Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2009 по делу N А26-6226/2009 Исполнительный лист о взыскании долга с бюджетного учреждения не возвращается без исполнения в отсутствие лицевого счета в конкретном органе Казначейства РФ, так как этот орган по месту нахождения учреждения, получивший исполнительный лист и выявивший отсутствие лицевых счетов должника, должен установить и направить исполнительный лист для исполнения в надлежащий орган Казначейства РФ по месту открытия счета, а не возвращать его взыскателю по не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ основаниям.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 г. по делу N А26-6226/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М.Л.Згурской

судей О.В.Горбачевой, И.А.Дмитриевой

при ведении протокола судебного заседания: О.В.Енисейской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13127/2009) Отделения по г. Петрозаводску Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2009 по делу N А26-6226/2009 (судья М.А.Одинцова), принятое

по заявлению ОАО “Ростелеком“ в лице Территориального Управления N 8 (ТУ-8) Северо-Западного филиала ОАО “Ростелеком“

к Отделению по г. Петрозаводску Управления Федерального казначейства по Республике Карелия

о признании незаконными действий по
возврату исполнительного документа

при участии:

от заявителя: не явился (извещен)

от ответчика: Караульных Е.В. (доверенность от 26.12.2008 N 10-1.1-08/2384)

установил:

открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи “Ростелеком“ в лице Территориального управления N 8 Северо-Западного филиала ОАО “Ростелеком“ (далее - ОАО “Ростелеком“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Отделения по городу Петрозаводску Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Казначейство, ответчик) по возврату без исполнения исполнительного листа N 110930, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу N А26-4121/2008, на взыскание с Войсковой части 96619 в пользу Общества 500 руб. расходов по государственной пошлине, и обязании Казначейства принять к исполнению указанный исполнительный лист.

Решением суда от 31.08.2009 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Казначейство просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, в нарушение части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица войсковую часть 96619. Судом не исследованы вопросы, открыт ли войсковой части 96619 лицевой счет в органах Федерального казначейства или нет, является ли данная войсковая часть юридическим лицом. Судом при вынесении решения не учтено, что в нарушение пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Общество направило исполнительный документ в орган Федерального казначейства не по месту открытия лицевых счетов, в связи с чем, Казначейство обоснованно возвратило исполнительный лист. Законность возврата Казначейством исполнительного листа подтверждается статьей 242.3 БК РФ, пунктом 14 Административного регламента исполнения
Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н.

Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Арбитражного суда Республики Карелия от 03.09.2008 по делу N А26-4121/2008 выдан исполнительный лист N 110930 о взыскании с войсковой части 96619 в поскольку Общества 3628 руб. 85 коп. задолженности за услуги связи, предоставленные на основании договора от 28.03.2006 N 57012/2 за период с октября 2007 года по февраль 2008 года и 500 руб. расходов по государственной пошлине.

Задолженность за услуги связи в размере 3628 руб. 85 коп. оплачена должником.

22.06.2009 исполнительный лист в части взыскания с войсковой части 96619 в поскольку Общества 500 руб. расходов по государственной пошлине направлен Обществом в Казначейство для исполнения.

Письмом от 30.06.2009 N 10-02-66.3257/1056 ответчик возвратил Обществу исполнительный лист, сославшись на отсутствие у должника лицевых счетов, открытых в Казначействе. Также ответчиком указано, что в Казначействе обслуживается получатель средств федерального бюджета - Войсковая часть 96848. На базе указанной войсковой части с 01.01.2008 открыто
объединенное финансовое хозяйство с зачислением на финансовое довольствие Войсковой части 96619.

Общество, считая действия Казначейства по возврату исполнительного листа N 110930 не соответствующими закону и нарушающими его права, обратилось с заявлением в суд.

Суд, установив, что Казначейство возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, удовлетворил заявление.

Апелляционная инстанция считает, что суд, удовлетворяя заявление, правомерно исходил из следующего.

В силу статей 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.

Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.

Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.

Согласно пункту 7 статьи 241 БК РФ органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.

Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных
актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.

Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.

Судом первой инстанции установлено, что в данном случае Казначейство таких действий не произвело, а возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Казначейства по возврату без исполнения исполнительного листа N 110930, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу N А26-4121/2008, на взыскание с Войсковой части 96619 в пользу Общества 500 руб. расходов по государственной пошлине.

Не может быть признана обоснованной ссылка Казначейства на нарушение судом норм процессуального права.

Суд, рассмотрев дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказав протокольным определением от 27.08.2009 в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковой
части 96619, не нарушил положений статьи 51 АПК РФ.

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.08.2009 по делу N А26-6226/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗГУРСКАЯ М.Л.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

ДМИТРИЕВА И.А.