Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2009 по делу N А56-49810/2008 При нарушении сроков уборки вагонов по вине перевозчика к нему применяются предусмотренные статьей 100 Устава железнодорожного транспорта РФ штрафные санкции, основания для взыскания которых подтверждаются представленными уведомлениями об окончании погрузки вагонов, ведомостями подачи и уборки вагонов и памятками приемосдатчика.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2009 г. по делу N А56-49810/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Черемошкина В.В.

судей Медведева И.Г., Слобожанина В.Б.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ковальчук Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8503/2009) ОАО “Российские железные дороги“

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2009 по делу N А56-49810/2008 (судья Апранич В.В.), принятое

по иску ЗАО “Ленстройкомплектация“

к ОАО “Российские железные дороги“

о взыскании 142.040 руб.

при участии:

от истца: Боронин А.А. по доверенности N 02/01 от 01.01.2009

от ответчика: Петрунина А.А. по доверенности
от 25.12.2008.

установил:

закрытое акционерное общество “Ленстройкомплектация“ (далее по тексту истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее по тексту ответчик, ОАО “РЖД“, Дорога) о взыскании 142.040 руб. штрафа за задержку уборки вагонов.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению ОАО “РЖД“ судом нарушены нормы материального права, а также выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Дорога ссылается на то, что акты общей формы, составленные в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 г. N 45 (далее по тексту Правила составления актов), подписанные представителями ОАО “РЖД“ и Общества с разногласиями, в силу пункта 3.2.4 Правил составления актов являются доказательством, подтверждающим отсутствие вины Дороги в несвоевременной уборке вагонов. Ответчик указывает на то, что акты общей формы вручались представителю Общества своевременно, и данный факт подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов с отметками о составлении актов общей формы, подписанными представителем Общества.

Истец представил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 21.05.2007 между Обществом (владелец) и Дорогой (перевозчик) заключен договор N
66/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Каменногорск, обслуживаемого собственным локомотивом.

По параграфу 5 договора подача вагонов и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования производятся по уведомлению круглосуточно.

Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути, дальнейшее продвижение их производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (параграф 7 договора). Вагоны с пути необщего пользования возвращаются перевозчику локомотивом владельца на выставочные пути (параграф 9 договора).

В соответствии с параграфом 8 договора с железнодорожного подъездного пути возвращается (по мере готовности к уборке) не более 58 вагонов.

Осмотр и передача вагонов в коммерческом отношении производятся на выставочных путях владельца, в техническом отношении - на железнодорожных путях станции Каменногорск (параграф 11 договора).

В соответствии с параграфом 12 договора готовые к уборке вагоны должны убираться перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 6 часов после получения уведомления от владельца железнодорожных путей о готовности к уборке (т.е. в течение 4 часов с момента исчисления срока уборки, установленного абз. 2 п. 3.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования срока уборки вагонов).

В период с 03.06.2006 по 26.06.2006 произошла задержка уборки вагонов на выставочных путях владельца.

Полагая, что такая уборка осуществлялась Дорогой с нарушением установленных в договоре сроков, Общество на основании положений статьи 100 УЖТ начислило ответчику штраф и с соблюдением претензионного порядка обратилось в арбитражный суд с иском о его взыскании.

Суд первой инстанции, установив факт задержки перевозчиком вагонов под погрузкой и выгрузкой на выставочных путях владельца на основании представленных истцом доказательств, обоснованно признал подлежащим удовлетворению требование о взыскании штрафа.

Изучив материалы дела,
выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд, апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.

Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее по тексту Правила N 26).

В соответствии с пунктом 3.7. Правил N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.

Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно пунктам 4.3 и 4.5 Правил N 26 время нахождения
вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.

Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, урегулирован порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных Уставом, с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

В качестве доказательства простоя вагонов в указанный период и обоснованности заявленных требований Общество представило памятки приемосдатчика, уведомления об окончании погрузки вагонов, ведомости подачи и уборки вагонов, квитанции о приеме грузов в вагоны, указанные в памятках приемосдатчика, акты общей формы и разногласия к ним.

Из содержания актов общей формы следует, что при коммерческом осмотре вагонов установлено, что задержка произошла ввиду неочистки хребтовой балки вагонов от остатков груза. Акты общей формы подписаны представителями Дороги и Общества.

Из содержания актов также следует, что они составлены на станции Каменногорск с участием работников УЖД и представителя Общества.

Таким образом, вопреки условиям договора (параг. 11) осмотр в коммерческом отношении вагонов произведен не на выставочных путях владельца (т.е. после погрузки в вагоны перевозимых грузов), а на станции.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в силу статьи 119 УЖТ составленные акты общей формы освобождают ОАО “РЖД“ от ответственности за несвоевременную уборку
вагонов, не принимается апелляционным судом, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения обстоятельств, перечисленных в этом пункте. В перечень обстоятельств, удостоверяемых актом общей формы, просрочка уборки вагонов не входит.

В соответствии с параграфами 5, 6 договора от 01.02.2007 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования производятся по уведомлениям. О готовности вагонов к уборке с подъездного пути приемосдатчик уведомляет общество по телефону, с последующим вручением письменного уведомления. В соответствии с пунктом 3 договора от 11.11.1999 г. N 87/99 готовые к уборке вагоны убираются с выставочных путей локомотивом станции Каменногорск в течение 2-х часов после получения ОАО “РЖД“ уведомления.

В материалы дела представлены уведомления об окончании погрузки вагонов и памятки приемосдатчика, из которых следует, что вагоны были поданы без каких-либо замечаний.

Более того, сведения о дате составления актов общей формы противоречат сведениям (время выполнения операции), указанным в памятках приемосдатчика на уборку вагонов, следовательно, данные акты не могут являться надлежащим доказательством того, что задержка вагонов произошла в связи с их неочисткой грузоотправителем. Также в актах общей формы указано время очистки вагонов грузоотправителем (несколько часов), однако дорога не представила уведомлений Общества о завершении операций по очистке вагонов и их готовности к отправке, если учесть, что хребтовые балки после погрузки грузов оказались не очищены, а впоследствии, после предупреждения о наличии остатков груза, очищались Обществом.

При наличии фактов нарушения сроков уборки вагонов по вине Дороги суд первой инстанции правомерно применил к ОАО “РЖД“ предусмотренные статьей 100 УЖТ штрафные санкции,
основания для взыскания которых подтверждены представленными в материалы дела уведомлениями об окончании погрузки вагонов, ведомостями подачи и уборки вагонов и памятками приемосдатчика.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины остаются на ответчике.

Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2009 по делу N А56-49810/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЧЕРЕМОШКИНА В.В.

Судьи

МЕДВЕДЕВА И.Г.

СЛОБОЖАНИНА В.Б.