Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 по делу N А39-3040/2008-94/20 В иске об обязании принять объект недвижимости в муниципальную собственность отказано правомерно, поскольку установленный законом порядок принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность не соблюден, обязанность принять спорный объект у администрации муниципального образования не возникла и требование учреждения об обязании ответчика совершить соответствующие действия законных оснований не имеет.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2009 г. по делу N А39-3040/2008-94/20

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2009 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Максимовой М.А., Бухтояровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прониной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“ на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.12.2008, принятое судьей Мясниковой Л.А., по делу N А39-3040/2008-94/20 по иску федерального бюджетного учреждения “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“ к
администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия, об обязании принять объект недвижимости в муниципальную собственность,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - не явился, извещен (уведомление N 12872);

от ответчика - не явился, извещен (уведомление N 12871);

от третьего лица - не явился, извещен (уведомление N 12873),

установил:

федеральное бюджетное учреждение “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“ (далее - ФБУ КЦ УФСИН) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия об обязании принять в муниципальную собственность Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия здание культурного центра, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Явас, ул. Косарева, д. 4, находящееся в федеральной собственности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия.

Решением от 08.12.2008 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении исковых требований.

ФБУ КЦ УФСИН, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильным истолкованием закона.

Заявитель апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции неправильно истолкован абзац 7 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов
“О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), поскольку судом не принято во внимание то, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По мнению заявителя жалобы, при принятии решения суд первой инстанции, руководствуясь абзацами 4, 7 пункта 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П о необходимости учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности, не учел то, что конституционная природа муниципальной власти призвана обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего, за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Истец пояснил, что ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие объективную необходимость в финансовой поддержке в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации на содержание спорного объекта.

Кроме того, заявитель полагает, что судом необоснованно применен пункт 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, так как в нем рассматривается конституционность законоположений в части, касающейся установления порядка безвозмездной передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность, а не передачи имущества, находящегося в
федеральной собственности, в муниципальную.

Также заявитель указал, что спорный объект не используется для размещения ФБУ КЦ УФСИН, следовательно, он не может находиться в федеральной собственности.

Администрация отзывом на апелляционную жалобу от 03.02.2009 N 190 выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, поддержала позицию, изложенную в суде первой инстанции, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Мордовия в отзыве от 28.01.2009 N 173 поддержало доводы апелляционной жалобы, просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса в отсутствие их представителей.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российской Федерации на праве собственности принадлежит здание культурного центра общей площадью 1180,8 кв. м, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Явас, ул. Косарева, д. 4 (далее - здание культурного центра), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2007 серии 13ГА N 199123.

В качестве основания государственной регистрации права собственности указан п. 8 разд. II приложения N 1 “Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности“ к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991.

На основании договора от 21.08.2006 N 39-019/56 по акту приема-передачи от 21.08.2006 N 39-019
здание культурного центра передано Федеральной службой исполнения наказаний в оперативное управление федеральному государственному учреждению “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“ (прежнее наименование истца).

ФГУ “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“ обращением от 06.11.2007 N-14/60, по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний (сообщение от 20.06.2007 N 10/41/6-1607), просило согласия администрации на передачу здания культурного центра из федеральной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Зубово-Полянского муниципального района.

Сообщением от 12.12.2007 N 03-04/1375 администрация Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия уведомила ФГУ “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“ об отказе в принятии объекта в муниципальную собственность, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями.

В силу изложенной правовой нормы суд первой инстанции правомерно указал в решении, что истец не только не обосновал невозможность нахождения спорного здания культурного центра в федеральной собственности, а еще и подтвердил, что органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями спорный объект не используется.

Согласно абзацу
19 пункта 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, пункту 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) принятие решений о передаче имущества из федеральной собственности относится с компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, пункт 5.10 прежде действовавшего Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утв. постановлением Правительства России от 27.11.2004 N 691, также относил решение таких вопросов к полномочиям агентства. Возможность отчуждения объектов федеральной собственности к муниципальным образованиям по решению федерального учреждения либо федерального органа исполнительной власти, к ведению которого это учреждение относится, действующим законодательством не предусмотрена. Обязанность принять имущество из федеральной собственности в соответствии с абзацем 24 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ возникает у органов местного самоуправления только после принятия решения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, выступающего согласно абзацам 21, 32 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности у получателя.

Истец не выполнил требования указанного Закона по получению решения федерального исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

В соответствии с абзацами 4, 7 пункта 3, пункта 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П законодательно закрепленный порядок передачи государственного имущества предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем имуществе. Безвозмездная передача федерального имущества в муниципальную собственность должна осуществляться с учетом свободного волеизъявления муниципального образования, включая возможность влияния на формирование такого волеизъявления путем использования бюджетных механизмов финансовой поддержки местного самоуправления со
стороны передающего субъекта в случае недостаточности у муниципального образования средств на содержание передаваемого объекта.

Соблюдение установленного законом порядка передачи спорного объекта в муниципальную собственность истцом не доказано и материалами дела не подтверждается.

Суд первой инстанции в решении пришел к правильному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку установленный законом порядок принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность не соблюден, обязанность принять спорный объект у администрации муниципального образования не возникла и требование учреждения об обязании ответчика совершить соответствующие действия законных оснований не имеет.

Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме и отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя апелляционной жалобы.

В связи с предоставлением ФБУ КЦ УФСИН отсрочки уплаты государственной пошлины с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08 декабря 2008 года по делу N А39-3040/2008-94/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального бюджетного учреждения “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“, п. Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия, - без удовлетворения.

Взыскать
с федерального бюджетного учреждения “Культурный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия“, п. Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия, в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.Н.НАУМОВА

Судьи

М.А.МАКСИМОВА

Л.В.БУХТОЯРОВА