Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 по делу N А56-15409/2009 При несоблюдении установленного действующим законодательством порядка приватизации земли, используемой государственным сельскохозяйственным предприятием, у акционерного общества, созданного при реорганизации данного предприятия, право коллективно-совместной собственности на землю не возникает и спорный земельный участок остается в государственной собственности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2009 г. по делу N А56-15409/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Гафиатуллиной Т.С.

судей Зайцевой Е.К., Копыловой Л.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ляховой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8667/2009) Ф.И.О. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2009 по делу N А56-15409/2009 (судья Преснецова Т.Г.), принятое

по заявлению Ф.И.О. br>
к Администрации муниципального образования “Ломоносовский район“

заинтересованное лицо: АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии:

от заявителя: представителя Веселовой А.Я. (доверенность от 06.04.2009), представителя Карабалиной
В.С. (доверенность от 24.09.2009), Аксеновой Е.Н. (паспорт)

от заинтересованных лиц: 1. не явился (извещен)

2. представителя Петуховой А.В. (доверенность от 16.02.2009)

установил:

Ф.И.О. (далее - Аксенова Е.Н., заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Главы Муниципального образования “Ломоносовский район“ от 18.12.2000 N 510 “О приведении в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации документов о правах собственности на землю по АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено акционерное общество закрытого типа “Птицефабрика “Ломоносовская“, правопредшественник открытого акционерного общества “Птицефабрика “Ломоносовская“ (далее - ОАО “Птицефабрика “Ломоносовская“).

Решением суда от 01.06.2009 в удовлетворении заявления Аксеновой Е.Н. отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии у Аксеновой Е.Н. права, которое могло быть нарушено постановлением от 18.12.2000 N 510.

Не согласившись с выводами судебного акта, Аксенова Е.Н. обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение от 01.06.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители Аксеновой Е.Н. и ОАО “Птицефабрика “Ломоносовская“ поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Администрация Муниципального образования “Ломоносовский район“ (далее - Администрация) своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 12.11.1992 N 273/1 государственному предприятию “Птицефабрика “Ломоносовская“
предоставлено в бессрочное пользование для сельскохозяйственных целей 680 га земель, в том числе 303 га сельскохозяйственных угодий.

Государственное предприятие “Птицефабрика “Ломоносовская“ реорганизовано в акционерное общество закрытого типа “Птицефабрика “Ломоносовская“ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса“.

Решением внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации государственного предприятия “Птицефабрика “Ломоносовская“ от 19.11.1992 в коллективно-долевую собственность трудовому коллективу передано имущество на сумму 55 498 000 рублей согласно акту оценки стоимости имущества названного предприятия по состоянию на 01.01.1992. При этом земельный участок не указан в составе имущества, подлежащего передаче в собственность трудового коллектива.

Данное решение утверждено распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 01.12.1992 N 259.

Работники государственного предприятия “Птицефабрика “Ломоносовская“ 24.12.1992 заключили учредительный договор АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“, в соответствии с пунктом 3.2 которого уставный фонд названного общества составил 55 498 000 рублей.

Пунктом 3.4 учредительного договора установлено, что распределение земли по паям не производится в связи с тем, что земельные площади не обеспечивают производства травяной муки.

Аналогичное положение содержится в пункте 5.4 устава АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“, утвержденного 24.12.1992 учредительной конференцией полномочных представителей трудового коллектива и зарегистрированного постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 12.04.1993 N 96/5.

Постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 09.09.1993 N 261/19 “О передаче земель акционерному обществу закрытого типа “Птицефабрика “Ломоносовская“ для сельскохозяйственных целей АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“ передано 303 га земель в коллективно-совместную собственность бесплатно согласно приложению N 1 и для сельскохозяйственных, производственных и других нужд - 344 га земель в постоянное (бессрочное) пользование согласно приложению N 2.

АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“
выданы свидетельство от 29.09.1993 N 11/7910 о праве коллективно-совместной собственности на землю в отношении 303 га земли и свидетельство от 29.09.1993 N 11/7911 о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю площадью 344 га.

Постановлением главы МО “Ломоносовский район“ от 18.12.2000 N 510 “О приведении в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации документов о правах собственности на землю по АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“ постановление мэра Ломоносовского района от 09.09.1993 N 261/19, а также свидетельство на право собственности на землю от 29.09.1993 N 11/7910 и свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования на землю от 29.09.1993 N 11/7911 признаны утратившими силу. Ломоносовскому райкомзему предписано внести изменения в данные государственного земельного учета и учитывать земли АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“ на правах постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с постановлением мэра Ломоносовского района от 12.11.1992 N 273/1.

В дальнейшем АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“ реорганизовано в ЗАО “Птицефабрика “Ломоносовская“, а затем в ОАО “Птицефабрика “Ломоносовская“.

