Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А43-28703/2008 Действия государственного органа, выразившиеся в непредоставлении земельного участка, занимаемого торговым павильоном-кафе, признаны незаконными, поскольку результаты обследования подтверждают использование предпринимателем земельного участка, занимаемого объектом, по назначению, фактические границы участка соответствуют проектным границам.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2009 г. по делу N А43-28703/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 09.06.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2008

по делу N А43-28703/2008,

принятое судьей Новиковой Н.Н.

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, выразившегося в непредоставлении земельного участка, и обязании предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет,

при
участии:

от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - не явились (уведомление N 40961);

от индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Ф.И.О. лично;

от администрации г. Нижнего Новгорода - не явились (уведомление N 40965), и

установил:

индивидуальный предприниматель Скрипниченко Андрей Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), выразившегося в непредоставлении земельного участка площадью 0,0571 га, занимаемого торговым павильоном-кафе и прилегающей территорией и расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Кирова, д. 35Б, и об обязании Министерства предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет.

Решением от 29.12.2008 Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконными действия Министерства, выразившиеся в непредоставлении Предпринимателю земельного участка площадью 0,0571 га, занимаемого торговым павильоном-кафе и прилегающей территорией и расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Кирова, д. 35Б, а также обязал Министерство совершить все необходимые действия по согласованию проекта решения об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлению Предпринимателю указанного земельного участка.

Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Как указал заявитель апелляционной жалобы, не согласовав проект постановления об утверждении проекта границ земельного участка, Министерство не согласилось с тем размером земельного участка, который был установлен администрацией г. Нижнего Новгорода (далее - администрация), тогда как именно Министерство как уполномоченный орган принимает окончательное решение о
предоставлении либо непредоставлении земельных участков.

По мнению Министерства, в данном случае имели место незаконные действия со стороны администрации, поскольку ею не была подготовлена необходимая документация для формирования спорного земельного участка по запросу Министерства.

Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о нарушении Министерством пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и непринятием во внимание доводов о несоразмерности предлагаемой для согласования площади земельного участка.

Кроме того, Министерство считает, что суд необоснованно возложил на него обязанность по предоставлению земельного участка Предпринимателю, нарушив тем самым пункт 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым объектом арендных отношений могут быть лишь земельные участки, прошедшие кадастровый учет.

Министерство и администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.

Предприниматель в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Предпринимателем в материалы дела представлены копии постановления главы администрации от 17.04.2009 N 1485 и кадастрового паспорта земельного участка от 23.04.2009, а также сопроводительного письма с отметкой о получении Министерством 04.05.2009 копий постановления главы администрации от 17.04.2009 N 1485 и кадастрового паспорта земельного участка от 23.04.2009.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и в ходатайстве просила решение суда оставить без изменения, указав на получение согласований со стороны Министерства и представив копии соответствующих сопроводительных писем, а также лист согласования к проекту постановления от 17.04.2009 N 1485.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в
порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав Предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и усматривается из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание - торговый павильон-кафе общей площадью 98,60 кв. м, инвентарный номер 92461, литер 1А, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Кирова, д. 35Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2006 серии 52-АБ N 937195.

21.11.2007 Предприниматель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, на котором расположено указанное здание.

На основании обращения Министерства Департамент архитектуры и градостроительства администрации согласно чертежу N 7968-ЗУ сформировал границы земельного участка площадью 0,0571 га, занимаемого торговым павильоном-кафе и прилегающей территорией, и направил на согласование в Министерство проект постановления об утверждении проекта границ данного земельного участка.

Письмом от 23.10.2008 N 2701-22-5721ш Департамент архитектуры и градостроительства администрации проинформировал Предпринимателя о возвращении Министерством без согласования проекта постановления “Об утверждении проекта границ земельного участка по пр. Кирова, 35Б в Автозаводском районе“ в связи с тем, что площадь сформированного земельного участка значительно больше площади части земельного участка, занятой строением и территорией, необходимой для его использования, и с указанием на переоформление границ с разделением на два земельных участка (письмо Министерства от 30.09.2008 N 311/18037-06-13).

Посчитав бездействие Министерства, выраженное в непредоставлении земельного участка в аренду, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции отмечает и Предприниматель подтвердил в судебном заседании, что фактически
им оспаривались действия Министерства, выразившиеся в непредоставлении земельного участка в аренду, законность которых и проверена судом первой инстанции.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 28 и
29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса; предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 названной статьи (в редакции, действующей на момент обращения Предпринимателя в уполномоченный орган) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 “О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З “О регулировании земельных отношений в Нижегородской области“ при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными
ресурсами на территории Нижегородской области“ уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, в том числе по реализации прав и обязанностей арендодателя земельных участков, переданных по договорам аренды, включая договоры, заключенные до момента вступления в силу Закона, а также принятию иных решений и совершению иных действий, отнесенных Законом к компетенции уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Кодекса в действующей на тот момент редакции).

В силу пункта 6.1 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 орган местного самоуправления города Нижнего Новгорода обеспечивает изготовление и утверждение проектов границ земельных участков по обращениям Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, а также заявителей, желающих приобрести (оформить) права на земельные участки, решение о предоставлении которых отнесено к компетенции Министерства государственного имущества и земельных ресурсов
Нижегородской области.

Судом первой инстанции установлено, что на основании обращения Министерства Департаментом архитектуры и градостроительства администрации был подготовлен проект постановления об утверждении границ земельного участка площадью 0,0571 га под принадлежащим Предпринимателю объектом недвижимости с прилегающей территорией с учетом строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* (приложение 7 “Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания“), согласно которым в случае, если размер торговой площади составляет до 250 кв. м, необходим земельный участок площадью 0,08 га (800 кв. м). Указанный проект постановления Департаментом архитектуры и градостроительства администрации направлен на согласование в Министерство.

Разрешенный вид использования земельного участка не противоречит Правилам землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденным постановлением Городской Думы от 15.11.2005 N 89.

При обследовании Министерством земельного участка установлено, что его целевое использование - торговля, фактические границы соответствуют проектным границам согласно чертежу Департамента архитектуры и градостроительства администрации N 7968-ЗУ, прилегающая к павильону территория заасфальтирована. Результаты обследования зафиксированы в акте от 21.07.2008, который подтверждает фактическое использование Предпринимателем земельного участка, занимаемого объектом, по назначению.

При этих условиях оспариваемые действия уполномоченного органа противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Предпринимателя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности этих действий Министерства.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы главой администрации 17.04.2009 принято постановление N 1485 “Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по проспекту Кирова, 35Б в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода“, проект которого 10.04.2009 прошел согласование в Министерстве, что подтверждается представленными администрацией в материалы дела копиями соответствующих документов.

Кроме того, во исполнение указанного постановления земельный участок площадью
0,0571 га Предпринимателем 23.04.2009 поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 52:18:0040238:15, что следует из кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости).

С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Ходатайство Министерства о приостановлении производства по настоящей апелляционной жалобе в связи с подачей в Арбитражный суд Нижегородской области заявления об оспаривании постановления главы администрации от 17.04.2009 N 1485 и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 0,0571 га суд апелляционной инстанции отклонил ввиду отсутствия на момент принятия настоящего постановления доказательств принятия к производству суда данного заявления, при этом расценив его как направленное на затягивание процедуры предоставления Предпринимателю земельного участка.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2008 по делу N А43-28703/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.СМИРНОВА

Судьи

Т.А.ЗАХАРОВА

Ю.В.ПРОТАСОВ