Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 по делу N А26-2019/2009 Признаются недействительными решения таможенного органа о классификации ввозимых товаров в товарной субпозиции, отличной от указанной декларантом в грузовой таможенной декларации, послужившей основанием увеличения ставки таможенных пошлин, так как в силу разъяснений Федеральной таможенной службы классификация шин, применяемых для транспортных средств, предназначенных для использования вне дорожной сети, зависит от рисунка протектора, а не от классификационного кода ТН ВЭД транспортных средств.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 г. по делу N А26-2019/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Савицкой И.Г.,

судей Борисовой Г.В., Зотеевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барминой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8618/2009) Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2009 по делу N А26-2019/2009 (судья Зинкуева И.А.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества “Карельский окатыш“

к Карельской таможне

о признании решений и требования недействительными

при участии:

от заявителя: Голощапова А.Д. по доверенности от 26.03.2007 N СР/КО-029/07Д, Якуповой Л.Ф. по доверенности от
29.12.2008 N 12, Дмитриева А.Н. по доверенности от 29.12.2008 N 95;

от ответчика: Датской Е.И. по доверенности от 06.04.2009 N 54;

установил:

открытое акционерное общество “Карельский окатыш“ (далее - общество, ОАО “Карельский окатыш“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными решений о классификации товаров от 15.12.2008 N 10227000-21-18/26 и N 10227000-18/27 и требования об уплате таможенных платежей от 24.12.2008 N 28.

Решением от 28.05.2009 требования общества удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и оставить требования общества без удовлетворения. Податель жалобы полагает, что заявителем и судом неправильно применено правило 3а Основных правил интерпретации (далее - ОПИ) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Поскольку карьерные самосвалы относятся к транспортным средствам, классифицируемым в соответствии с ТН ВЭД (код 8704) как “моторные транспортные средства для перевозки грузов“, то отнесение, в свою очередь, шин для указанных самосвалов к товарной подсубпозиции ТН ВЭД “шины пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов“ (код 4011 20 900 0) таможня полагает правильным, основанным на верном применении правил 1 и 6 ТН ВЭД. Пояснения к ТН ВЭД, содержание которых использовано судом, по мнению таможенного органа, не имеют никакой юридической силы и являются вспомогательным рабочим материалом для участников ВЭД. Таможня указывает, что выводы суда об отсутствии на шине обозначения индекса нагрузки не соответствуют материалам дела. Также таможенный орган ссылается на наличие предварительных классификационных решений.

В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал,
а представитель заявителя возразил против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что в сентябре 2008 года на основании внешнеэкономического контракта от 12.11.2007 N РОК 08/10, заключенного с фирмой “Транзитайр“ Б.И.Мишлен Экспорт Фасилитиз“, общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - внедорожные шины 33.00 R51 XDR B4**E4R для карьерных самосвалов. Общество произвело декларирование ввозимых товаров и оформило грузовую таможенную декларацию N 10227030/250908/0001481 (далее - ГТД). Выпуск товара разрешен 25.09.2008.

В ГТД обществом указано следующее наименование товара: “шины новые, радиальные в комплекте с уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, посадочный диаметр 129,54 см, используются вне дорожной сети, на боковой поверхности шины надпись “OFF THE ROAD“, скоростной индекс 50 км/час: рисунок протектора “XDR“. Ввезенный товар классифицирован обществом в подсубпозиции 4011 94 00 00 ТН ВЭД, ставка таможенной пошлины - 5%.

После выпуска товаров таможней приняты решения, согласно которым товар классифицирован в подсубпозиции 4011 20 9000 0 ТН ВЭД - ставка ввозной пошлины 15%. В этой связи таможней в адрес ОАО “Карельский окатыш“ направлено требование об уплате платежей в сумме 663 841 руб. 49 коп. и пени в сумме 23 389 руб. 35 коп., которые уплачены обществом в полном объеме.

Реализуя право, предоставленное ему статьями 40, 45, 46 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании классификационных решений и требования об уплате таможенных платежей.