По представлению прокуратуры глава МО “Ломоносовский район“ постановлением от 19.12.2005 N 721 отменил свое постановление от 18.12.2000 N 510 и внес изменения и дополнения в постановление мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 09.09.1993 N 261/19.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 по делу N А56-2689/2006 по заявлению ЗАО “Птицефабрика “Ломоносовская“ постановление от 19.12.2005 N 721 признано недействительным.

Аксенова Е.Н., являясь работником заинтересованного лица, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления главы МО “Ломоносовский район“ от 18.12.2000 N 510, указывая на то, что данным постановлением нарушены ее права как участника коллективно-совместной собственности на земельный участок площадью 303 га.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции
норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Порядок проведения земельной реформы в сфере агропромышленного комплекса в период реорганизации государственного предприятия “Птицефабрика “Ломоносовская“ регулировался Указами Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР“ (далее - Указ N 323) и от 27.10.1993 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов“ и от 04.09.1992 N 708 “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса“ (далее - Постановление N 708).

В соответствии с Указом N 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, предлагалось до 1 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

Статьей 6 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование; в случаях же преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).

Порядок передачи земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективную совместную собственность граждан закреплялся статьей 8 Земельного кодекса РСФСР, согласно которой такие земли передавались в коллективную совместную собственность граждан по решению общих собраний названных предприятий.

Пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий,
утвержденного Постановлением N 708, регламентирован следующий порядок определения земельных долей. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213. В них включаются: работники колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий); временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992.

Пунктом 23 названного Положения предусмотрено, что передача в собственность трудовым коллективам имущества животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комбинатов осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Реорганизация этих предприятий осуществляется в порядке, предусмотренном разделами I и II того же положения, как целостных производственных структур; в случае, если земельные площади хозяйств достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства, работник не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства.

В пунктах 1
и 2 Указа N 323 установлено, что приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и данным Указом; решения по распределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Названный порядок приватизации земли, ранее используемой государственным предприятием “Птицефабрика “Ломоносовская“, соблюден не был: документов, подтверждающих решение трудового коллектива о выборе формы собственности на землю, не представлено; заявка на предоставление земли со списком лиц, имеющих право на получение земли в собственность, в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий не подавалась; представление Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам не оформлялось.

Список акционеров АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“, составленный в 1992 году, не может рассматриваться в качестве списка лиц, имеющих право на приватизацию земли, поскольку в силу пункта 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением N 708, правом на включение в этот список и на приватизацию земли обладали не только работники и акционеры названного государственного предприятия, но и другие лица, перечисленные в указанном пункте.

При таких обстоятельствах постановление мэра Ломоносовского района от 09.09.1993 N 261/19 о передаче земельного участка площадью 303 га в коллективно-совместную собственность АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“ не может рассматриваться как надлежащее решение о приватизации земли. Названное общество субъектом данного права быть не может, а списка лиц, являющихся участниками данного вида собственности, не имеется. К тому же свидетельство о коллективно-совместной собственности на землю никому из граждан - членов трудового коллектива не выдавалось, а выдано в 1993 году только АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“.

В связи с тем, что постановление
мэра от 09.09.1993 N 261/19 принято с нарушением законодательства, глава МО “Ломоносовский район“ постановлением от 18.12.2000 N 510 правомерно признал утратившими силу постановление от 09.09.1993 N 261/19 и свидетельства о праве коллективно-совместной собственности АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“ на 303 га земли и о праве постоянного (бессрочного) пользования на 344 га земли.

Право коллективно-совместной собственности на земельный участок площадью 303 га не возникло ввиду отсутствия завершения процесса приватизации данного участка в установленном законом порядке, а, следовательно, данный участок остался в государственной собственности.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Аксеновой Е.Н. отсутствует право, которое может быть нарушено постановлением от 18.12.2000 N 510, а потому в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ее заявление удовлетворению не подлежит.

Доводы подателя жалобы о несоответствии формы резолютивной части оспариваемого решения требованиям части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться указанным в статье 270 Кодекса правовым основанием для отмены судебного акта.

Материалами дела не подтверждается выход суда первой инстанции за пределы предмета иска или изменения его в самостоятельном порядке.

Довод подателя жалобы о несоответствии постановления Главы Муниципального образования “Ломоносовский район“ от 18.12.2000 N 510 “О приведении в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации документов о правах собственности на землю по АОЗТ “Птицефабрика “Ломоносовская“ части 3 статьи 35 Конституции РФ, Конвенции “О защите прав человека и основных свобод“ статьям 1, 217, 572, 577, 578, 581 Гражданского кодекса РФ, статьям 1, 79 Земельного кодекса РФ, статьям 6, 18 Закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ носит декларативный характер и не может быть
положен в основание для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку у Аксеновой Е.Н. отсутствует право, которое может быть нарушено указанными правовыми нормами.

При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным. Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2009 по делу N А56-15409/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГАФИАТУЛЛИНА Т.С.

Судьи

ЗАЙЦЕВА Е.К.

КОПЫЛОВА Л.С.