Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 N КА-А40/2964-09 по делу N А40-65484/08-118-363 Заявление о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам сумм налоговых санкций по налогу на прибыль удовлетворено правомерно, так как спорная сумма задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль налоговым органом документально не подтверждена, в связи с чем подлежит сторнированию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2009 г. N КА-А40/2964-09

Дело N А40-65484/08-118-363

Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16.04.2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Дудкиной О.В.

судей Бочаровой Н.Н., Долгашевой В.А.

при участии в заседании:

от заявителя ОАО: Ш. по дов. N 86 от 31.12.08

от ответчика МИФНС: И. по дов. от 25.12.08 N 04-08/24289; Н. по дов. от 25.12.08 N 04-08/24288

рассмотрев 13.04.2009 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - МИ ФНС России по КН N 4

на решение от 25.12.2008

Арбитражного суда г. Москвы

принятое Кондрашовой Е.В.

по заявлению ОАО “Самараэнерго“

о признании незаконным действия, обязании внести исправления

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N
4

установил:

ОАО “Самараэнерго“ (далее - общество, заявитель) с учетом уточнения заявленных требований обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22 июля 2008 года сумм налоговых санкций по налогу на прибыль в размере 23 994 323 руб. 59 коп. и обязании внести исправления в карточку “расчеты с бюджетом“ путем проведения операции “сторно“ в отношении учитываемой за обществом задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 20197465 руб. 59 коп.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция с решением суда не согласилась и обжаловала его в кассационном порядке. В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.

От общества поступил письменный отзыв на кассационную жалобу инспекции с приложением справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 09 февраля 2009 года, согласно которой, по утверждению заявителя, инспекция во исполнения решения суда по настоящему делу сторнировала спорную сумму штрафа в карточке расчетов общества с бюджетом (КРБ).

Отзыв с приложением приобщены к материалам дела.

Представители инспекции в заседании суда жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, полагая решение суда
законным и обоснованным.

Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекцией обществу выдана справка от 22.02.08 N 10597 о состоянии расчетов по налогам, сборам взносам, в которой отражена задолженность заявителя по налоговым санкциям по налогу на прибыль.

Полагая, что задолженность по налоговым санкциям по налогу на прибыль в размере 23 994 323 руб. 59 коп. в справке указана ошибочно, в связи с чем сумма налоговых санкций. подлежит сторнированию (исключению и КРБ налогоплательщика), общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что спорная сумма задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль налоговым органом документально не подтверждена, в связи с чем подлежит сторнированию.

Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе его рассмотрения.

Судом были исследованы письма налоговых органов, в которых ранее налогоплательщик состоял на налоговом учете, в частности, письмо МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Самарской области от 07.08.08 N 07-14/11846 и письмо ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 18.09.06 N 12-28/19374, а также справки налогового органа об отсутствии задолженности общества переда бюджетами всех уровней по состоянию на 2002, 2004 годы, и установлено отсутствие документального обоснования правомерности существования спорной задолженности.

Как правильно указал суд, спорная сумма штрафа не подтверждена ни решениями выездных налоговых проверок, ни какими-либо другими документами, не установлены обстоятельства и сроки начисления данных санкций; налоговым органом не представлено какого-либо судебного акта, на
основании которого штраф подлежал взысканию.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела и инспекцией не опровергнуты.

Как видно из представленного суду акта сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам N 438 от 10.11.08, имеются расхождения между данными налогового органа, полагающего, что задолженность налогоплательщика по штрафам составляет 21 499 046 руб. 78 коп., и данными заявителя о том, что задолженность подтверждена только на сумму 1 301 581 руб. 19 коп.

Довод инспекции о том, что имеются противоречия в требованиях заявителя в отношении сумм штрафа, а именно, оспаривается законность действий по отражению в справке о состоянии расчетов налоговых санкций в размере 23 994 323 руб. 59 коп., а провести операцию “сторно“ по КРБ общество просит в отношении иной суммы штрафа - 20 197 465 руб. 59 коп., отклоняется по следующим основаниям.

Судом установлено, что часть суммы налоговых санкций по налогу на прибыль в размере 3 796 858 руб. была списана налоговым органом путем проведения операции “сторно“ по карточке “расчеты с бюджетом“, что подтверждается письмом инспекции от 28.10.08 N 04-10/19837 (л.д. т. 1 л.д. 42 - 43).

Довод инспекции о том, что отражение сведений в справке о состоянии задолженности не нарушает прав налогоплательщика, не принимается.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Как правильно указал суд, выдаваемая в порядке ст. 32 НК РФ справка о состоянии расчетов должна содержать достоверные сведения.

Согласно статьям
137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Таким образом, налогоплательщик, не согласившись с действиями налоговой инспекции по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22 июля 2008 года не соответствующих действительности сведений о наличии задолженность по штрафу, вправе был обратиться в Арбитражный суд г. Москвы.

Судом приняты во внимание доводы общества о том, что непринятие мер по корректировке карточки “расчеты с бюджетом“ нарушает права налогоплательщика тем, что сведения в ней о якобы имеющейся задолженности будут препятствовать получению обществом справки об отсутствии задолженности, что делает невозможным его участие в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов на выгодных условиях, мешает нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

Таким образом, в целях восстановления нарушенного действием инспекции права заявителя судом первой инстанции в соответствии с ч. 5 п. 3 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения указано на обязанность совершить налоговым органом определенные действия (внести исправления в карточку “расчеты с бюджетом“ путем проведения операции “сторно“ в отношении учитываемой за обществом задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль).

Ссылка инспекции на отсутствие технической возможности исполнить решение суда отклоняется, поскольку в соответствии с Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ “Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых
органах базы данных “Расчеты с бюджетом“ (“РСБ“) указано на возможность внесения налоговым органом изменений в карточки “РСБ“ путем проведения операции “сторно“.

Иная оценка налоговым органом установленных судом обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.

Ссылка инспекции в кассационной жалобе, а также ее представителей в судебном заседании на судебные акты по иным делам, где рассматривался вопрос об обязании инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженностей как безнадежных ко взысканию, не имеет отношения к предмету настоящего спора, в котором речь идет о сумме задолженности налогоплательщика, наличие которой налоговым органом не доказано.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Налогового кодекса РФ.

При проверке принятого по делу решения Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебного акта, предусмотренных ст. 288 НК РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение ВАС РФ от 06.03.2009 имеет N ВАС-2646/09, а не N ВАС-2646/090.

Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает имеющуюся судебно-арбитражную практику по аналогичным делам - постановление ФАС ВСО от 10.02.2009 N А78-3440/08-С3-10/93-Ф02-106/09; постановление ФАС ДО от 22.12.2008 N Ф03-5829/2008 (Определением ВАС РФ от 06.03.2009 N ВАС-2646/090; постановление ФАС МО от 18.06.2008 N КА-А40/5316-08.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение от 25.12.2008 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-65484/08-118-363 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - без удовлетворения.

Председательствующий

О.В.ДУДКИНА

Судьи

Н.Н.БОЧАРОВА

В.А.ДОЛГАШЕВА