федерации исключительно отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания и не предусматривают в качестве ограничения в выезде иностранного
гражданина отсутствие у него отрывной части бланка уведомления о прибытии при его выезде за пределы Российской Федерации.

Согласно форме уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, являющейся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 “О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“, отрывная часть бланка предназначена для принимающей стороны.

Тот факт, что при убытии из места пребывания - временного фактического нахождения, не являющегося местом жительства - гражданин Республики Таджикистан Гульматов О.О. не возвратил принимающей стороне - НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ оригинал отрывной части уведомления о прибытии, не может при таких обстоятельствах свидетельствовать об отсутствии в действиях учреждения события административного правонарушения и вины в его совершении.

Доказательств, свидетельствующих о принятии НЧУ “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ всех необходимых мер к возврату иностранным гражданином оригинала отрывной части бланка уведомления при убытии с места пребывания и, соответственно, соблюдению требований миграционного законодательства, в материалы дела не представлено.

Суды проверили порядок привлечения к административной ответственности и признали его соблюденным. При этом сослались на то, что протокол об административном правонарушении составлен и административное дело рассмотрено в отсутствие представителей учреждения, уведомленных в установленном порядке о времени и месте совершаемых в отношении учреждения процессуальных действий в рамках возбужденного административного производства.

Доводы кассационной жалобы по существу представляют правовую позицию заявителя по делу, обсуждались судами двух инстанций и, как следует из вышеизложенного, получили правильную правовую оценку.

Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 284
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 мая 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2009 года по делу N А40-33493/09-79-174 оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческого частного учреждения “Национальная информационная система паспортизации специалистов “RU PASS“ - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Б.АДАМОВА

Судьи:

М.В.БОРЗЫКИН

Р.Р.ЛАТЫПОВА