Суд первой инстанции признал требования общества обоснованными, отклонив доводы таможни о правомерности ее действий при принятии оспариваемых ненормативных актов.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы
апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 40 ТК Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания всегда связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).

Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации прежде всего значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношение к субпозициям. Лишь субпозиции Ф.И.О. являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).

Предметом спора о классификации в соответствии с ТН ВЭД являются новые шины, радиальные в комплекте с уплотнительными кольцами для карьерных самосвалов, посадочный диаметр 129,54 см, используются вне дорожной сети, на боковой поверхности шины надпись “OFF THE ROAD“, скоростной индекс 50 км/час: рисунок протектора “XDR“, изготовитель - “Transityre B.V.Michelin Export Facilities“.

Так как поставляемые шины предназначены для карьерных самосвалов - транспортных средств, используемых в горнодобывающей промышленности, имеющие посадочный диаметр 129,54 см, то есть более 61 см, с
рисунком протектора, отличным от “елочки“, то товар классифицирован обществом в товарной подсубпозиции 4011 94 000 0 ТН ВЭД РФ как “шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см“.

Таможня, в свою очередь, классифицировала товар в товарной подсубпозиции 4011 20 900 0 как “шины для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121“.

В соответствии Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД, в данном случае, может быть сравнима субпозиция 4011 20 - для автобусов и моторных транспортных средств для перевозки грузов с субпозицией “прочие: - с рисунком протектора в елочку или аналогичным рисунком протектора“ или субпозицией “прочие:“ (то есть с иным рисунком протектора), а также субпозиция следующего уровня 4011 20 9000 0 (с индексом нагрузки более 121) с субпозицией 4011 94 000 0 (для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности).

Исходя из описания субпозиции 4011 20 и субпозиций следующего уровня к ней, правовое значение для отнесения товара к указанной субпозиции имеет использование шин для моторных транспортных средств для перевозки грузов и такая характеристика товара как индекс нагрузки, на что также указано в пояснениях к подсубпозиции 4011 20 900 0.

Для отнесения товара в позиции 4011 к субпозиции “прочие“, в первую очередь, имеет значение применение шин для транспортных средств, основным назначением которых является не перевозка грузов, а использование таких средств в различных областях промышленности, а также такие характеристики, как рисунок протектора и посадочный диаметр.

Из содержания Пояснений к ТН ВЭД, в том числе к субпозициям 4011 62, 4011 63, 4011
93 и субпозиции 4011 94 следует, что в этих субпозициях термин “транспортные средства, используемые в строительстве или промышленности“ включает в себя также транспортные средства и оборудование для горнодобывающей промышленности.

Из материалов дела видно, что спорные шины предназначены для самоходных колесных машин - карьерных самосвалов, используемых только на открытых горных разработках горнодобывающей промышленности со скоростью не более 50 км/час, имеют посадочный диаметр 129, 54 см, на боковой поверхности шин имеется надпись “OFF-THE-ROAD“.

Таким образом, товары должны квалифицироваться по той выполняемой функции, которая придает данному товару основное свойство.

Согласно определению, данному в руководстве по эксплуатации в ОСТ 37.001.490-90, а также в соответствии с пунктом 3.1 Межгосударственного стандарта, самосвал карьерный является самоходной колесной машиной с открытой саморазгружающейся платформой загружаемой внешними средствами, предназначенной для транспортировки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующейся вне автомобильных дорог общего пользования.

Как усматривается из технических характеристик карьерного самосвала марки БелАЗ серии 7513, представленных заявителем, указанная техника представляет собой машину высотой 5,9 м, длиной 11, 5 м, весом 100 тонн, грузоподъемностью от 130 до 136 тонн. Из пояснений, представленных обществом следует, что в карьер самосвал доставляется в разобранном виде и собирается непосредственно в карьере. В силу своих технических характеристик карьерный самосвал может быть использован только вне дорог общего пользования; только на специальных технологических дорогах в карьере для передвижения по скальному грунту.

Из оценки названных документов, следует вывод о том, что карьерные самосвалы марки БелАЗ-75131, а также и прочие, используемые обществом (Caterpillar-785C, Euclid R-170) отличны от автомобилей - самосвалов категории транспортных средств для перевозки грузов, и ввезенные
для них шины не могут быть отнесены к субпозиции 4011 20.

