Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2009 по делу N А11-1940/2009 Нарушение температурного режима хранения лекарственных средств в аптечном пункте образует состав правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2009 г. по делу N А11-1940/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 16.06.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Медицинская компания “Панацея“

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.04.2009

по делу N А11-1940/2009,

принятое судьей Андриановой Н.В.

по заявлению прокурора г. Коврова

о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Медицинская компания “Панацея“ к административной ответственности,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью “Медицинская компания “Панацея“ - Гатауллина М.М. по доверенности от 03.06.2009;

от прокуратуры г. Ковров -
Грушиной Е.В. на основании удостоверения (ТО N 066668), и

установил:

Ковровский городской прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Медицинская компания “Панацея“ (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Решением от 28.04.2009 Арбитражный суд Владимирской области признал доказанной вину Общества в совершении правонарушения, предусмотренного указанной нормой, и привлек его к административной ответственности.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

Как считает Общество, факт грубого нарушения им температурного режима хранения лекарственных средств не доказан; судом не дана оценка тому обстоятельству, что лекарственные средства были завезены в аптеку непосредственно перед проверкой, а потому своевременно не могли быть помещены в надлежащие условия хранения.

Заявитель апелляционной жалобы просит освободить его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Кроме того, в апелляционной жалобе Общество указало, что в судебном заседании суда первой инстанции 22.04.2009 представителям лиц, участвующих в деле, под расписку было объявлено о проведении следующего судебного заседания 28.05.2009; решение вынесено в отсутствие Общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте нового судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены решения суда.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Прокурор в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил ее оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.

Законность и обоснованность решения
Арбитражного суда Владимирской области от 28.04.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Общество имеет лицензию от 23.12.2004 N 99-02-00377 сроком действия по 23.12.2009 на осуществление фармацевтической деятельности, в соответствии с которой оно имеет право на розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами.

11.03.2009 прокурором проведена проверка соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в аптечном пункте, расположенном по адресу: г. Ковров, ул. Пугачева, д. 34, в ходе которой выявлены нарушения требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“, правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“, пунктов 3.10 и 3.19 Отраслевого стандарта “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения“ ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, пунктов 4.5.1 и 4.5.2 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377.

В частности, установленные в момент проверки нарушения выразились в том, что лекарственные средства “Настойка гербатон 100 мл“ в количестве 6 упаковок, “Раствор для наружного и местного применения Йодинол 100 мл“ в количестве 4 упаковок, “Настойка пустырника 25 мл“ в количестве 13 упаковок, “Настойка валерьяны 25 мл“ в количестве 14 упаковок, “Настойка календулы 40 мл“
в количестве 11 упаковок при необходимом режиме их хранения в прохладном месте (температура плюс 12 - 15 градусов по Цельсию) хранятся при температуре плюс 26 градусов по Цельсию; лекарственные средства “Омник 0,4 мг“ в количестве 2 упаковок, “Нормакс 400 мг“ в количестве 2 упаковок, “Палин 200 мг капсулы“ в количестве 2 упаковок, “Фуросемид“ в количестве 2 упаковок, “Корвалдин“ в количестве 5 упаковок при необходимом режиме их хранения - температура до плюс 25 градусов по Цельсию хранятся при температуре плюс 26 градусов по Цельсию.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.03.2009.

13.03.2009 прокурором при участии директора Общества возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее постановление, а 16.03.2009 прокурор обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП.

Арбитражный суд Владимирской области привлек Общество к административной ответственности по указанной норме права с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 названного Закона).

Часть 4 статьи 14.1 КоАП предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
06.07.2006 N 416 (далее - Положение), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами “а“ - “д“ пункта 4 Положения.

На основании подпункта “в“ пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, которые разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей“ и предусматривают обязанность продавца соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации его деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (пункты 1, 5 Правил).

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения“ ОСТ 91500.05.0007-2003, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).

Согласно пунктам 3.10, 3.19 Отраслевого стандарта помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность; помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров, размещенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха; показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.

В силу пункта 5.4 Отраслевого стандарта лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.

Требования к организации хранения различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения на аптечных складах и в аптеках установлены в Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377 (далее - Инструкция).

Согласно подпункту 4.5.2 данной Инструкции лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20 градусов С), прохладной (или холодной) (12 - 15 градусов С) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения, что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата.

Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтвержден факт грубого нарушения Обществом условий хранения лекарственных средств (нарушение температурного режима) в аптечном пункте
по адресу: г. Ковров, ул. Пугачева, д. 34.

При этом, как отмечено судом, в ходе проверки лекарственные средства находились на витрине, полках и стеллажах, на некоторых из них находились ценники.

Указанное обстоятельство свидетельствует о предложении к реализации лекарственных средств покупателям, в связи с чем не принимается во внимание довод Общества о недоказанности факта грубого нарушения температурного режима их хранения.

При этих обстоятельствах в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП.

В силу статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в материалы дела не представлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении
дел об административных правонарушениях“).

Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 КоАП ввиду его малозначительности, поскольку несоблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, охраняемым общественным отношениям.

Доводы апелляционной жалобы по существу правонарушения во внимание не принимаются, как противоречащие требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП.

Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной в названной норме.

Сроки давности, установленные в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для привлечения к административной ответственности судом соблюдены.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны прокурора и суда не установлено.

Довод Общества о его неизвещении судом о судебном заседании, состоявшемся после перерыва, отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий пяти дней.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 19.09.2006 N 113 “О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, извещать об объявленном перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но
не явились на него до объявления перерыва. Если продолжение судебного назначено на иную календарную дату, арбитражный суд размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или на доске объявлений в здании суда информацию о времени и месте продолжения судебного заседания (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания).

В данном случае представителям лиц, участвующих в деле, в судебном заседании 22.04.2009 было объявлено о перерыве, о чем имеются их подписи в протоколе судебного заседания от 22 - 28.04.2009.

Как указал представитель Общества, судом было объявлено о перерыве судебного заседания до 28.05.2009, в протоколе судебного заседания имеется неоговоренное исправление с 28.05.2009 на 28.04.2009.

Прокурор отметил, что перерыв в судебном заседании судом был объявлен на 28.04.2009, в связи с чем им обеспечена явка в судебное заседание именно 28.04.2009.

Об объявленном в судебном заседании перерыве на 28.04.2009 имелась информация на официальном сайте арбитражного суда.

Поскольку неопровержимых доказательств назначения (отложения) судом судебного заседания на 28.05.2009 Обществом не представлено, а судом первой инстанции объявлен именно перерыв в судебном заседании, возможность которого статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена на срок не более пяти дней, суд апелляционной инстанции не усматривает существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих в том числе в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта.

На основании изложенного апелляционная жалоба заявителя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный
суд

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.04.2009 по делу N А11-1940/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Медицинская компания “Панацея“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.СМИРНОВА

Судьи

Ю.В.ПРОТАСОВ

Т.А.ЗАХАРОВА