Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 по делу N А56-30476/2009 Денежные средства, полученные налогоплательщиком в качестве субсидий на покрытие убытка, связанного с применением государственных регулируемых цен на оказанные населению услуги и с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, в силу пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2009 г. по делу N А56-30476/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.П.Загараевой,

судей М.В.Будылевой, В.А.Семиглазова,

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10985/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2009 г. по делу N А56-30476/2009 (судья Ю.П.Левченко), принятое

по иску (заявлению) ООО “РКС-энерго“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области

о признании недействительным решения

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен, уведомление
N 953424);

от ответчика (должника): Ю.В.Грудиева, доверенность от 11.01.2009 г.;

установил:

общество с ограниченной ответственностью “РКС-энерго“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 14.01.2009 г. N 200 и обязании возвратить НДС в размере 610339 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества.

Решением суда первой инстанции от 03.07.2009 требования Общества удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ИФНС РФ по Тосненскому району ЛО просит решение суда в части признания недействительным оспариваемого решения отменить, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что бюджетные средства, перечисленные Обществу Комитетом социальной защиты населения, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений, а подлежат включению в облагаемую НДС базу, поскольку представляют собой часть выручки за оказанные услуги по отпуску электроэнергии населению.

Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Общества.

Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.08.2008 г. Обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за февраль 2006 г.

По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации инспекцией составлен акт проверки от 02.12.2008 г. и принято решение от 14.01.2009 г.
N 200 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 610339 руб. и отказано в привлечении Общества к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Из материалов дела следует, что в спорном периоде Общество оказывало населению услуги по обеспечению электроэнергией по государственным регулируемым тарифам, в том числе льготным категориям.

Во второй уточненной декларации за февраль 2006 г. Обществом уменьшена сумма реализации на 4001115 руб., уменьшен исчисленный налог на 610339 руб. по сравнению с указанным в ранее представленной налоговой декларации по НДС за спорный период, в которой сумма 4001115 руб. была включена в облагаемую НДС базу.

Подача уточненной декларации обусловлена исключением налогоплательщиком из налогооблагаемой базы денежных средств (субвенций), полученных от Комитетов социальной защиты населения Ленинградской области, в качестве возмещения затрат от предоставления субсидий на оплату электроэнергии льготным категориям граждан.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (абзац 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ).

Материалами дела подтверждается, что Общество оказывало услуги по электроснабжению населению, в том числе гражданам, имеющим предусмотренные законодательством льготы по оплате этих услуг.

Согласно материалам дела в 2006 г. Общество
реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным приказом Правительства Ленинградской области от 20.12.2005 г. N 100-п. Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.

Как следует из материалов дела, на основании заключенных договоров уполномоченные государственные органы и учреждения (Комитеты социальной защиты населения, Администрации МО) в рамках реализации общероссийской программы оказания социальной помощи населению и в пределах выделенных ассигнований в спорном периоде перечисляли Обществу средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам услуг электроснабжения по установленным тарифам.

За февраль 2006 г. фактически перечислены денежные средства в размере 4001115 руб.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Бюджетные средства, перечисленные Обществу для возмещения его расходов, не связаны с оплатой услуг электроснабжения.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг).

В силу пункта 1 статьи 39
НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ (пункт 1 статьи 53, пункт 1 статьи 154 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены.

В силу абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий) при определении налоговой базы не учитываются.

Из анализа совокупности указанных норм НК РФ следует, что налоговая база по НДС определяется как цена реализованных услуг, указанная сторонами сделки купли-продажи этих услуг.

Сторонами сделки по предоставлению коммунальных услуг является Общество и гражданин-потребитель.

Общество предоставляет потребителям услуги электроснабжения, а потребители оплачивают их по льготным ценам.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а не пункт 14.

Согласно пункту 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N
307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.

При реализации услуг льготным категориям граждан пунктом 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлен специальный порядок расчета размера платы, согласно которому в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, то размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

При реализации коммунальных услуг по льготной цене Общество не получает полную оплату (цену) электроэнергии, в связи с чем у Общества возникает убыток.

