Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2009 N КА-А41/8912-09 по делу N А41-3636/09 Требование: О признании недействительным постановления о привлечении к ответственности за нарушение порядка представления уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций. Решение: Требование удовлетворено, поскольку административное дело было рассмотрено без участия заявителя при отсутствии надлежащих доказательств об уведомлении его о рассмотрении дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2009 г. N КА-А41/8912-09

Дело N А413636/09

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.

судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В.

при участии в заседании:

от ответчика Савенко И.Е., доверенность от 24.06.2009 N 73-01-05/746

рассмотрев 08.09.2009 в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Росфиннадзора в городе Москве

на постановление от 02.06.2009 Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Абсалямовым А.В., Гагариной В.Г., Слесаревым А.А.

по иску (заявлению) ООО “Русскарт“

о признании незаконным и отмене постановления

к Территориальному управлению Росфиннадзора в городе Москве

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Русскарт“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд
города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве (далее - Управление, административный орган) от 24.12.2008 N 454-08/2571М, которым общество привлечено к ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении требований Обществу было отказано, поскольку суд посчитал доказанным состав правонарушения, процедура привлечения к административной ответственности Управлением не нарушена.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 решение было отменено, требования Общества удовлетворены. Суд апелляционной инстанции посчитал, что выводы суда первой инстанции о соблюдении административным органом порядка привлечения к ответственности не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и нормам права. Установив, что процедура привлечения нарушена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выявленные нарушения носят существенный характер, в связи с чем признал постановление административного органа незаконным.

Управление, не согласившись с постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, оставив в силе решение. Полагает, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают факт уведомления Общества о месте и времени рассмотрения административного дела.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного органа доводы кассационной жалобы поддержал.

Общество, уведомленное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не явилось. На основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассматривается без его участия.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность постановления Десятого арбитражного апелляционного суда в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к его отмене.

В тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не часть 5 статьи 15.25.

Предметом проверки судов было постановление Управления от 24.12.2008 N 454-08/2571М, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ за совершение правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований п. 3.15 Инструкции Банка России N 117-И от 15.06.2004.

В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Отменяя решение суда первой инстанции, признавая незаконными оспариваемые постановление, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что Управлением нарушены требования КоАП РФ о процедуре привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о
надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 10).

Суд апелляционной инстанции установил, что административное дело было рассмотрено без участия Общества, при отсутствии надлежащих доказательств об уведомлении его о рассмотрении дела. При этом судом было оценено определение о назначении рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что из него не представляется возможным достоверно и определенно установить дату и время рассмотрения дела по протоколу N 304 от 01.12.2008.

Судами апелляционной инстанций сделан вывод о существенном характере допущенного административным органом нарушения порядка извещения законного представителя юридического лица о времени и месте рассмотрения дела, об отсутствии у законного представителя юридического лица реальной возможности участвовать в рассмотрении дела, что свидетельствует о нарушении гарантий его процессуальных прав, установленных законом.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 “О некоторых вопросах, связанных с
введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда о нарушении административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности обоснованы, сделаны с правильным применением норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 имеет N А41-3636/09, а не N А401-3636/09.

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А401-3636/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Ю.ВОРОНИНА

Судьи

М.Р.АГАПОВ

М.В.БОРЗЫКИН