Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А56-14510/2009 Результаты проверки, проведенной уполномоченным органом с нарушением требований к ее организации, не могут являться доказательством несоблюдения юридическим лицом требований природоохранного законодательства в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2009 г. по делу N А56-14510/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульги Л.А.

судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8734/2009) ООО “Норд-Синтез“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2009 по делу N А56-14510/2009 (судья Цурбина С.И.), принятое

по заявлению ООО “Норд-Синтез“

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя: Шевелева А.В., дов. от 17.03.2009 N 256

Ляхнюк
О.В., дов. от 17.03.2009 N 255

от ответчика: не явился, извещен

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Норд-Синтез“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) N 21-84 от 02.03.2009 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 21 мая 2009 года суд признал постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области N 21-84 от 02.03.2009 о назначении административного наказания незаконным в части меры ответственности и применил наказание в отношении ООО “Норд-Синтез“ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявления отказано.

ООО “Норд-синтез“ заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2009 по делу N А56-14510/2009 и удовлетворить заявленное требование.

Общество считает, что материалами дела не доказаны событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не направило своего представителя в судебное заседание и заявило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, мотивировав неявку в судебное заседание представителя большой загруженностью и нахождением сотрудников в очередных отпусках. Ходатайство оставлено судом без удовлетворения в связи с признанием причин неявки в судебное заседание неуважительными.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения
о проведении мероприятия по государственному контролю N 21-84/1 от 12.09.2008 в период с 12.09.2008 по 12.11.2008 проведена внеплановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО “Норд-Синтез“.

По результатам проверки составлен акт от 12 ноября 2008 года N 21-84 и протокол от 30 декабря 2008 года N 21-84, в котором отражено, что Общество осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, а также осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Управление со ссылкой на акт обследования территории N 21-84 от 11.09.2008 указало, что территория промплощадки предприятия захламлена отходами производства и потребления. На указанной площадке осуществлялось сжигание отходов, наблюдаются разливы дисперсий ПВА, тара готовой продукции (пластмассовые емкости объемом 1 куб. м) хаотично расположена на территории, специально оборудованная площадка отсутствует. Кроме того, Управление вменяет Обществу неосуществление производственного экологического контроля в части обращения с отходами, непредставление паспортов опасных отходов, неведение учета образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, непредставление договора с лицензированной организацией на вывоз отходов третьего класса опасности, а также отсутствие профессиональной подготовки у лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.

02 марта 2009 года Управлением вынесено постановление N 21-84 о назначении административного наказания, которым ООО “Норд-Синтез“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Общество наложен штраф в размере 200 000 рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности Управление указало на нарушение пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, пунктов 2.7.1, 2.1 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений, утвержденных постановлением
Правительства Ленинградской области от 23.07.1998 N 27, статьи 26, пункта 2 статьи 14, пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 19, пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ).

ООО “Норд-Синтез“ не согласилось с постановлением Управления и обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, апелляционный суд признал жалобу ООО “Норд-Синтез“ подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

На дату рассмотрения апелляционной жалобы Закон N 89-ФЗ действует в редакции Закона N 309-ФЗ от 30.12.2008.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ в редакции Закона N 309-ФЗ от 30.12.2008, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Деятельность по сбору отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Деятельность по накоплению отходов - временное складирование отходов (на срок
не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Деятельность по использованию отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Деятельность по обезвреживанию отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Деятельность по транспортированию отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Деятельность по размещению отходов - хранение и захоронение отходов (хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах).

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция
изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 14561/08.

Как следует из оспариваемого постановления, основным видом деятельности Общества является производство водной дисперсии.

Из материалов дела усматривается, что Управлением не выявлен такой вид деятельности как обращение с отходами (сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение или иное обращение с отходами производства и потребления) и не доказано, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Сжигание отходов, на которое имеется ссылка в оспариваемом постановлении установлено актом обследования территории N 21-84 от 11.09.2008, в то время как распоряжение о проведении мероприятия государственного контроля N 21-84/1 издано 12 сентября 2008 г.

Согласно распоряжению о проведении мероприятия по государственному контролю от 12 сентября 2008 года N 21-84/1 Управление провело внеплановую проверку соблюдения Обществом природоохранного законодательства. В качестве основания проведения внеплановой проверки административный орган сослался на акт обследования территории N 21-84 от 11.09.2008, следовательно, обследование территории, принадлежащей ООО “Норд-Синтез“ осуществлено до издания распоряжения о проведении внеплановой проверки и с нарушением требований части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. без участия в осмотре территории представителя юридического лица и двух понятых.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (далее - Закон N 134-ФЗ), действовавшего в рассматриваемый период,
внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Мероприятия по контролю в случаях, установленных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

Распоряжение о проведении внепланового мероприятия по государственному контролю издано в нарушение статьи 7 Закона N 134-ФЗ, поскольку оно не содержит оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных Законом N 134-ФЗ. Результаты проверки, проведенной с нарушением требований к ее организации и проведению, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом требований природоохранного законодательства в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а
оспариваемое постановление признанию незаконным.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 мая 2009 года по делу N А56-14510/2009 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ленинградской области от 02 марта 2009 года N 21-84, вынесенное в отношении ООО “Норд-Синтез“ (ИНН 7806051814, Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская д. 51) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

ФОКИНА Е.А.