Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2009 N КА-А40/8233-09 по делу N А40-3137/09-2-16 Заявление о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в возврате без рассмотрения заявления о зачете денежных средств, удовлетворено правомерно, так как материалами дела подтверждается наличие у заявителя права на зачет излишне уплаченных таможенных сборов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2009 г. N КА-А40/8233-09

Дело N А40-3137/09-2-16

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Агапова М.Р.

судей Ворониной Е.Ю. и Летягиной В.А.

при участии в заседании:

от заявителя ООО “Газпром экспорт“ Фоменко Л.В. по доверенности от 30.10.2008 г. N 13-2/224д, Бурьянова В.В. по доверенности от 27.05.2008 г. N 13-2/99д, Фролова А.М. по доверенности от 10.12.2008 г. N 13-2/284д

от ответчика Центральной энергетической таможни Краснопеева А.А. по доверенности от 11.12.2008 г.

рассмотрев 25 августа 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Центральной энергетической таможни

на решение от 08
апреля 2009 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Махлаевой Т.И.

на постановление от 15 июня 2009 г. N 09АП-8934/2009-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.

по делу N А40-3137/09-2-16

по заявлению ООО “Газпром экспорт“

о признании незаконными действий

к Центральной энергетической таможне

установил:

ООО “Газпром экспорт“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действия Центральной энергетической таможни, выразившиеся в возврате без рассмотрения “Заявления о зачете денежных средств“ от 29 сентября 2008 года N ГЭ-3400 и об обязании Центральную энергетическую таможню произвести зачет в счет будущих таможенных платежей излишне уплаченные суммы денежных средств, за таможенное оформление по полным таможенным декларациям на общую сумму 290770500 рублей.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 апреля 2009 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2009 года, заявленные требования удовлетворены.

Действия Центральной энергетической таможни, выразившиеся в возврате без рассмотрения “Заявления о зачете денежных средств“ от 29 сентября 2008 года N ГЭ-3400, признаны незаконными.

На Центральную энергетическую таможню возложена обязанность произвести зачет в счет будущих таможенных платежей излишне уплаченные суммы денежных средств, за таможенное оформление по полным таможенным декларациям на общую сумму 290770500 рублей.

В кассационной жалобе Центральная энергетическая таможня просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с неправильным применением норм права - положений статей 124, 137, 138, 357.6, 357.10 ТК РФ, пункта 7 Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ (далее - Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863). Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся
в деле доказательствам.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Газпром экспорт“ возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель Центральной энергетической таможни поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО “Газпром экспорт“ возражали против ее удовлетворения.

Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Арбитражные суды установили, что 29 сентября 2008 года ООО “Газпром экспорт“ в порядке статьи 355 ТК РФ обратился в Центральную энергетическую таможню с заявлением о зачете, в счет будущих таможенных платежей, денежных средств, уплаченных, в период с августа 2005 года по август 2008 года, в качестве таможенного сбора, за таможенное оформление по полным таможенным декларациям, в размере 195347,53 долларов США и 285438007,35 рублей.

Письмом от 08 октября 2008 года N 01-21/4476 Центральная энергетическая таможня возвратила заявление без рассмотрения, указав на то, что таможенный сбор за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования подлежит оплате дважды, как в момент подачи временной, так и полной таможенных деклараций, а также отсутствие разъяснения ФТС России по вопросам признания излишней уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, в период 2005 - 2008 г.г.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта
1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей. Основанием для уплаты таможенного сбора является осуществление таможенным органом действий по таможенному оформлению товара.

Статьей 60 ТК РФ установлено, что таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Таким образом, как правильно указали суды, таможенным органом оказываются декларанту публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товара и их стоимость в приблизительном размере компенсируется государству. При этом размер таможенных сборов (и таможенной пошлины) исчисляется в зависимости от таможенной стоимости товара, но не от каких-либо особенностей таможенного оформления, повышающих его трудоемкость, либо себестоимость, а его предельная величина составляет 100000 рублей.

Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не распространяется на случаи подачи полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования.

Статьей 138 ТК РФ установлено, что до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, подается временная таможенная декларация, в которой заявляются сведения, исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества
российских товаров, в течение определенного периода времени. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Таким образом, суды правомерно посчитали, что представление полной таможенной декларации, является завершающим этапом декларирования поставленного товара.

В связи с этим, правильно применив указанные нормы права в их совокупности, суды обоснованно пришли к выводу о наличии у заявителя, в данном случае, права на зачет излишне уплаченных таможенных сборов.

В соответствии со статьей 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве, таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым, было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления
о возврате и представления всех необходимых документов.

Суды правильно установили, что заявителем соблюдены положения указанной нормы права, вместе с тем, таможенным органом в нарушение пункта 4 статьи 355 ТК РФ не принято соответствующее решение. Ответчик не доказал соответствие оспариваемых действий нормам действующего законодательства, что привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценены и правомерно отклонены арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 апреля 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2009 года по делу N А40-3137/09-2-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной энергетической таможни без удовлетворения.

Председательствующий-судья

АГАПОВ М.Р.

Судьи:

ВОРОНИНА Е.Ю.

ЛЕТЯГИНА В.А.