Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 по делу N А26-4272/2009 Если установлено, что обязанность по соблюдению правил заготовки древесины и ее своевременному вывозу возлагается законом исключительно на лесопользователей, то оснований для отмены постановления уполномоченного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, не имеется.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2009 г. по делу N А26-4272/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фокиной Е.А.

судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10094/2009) ООО “Карелфинлес“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 июля 2009 года по делу N А26-4272/2009 (судья Цветкова Е.Л.), принятое

по заявлению ООО “Карелфинлес“

к Государственному учреждению Республики Карелия “Олонецкое центральное лесничество“ (правопреемник ГУ Республики Карелия “Питкярантское центральное лесничество“

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя: не явился, извещен.

от ответчика:
не явился, извещен.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Карелфинлес“ (далее - ООО “Карелфинлес“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2009 N 3 о назначении административного наказания, вынесенного должностным лицом Государственного учреждения Республики Карелия “Питкярантское центральное лесничество“ (далее - Лесничество).

Решением от 03.07.2009 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что Лесничество до 01.01.2010 не обладает полномочиями на проведение государственного лесного контроля (надзора), Лесничество не доказало совершение Обществом инкриминируемого административного правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу Лесничество просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом произведена процессуальная замена ГУ РК “Питкярантское центральное лесничество“ на его правопреемника - Государственное учреждение Республики Карелия “Олонецкое центральное лесничество“.

В судебном заседании 03.12.2009 представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество на основании договора аренды лесного участка от 18.12.2007 осуществляет заготовку древесины, в ГУ “Олонецкий лесхоз“ Коткозерское лесничество Питкярантского центрального лесничества, в том числе в кварталах 101 - 103, 110 - 112.

В ходе промежуточной проверки качества разработки лесосеки в квартале 120, делянка 3 установлено, что площадь делянки, занятая под штабелями составляет 0,36 га вместо 0,04 по техкарте. Обществу предложено вывозить древесину одновременно с заготовкой, не увеличивая площади под штабелями. Указанные обстоятельства отражены в Акте промежуточной проверки качества
разработки лесосеки от 17.03.2009 (т. 1 л.д. 57).

10 апреля 2009 года в ходе проверки соблюдения ООО “Карелфинлес“ требований лесного законодательства должностными лицами Лесничества установлено, что в квартале 105 Коткозерского участкового лесничества в результате складирования древесины вдоль лесной дороги на осушительных канавах самовольно занят лесной участок площадью 0,03 га (длина - 46 метров, ширина - 4 метра); в квартале 120 в результате складирования древесины вдоль лесной дороги на протяжении 14 метров от угла линии N 9-10-11 делянки N 2 квартала 120 самовольно занят лесной участок площадью. 0,02 га (длина - 48 метров, ширина - 4 метра).

Выявленное нарушение - самовольное занятие лесного участка в двух местах общей площадью 0,05 га, то есть устройство складов вдоль дороги под складирование древесины, отражено в акте N 7 от 10.04.2009.

В акте N 7-А от 10.04.2009 отражено аналогичное нарушение: самовольное занятие лесного участка в двух местах общей площадью 0,05 га в квартале 105 Коткозерского участкового лесничества путем складирования древесины вдоль лесной дороги на осушительных канавах (длина 46 метров, ширина 5,5 метра, площадь 0,03 га) и в квартале 120 складирование древесины произведено вдоль лесной дороги на протяжении 14 метров от угла линии N 9-10-11 делянки N 1 (длина 48 метров, ширина 4 метра, площадь 0,02 га).

27 апреля 2009 года заместителем старшего государственного инспектора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ООО “Карелфинлес“ самовольно заняло лесные участки в квартале 120 делянка N 3 выдел 33 Коткозерского района путем организации несанкционированных штабелей древесины; в квартале 105 Коткозерского участкового лесничества самовольно занятая площадь лесного участка путем складирования древесины
вдоль лесной дороги составила 0,03 га; в квартале 120 Коткозерского участкового лесничества самовольно занятая площадь лесного участка составила 0,02 га, складирование древесины произведено вдоль лесной дороги 14 метров от угла линии N 9-10-11 делянки N 2 квартала 120 Коткозерского участкового лесничества.