Поэтому одновременно с установлением льготного порядка оплаты коммунальных услуг, государство предусмотрело и механизм компенсации организациям - исполнителям коммунальных услуг их расходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям граждан.

Компенсация данных расходов производится путем перечисления бюджетных средств в форме субвенций на расчетный счет исполнителя коммунальной услуги. Размер перечисляемых бюджетных средств утверждается законами об областном бюджете на соответствующий год.

Возмещение расходов (убытков) Обществу производилось путем перечисления из бюджетов денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе на расчетный счет налогоплательщика.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе, признаются субвенциями.

Выплачиваемые из бюджета денежные средства являются расходами бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При перечислении бюджетных средств в платежных поручениях указываются сведения о направлении расхода в соответствии с бюджетной классификацией расходов в целях обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных государственных функций и решение социально-экономических задач.

Согласно сведениям о назначении бюджетных средств, указанным в платежных поручениях, денежные средства предоставлялись Обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Обществом услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Следовательно, данные денежные средства не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Полученные Обществом денежные средства являются субсидиями на покрытие убытка, связанного с применением обществом государственных регулируемых цен на оказанные населению услуги и с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Следовательно, указанная денежная компенсация в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ не включается в налоговую базу по НДС.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа правовых оснований для включения полученных Обществом дотаций в облагаемую НДС базу и доначисления налога в сумме 610339 руб. соответствует положениям налогового законодательства.

Довод инспекции о том, что получаемая дотация покрывает все расходы с учетом начисления НДС, подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания закона (статья 154 НК РФ) суммы субвенций при определении налоговой базы не учитываются.

Более того, в резолютивной части оспариваемого решения налогового органа Инспекция указывает на необходимость уплаты Обществом налога, который уже был оплачен заявителем при предоставлении ранее налоговой декларации. Данным пунктом оспариваемого решения нарушаются права и законные интересы Общества, предложение уплатить уже уплаченный налог за тот
же налоговый период не соответствует действующему законодательству.

Таким образом, оспариваемое решение Инспекции является неправомерным и подлежит признанию недействительным.

Инспекция также ссылается на то, что в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ, внесшим изменения в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по таким делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, по мнению налогового органа, поскольку он освобожден от уплаты госпошлины, суд первой инстанции не должен был взыскивать расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. с Инспекции в пользу заявителя.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании... ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными организации уплачивают госпошлину в размере 2000 руб.; при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 500001 руб. до 1000000 руб. - 11 500 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 500000 руб.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Обществом была уплачена госпошлина в общем размере 14603,39 руб., то есть согласно
вышеприведенным нормам НК РФ госпошлина по оспариваемому решению составила 2000 руб., по имущественному требованию - 12603,39 руб.

Требования заявителя были удовлетворены в части признания недействительным решения налогового органа.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Данной нормой прямо предусмотрено освобождение указанных лиц непосредственно от уплаты госпошлины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Вышеприведенные положения не содержат указания на освобождение налоговых органов (в частности) от возмещения другой стороне судебных расходов, которые состоят из судебных издержек и госпошлины.

То есть в случае удовлетворения арбитражным судом требований заявителя, не освобожденного от уплаты госпошлины по делу, распределение судебных расходов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: если проигравшей стороной является государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты госпошлины, то с него взыскиваются в пользу другой (выигравшей) стороны понесенные судебные расходы, в том числе и госпошлина.

Кроме того, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, не предусмотрено такого основания для возврата заявителю (лицу, не освобожденному от уплаты госпошлины и выигравшему судебный спор) из бюджета госпошлины,
как освобождение ответчика (государственного органа, органа местного самоуправления) от уплаты госпошлины.

Таким образом, в связи с удовлетворением требований заявителя по настоящему делу в части признания недействительным решения налогового органа, уплаченная Обществом по данному требованию госпошлина в размере 2000 руб. подлежит в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесению на ответчика, то есть взысканию с налогового органа в пользу Общества.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора в обжалуемой части суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебный акт в обжалуемой части отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 июля 2009 года по делу N А56-30476/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗАГАРАЕВА Л.П.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.