Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 по делу N А42-4146/2009 Представленная юридическим лицом справка об охране атмосферного воздуха, составленная на основании анализа расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не является доказательством, подтверждающим состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, так как при проверке уполномоченный орган в сфере природопользования не производил отборы проб, не составлял документы, фиксирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, превышающие установленные разрешением нормы.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. по делу N А42-4146/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10033/2009) Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.2009 по делу N А42-4146/2009 (судья Л.П.Соломонко), принятое
по иску (заявлению) Североморского МУП тепловых сетей
к Департаменту ФС по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.09 N 1767/14
при участии:
от истца (заявителя): представителя Ю.Я.Климчук (доверенность от 12.11.08 N 3946)
от ответчика (должника): представителя Е.В.Русаковой (доверенность от 15.07.09 N ОБ/2076)
установил:
Североморское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей (Далее - Предприятие, МУП “Североморские теплосети“) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) от 29.05.2009 N 1767/14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.07.2009 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить принятое решение, как незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт по делу, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, Предприятие правомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом на основании Распоряжения от 05.05.2009 N 78 проведена проверка Предприятия в части соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Основанием для проведения выездной внеплановой проверки явилось обращение жителей п. Росляково, п. Росляково Южное в Департамент в связи с “загазованностью поселков“ (л.д. 18 - 19).
В период с 14.05.2009 по 26.05.2009 государственными инспекторами Департамента Д.М.Осокиным и А.А.Фурлет проверены стационарные источники выбросов в атмосферный воздух в п. Росляково - котельная 7 теплового района МУП “Североморские тепловые сети“.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 96-ФЗ принят 04.05.1999, а не 14.05.1999.
Результаты проверки отражены в акте от 26.05.2009 N 1767/05, согласно которому установлено нарушение части 1 статьи 16 Федерального закона “Об охране атмосферного воздуха“ от 14.05.1999 N 96-ФЗ (далее - Закон N 96-ФЗ), выразившееся в превышении нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), производимых котельной 7 теплового района Предприятия, по ангидриду сернистому (серы диоксид) 3 класса опасности, в 1,05 раза (22,9151 т/год), что не соответствует условиям разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух от 30.11.2007 N 1561 (л.д. 23 - 27).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 26.05.2009 N 1767/15 Предприятие нарушило условия специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ (л.д. 33 - 35).
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 18.21 в Кодексе РФ об административных правонарушениях отсутствует, имеется в виду часть 2 статьи 8.21.
Постановлением от 29.05.2009 N 1767/14 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 18.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 30000 руб. (л.д. 7 - 8).
Не согласившись с постановлением административного органа, Предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, придя к выводу об отсутствии события административного правонарушения, так как счел, что Департаментом не доказан факт нарушения Предприятием условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 96-ФЗ, нарушение требований которой вменяется Предприятию, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Согласно статье 14 данного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 30.11.2007 N 1561 выдано Предприятию Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области. В приложении 1 к разрешению указаны перечень и количество вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории п. Росляково-1 (л.д. 28 - 29).
Из материалов дела следует, что факт выброса в атмосферный воздух в количестве, превышающем установленный предел, установлен Департаментом на основании представленной Предприятием справки об охране атмосферного воздуха от 20.05.2009 N 276, составленной на основании анализа расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников котельной 7 района, находящихся на балансе Предприятия, за 2008 год (л.д. 30).
Суд первой инстанции, оценивая указанный документ, пришел к правильному выводу о том, что он не может быть признан в качестве доказательства, подтверждающего наличие в действиях Предприятия вменяемого нарушения, поскольку содержащиеся в справке сведения не содержат точных данных о фактическом размере выбросов, так как не являются результатом замеров, а получены расчетным путем.
Частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Таким образом, наступление ответственности в данном случае связано с количественными показателями выбросов вредных веществ, для установления наличия состава вменяемого Предприятию правонарушения необходимо определение перечня и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.
Последовательность действий при осуществлении полномочий по государственному контролю за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха установлена Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 N 300.
Согласно регламенту по результатам проверки составляется акт проверки, к которому прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Проводимые в ходе проверки аналитические (инструментальные) измерения выбросов загрязняющих веществ от источников объекта проверки, состава атмосферного воздуха, содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ включают отбор проб и выполнение анализов и осуществляются с целью проверки результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников и соответствия количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ их значениям, указанным в нормативах предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) и в разрешении на выброс загрязняющих веществ, а также состояния атмосферного воздуха.
Из имеющихся в деле документов усматривается, что Департаментом в ходе проведения проверки не производились отборы проб, инструментальные замеры, не составлялись акты, протоколы, которыми были бы зафиксированы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, превышающие установленные разрешением от 30.11.2009 N 1561 нормы. Таким образом, Департаментом не представлены доказательства, подтверждающие наличие в действиях Предприятия объективной стороны правонарушения.
Предприятием представлен в материалы дела протокол от 19.05.2008 N 159 инструментального контроля промышленных выбросов в атмосферу, осуществленного аттестованной лабораторией ЦЛАТИ по Мурманской области в соответствии с программой производственного контроля (л.д. 85 - 88). Согласно данному протоколу превышений ПДВ, установленных специальным разрешением, в пробах, отобранных от котельной 7 района, не установлено.
В соответствии с положениями части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Департамента законных оснований для привлечения Предприятия к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06 июля 2009 года по делу N А42-4146/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМЕНОВА А.Б.
Судьи
ЗОТЕЕВА Л.В.
САВИЦКАЯ И.Г.