Действия Общества квалифицированы по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Постановлением N 3 заместителя старшего государственного лесного инспектора от 12.03.2009 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Обществу вменено самовольное занятие лесных участков:

- квартал 105 Коткозерского участкового лесничества - 0,03 га, складирование древесины произведено вдоль лесной дороги на осушительных канавах;

- квартал 120 делянка N 2 Коткозерского участкового лесничества - 0,02 га, складирование древесины произведено вдоль лесной дороги от угла линии N 9-10-11.

Общество, указывая на незаконность привлечения его к административной ответственности, настаивает на недоказанности Лесничеством факта совершения ООО “Карелфинлес“ инкриминируемого деяния, ссылаясь при этом на наличие договора подряда N 1/01-Ол от 19.01.2009, заключенного между ООО “Карелфинлес“ (заказчик) и ООО “Крона“ (исполнитель).

Суд первой инстанции, оценив доводы Общества, отклонил их со ссылкой на статьи 9, 25, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для изменения решения суда.

В соответствии с частью 8 статьи 29 “Заготовка древесины“ Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом N 201-ФЗ от 04.12.2006, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно части 1
статьи 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что лесные участки, на которых обнаружено складирование древесины, Обществу в аренду не передавались.

Актом от 22.06.2009 подтверждается, что с 01.01.2009 по лесохозяйственной дороге кварталы N 105, 106, 107, 153, 121, 134, 147, 165, 180, 181, 182, 166, 149, 150, 203 вывоз заготовленной древесины осуществляло только ООО “Карелфинлес“ (т. 1 л.д. 105).

Суд правомерно отклонил доводы заявителя об отсутствии его вины, т.к. обязанность по соблюдению правил заготовки древесины, в том числе по своевременному вывозу древесины, возлагается законом исключительно на лесопользователей, которым, в данном случае является ООО “Карелфинлес“.

Договором подряда (пункт 6.7) N 1/01-Ол предусмотрена обязанность подрядчика компенсировать расходы ООО “Карелфинлес“ по уплате штрафов за нарушения ООО “Крона“ лесохозяйственных требований (т. 1 л.д. 114 - 120).

Довод заявителя об отсутствии у ГУ РК “Питкярантское центральное лесничество“ полномочий по составлению протокола об административном правонарушении и рассмотрению дела об административном правонарушении также оценивался судом первой инстанции и правомерно отклонен.

Согласно пункту 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.

Согласно статье 23 Лесного кодекса основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются
лесничества и лесопарки.

На основании пункта 9 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П государственное учреждение Республики Карелия “Питкярантский лесхоз“ реорганизовано в государственное учреждение Республики Карелия “Питкярантский центральное лесничество“.

Как следует из пункта 12 распоряжения от 22.11.2007, основной целью деятельности лесничества является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 04.04.2008 N 155 установлено, что государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять, в том числе старшие государственные лесные инспекторы и их заместители в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.

Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 178 от 14.04.2008 установлено, что в полномочия центральных лесничеств, в том числе, входит осуществление государственного лесного контроля и надзора, а также привлечение в установленном порядке арендаторов лесного фонда к административной ответственности за нарушение законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Из изложенного усматривается, что оспариваемое распоряжение издано уполномоченным лицом в пределах установленных законом полномочий.

Представленное Обществом Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 15.10.2009 не свидетельствует об отсутствии у Лесничества полномочий на осуществление государственного лесного контроля и надзора. Ненормативные правовые акты Министерства лесного хозяйства Республики Карелия, которыми Министерство наделило подведомственные ему государственные учреждения Республики Карелия - центральные лесничества функциями и правами в сфере осуществления государственного лесного контроля и надзора в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.

Суд первой инстанции дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ООО “Карелфинлес“ не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом
1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 июля 2009 года по делу N А26-4272/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Карелфинлес“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

ФОКИНА Е.А.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ЛОПАТО И.Б.