Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А56-25321/2009 Обоснован отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, если установлено, что решение об увеличении уставного капитала в нарушение Федерального закона “Об акционерных обществах“ основано на приобретении одними акционерами по отношению к акционерному обществу большего объема права, чем это удостоверено принадлежащими им акциями, без предоставления имущественного эквивалента в виде вклада в его уставный капитал.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2009 г. по делу N А56-25321/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: Кириченко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13223/2009) (заявление) ОАО “Сестрорецкая коммерческо-информационная фирма“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.09 по делу N А56-25321/2009 (судья Кулаковская Ю.Э.), принятое

по иску (заявлению) ОАО “Сестрорецкая коммерческо-информационная фирма“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе

об оспаривании ненормативного акта

при участии:

от истца (заявителя): Кан В.Т.,
доверенность от 11.11.09;

от ответчика (должника): Кузьмина Е.А., доверенность от 24.09.09 N 36; Кушнир И.С., доверенность от 09.04.09 N 28;

установил:

открытое акционерное общество “Сестрорецкая коммерческо-информационная фирма“ (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее Региональное отделение) от 06.03.09 N 72-09-287-пзи об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг и обязании ответчика произвести государственную регистрацию выпуска ценных бумаг Общества.

Решением суда от 14.08.09 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными. Общество ссылается на то, что Региональным отделением не доказаны обстоятельства, изложенные в пунктах 2 и 5 оспариваемого приказа; при оценке правомерности пункта 1 оспариваемого приказа судом неправильно применена статья 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее Закон N 39-ФЗ); поскольку нарушения, указанные в пунктах 3 и 4 оспариваемого приказа носят устранимый характер, принятие решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг без предоставления возможности эмитенту их исправления является неправомерным.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Регионального отделения просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению
по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19.12.08 состоялось внеочередное общее собрание акционеров Общества, на котором принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций типа А, которое утверждено решением Совета директоров от 23.01.09.

06.02.09 Общество представило в Региональное отделение пакет документов, предусмотренных законодательством, для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Приказом Регионального отделения от 06.03.09 N 72-09-287-пзи Обществу отказано в государственной регистрации выпуска привилегированных именных бездокументарных акций типа А, способ размещения - закрытая подписка, государственный регистрационный номер не присвоен, о чем Обществу сообщено уведомлением от 06.03.09 N 507.

Основанием для отказа в государственной регистрации послужили следующие обстоятельства: наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии ценных бумаг законодательству РФ (статьям 2, 25 и пунктам 4, 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ (далее Закон N 208-ФЗ), которое выразилось в нарушении основополагающего принципа акционерного общества, согласно которому объем прав акционера зависит от его имущественного вклада; нарушение требований пунктов 2.4.2, 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н; представление недостоверных сведений, поскольку текст документа, представленного на электронном носителе, имеющего наименование decision.smc не соответствует тексту документа, представленного для государственной регистрации выпуска ценных бумаг на бумажном носителе в части наименования решения о выпуске ценных бумаг; нарушение требований п. 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 10.10.06 N 06-117/пз-н.

Не согласившись с указанным ненормативным актом Регионального отделения, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно
исходил из следующего.

Согласно положениям пункта 1 статьи 20 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган).

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента, к которому прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 39-ФЗ регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым названного пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

При этом согласно пункту 5 упомянутой статьи регистрирующий орган отвечает только за полноту сведений (информации), содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, но не за их достоверность.

Статьей 21 Закона N 39-ФЗ и пунктом 2.4.16 Стандартов установлено, что
основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются, в частности: нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям названного Закона, Стандартов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 208-ФЗ акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций (обыкновенных и/или привилегированных), удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. При этом на каждом участнике акционерного общества (акционере) лежит обязанность оплаты соответствующей части уставного капитала общества.

Таким образом, наличие у участника акционерного общества (акционера) определенных удостоверенных акцией, обыкновенной или привилегированной, прав по отношению к обществу, включая право голоса, которое имеет не только акционер - владелец обыкновенной акции, но также имеет или может иметь акционер - владелец привилегированной акции (пункты 4 и 5 статьи 32 Закона N 208-ФЗ), обусловлено оплатой соответствующей доли уставного капитала общества.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что
в результате размещения эмитентом привилегированных акций типа А, цена размещения которых соответствует их номинальной стоимости и в 625 раз меньше номинальной стоимости ранее размещенных эмитентом акций, их приобретатель без предоставления эмитенту имущественного вклада за одну размещаемую акцию, равного имущественному вкладу в уставный капитал за одну размещаемую акцию, предоставленному эмитенту владельцами ранее размещенных акций, может получить объем прав, равный объему прав, предоставляемых владельцам одной ранее размещенной акции. При наличии 130 880 обыкновенных акций Общества, находящихся в обращении в настоящее время, 20 450 000 привилегированных акций Общества, размещаемых по спорной эмиссии, по количеству голосов, предоставляемых ими в установленных законом случаях, составит 99%.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что приобретение одними акционерами по отношению к акционерному обществу большего объема права (большего количества голосов), чем это удостоверено принадлежащими им акциями, без предоставления обществу определенного имущественного эквивалента в виде вклада в его уставный капитал или без пропорционального увеличения количества голосов по остальным акциям общества, принадлежащим другим акционерам, противоречит указанным нормам Закона об акционерных обществах и принципам акционерного общества, а также нарушает права этих акционеров, являются правомерными.

В соответствии с п. 6.3.1 Стандартов эмиссии, для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о принятии решения о размещении ценных бумаг и утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, в случае, если эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях),
затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и размещение ценных бумаг путем закрытой подписки осуществляется без регистрации проспекта ценных бумаг.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что доказательства представления Обществом в Региональное отделение ежеквартального отчета эмитента за 4 квартал 2008 и списка аффилированных лиц по состоянию на 31.12.08 отсутствуют.

В силу пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии, для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляется, в том числе, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, которое должно быть составлено по форме согласно Приложениям 4 (1) - 4 (6) к настоящим Стандартам.

Заявление на государственную регистрацию выпуска привилегированных акций должно содержать достоверные сведения, то есть тексту документов на электронном носителе должны соответствовать документам, представленным на бумажном носителе.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом были допущены нарушения, указанные в пунктах 3 и 4 уведомления об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В силу пункта 1.6 Положения N 06-117/пз-н о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Доводы Общества о том, что им соблюден порядок раскрытия информации к годовому отчету за 2006 год, обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи с отсутствием надлежащих доказательств указанного обстоятельства.

Доводы Общества о том, что нарушения, указанные в пунктах 3 и 4 оспариваемого приказа носят устранимый характер, в связи с чем Региональное отделение неправомерно отказало
в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежат отклонению, поскольку данные нарушения не являются единственными, указанными в оспариваемом приказе Регионального отделения, а в связи с наличием иных допущенных Обществом нарушений судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленного Обществом требования.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.09 по делу N А56-25321/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ПРОТАС Н.И.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.