Доводы таможни о том, классификация шин по субпозиции 4011 20 зависит от того, что карьерные самосвалы классифицируются в товарной субпозиции 8704 10 ТН ВЭД “моторные транспортные средства для перевозки грузов“ подлежат отклонению, как несостоятельные.

В Пояснениях к субпозициям 8704 10 автомобили-самосвалы предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, отличают от других грузовых транспортных средств среди прочих, в том числе и по таким параметрам как “ограниченные скорость движения и зона действия; специальные шины, используемые для движения по грунту“, то есть крупногабаритные шины для транспортных средств, используемых в горнодобывающей промышленности и эксплуатирующихся вне дорожной сети, а именно в карьере.

Как следует из ТН ВЭД, карьерные самосвалы не выделены в отдельную субпозицию в позиции 8704, вместе с тем, классификация шин, используемых на них, зависит от того, где используется транспортное средство.

Для рассматриваемой карьерной техники применяется код ОКОФ 142924020 раздела 14 “Машины и оборудование“ Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359. Согласно Классификатору основных фондов карьерные самосвалы относятся в группу “Машины и оборудование“, а не в группу “Транспортные средства“.

Также подлежит отклонению довод таможни о наличии индекса нагрузки в виде “звездочек“ на ввезенных шинах, как основание для отнесения спорного товара к субпозиции 4011 20 000 0. Согласно пункту 4.3 ГОСТ 26585-2003 “Межгосударственный стандарт: Шины пневматические крупногабаритные и сверхкрупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей (Технические условия)“ символом в виде одной, двух или трех звезд обозначается индекс прочности радиальной шины. Обоснования того, что это обозначение индекса прочности тождественно индексу нагрузки, обозначаемому цифрами, таможенный орган
не представил.

Судом апелляционной инстанции принято во внимание также то, что ФТС неоднократно давались разъяснения по вопросу классификации шин, применяемых для транспортных средств или иных машин, предназначенных для использования вне дорожной сети, в подсубпозициях 4011 61, 4011 62, 4011 63, 4011 69, 4011 92, 4011 93, 4011 94 или 4011 99 ТН ВЭД России в зависимости от назначения шины и рисунка протектора и наличия на боковой части шины маркировки на английском языке “OFF-THE-ROAD“ или дополнительных маркировок, в том числе “EARTHMOVER“ (“Е“), что соответствует в международной практике классификации спорных шин, международной Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Издание таких разъяснений (письмо ГТК РФ от 14.05.1999 г. N 10-07/14068 “О классификации товаров“), последующая отмена их, а затем возврат к разъяснениям (письмо ФТС России от 07.06.2007 г. N 01-06/21478), и вновь отмена таких разъяснений, свидетельствуют о разночтениях по классификации спорных шин у самого таможенного органа, которые не должны нарушать права и законные интересы участников ВЭД.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация при которой ФТС, а ранее и ГТК РФ, постоянно и последовательно в течение многих лет подтверждала свою правовую позицию о том, что новые пневматические шины для транспортных средств или иных машин и устройств, предназначенных для использования вне дорожной сети, классифицируются в подсубпозициях 4011 91 000 - 4011 99 000 ТН ВЭД, в зависимости от рисунка протектора.

Как справедливо указывает общество, в 2008 году ТН ВЭД не претерпела никаких существенных изменений в отношении позиции 4011, а шины не поменяли своего предназначения, и таким образом нет оснований для изменения кода на конкретный товар.

Предварительные классификационные решения о
коде товара, на которые ссылается таможня, не могут быть приняты во внимание, поскольку они (решения) приняты после оспариваемых заявителем решений таможни. Кроме того, решением Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2009 по делу N А40-49219/2009 представительные классификационные решения признаны недействительными.

Классификационное решение Мурманской таможни, принятое после выпуска аналогичного товара также оспорено обществом в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены оспариваемого судебного акта. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2009 по делу N А26-2019/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

САВИЦКАЯ И.Г.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

ЗОТЕЕВА Л.В.