Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А42-3152/2009 Изменение законодательства, отменившее обязательное лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности, является в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ основанием для отмены не вступившего в законную силу решения суда о привлечении лица, осуществляющего деятельность по сбору твердых коммунальных отходов, к административной ответственности за осуществление указанной деятельности без лицензии.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2009 г. по делу N А42-3152/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фокиной Е.А.

судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8477/2009) ООО “Управляющая компания N 2“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 июня 2009 года по делу N А42-3152/2009 (судья Алексина Н.Ю.), принятое

по заявлению Прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска

к ООО “Управляющая компания N 2“

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: не явился, извещен.

от ответчика: не явился, извещен.

установил:

прокурор
Октябрьского административного округа города Мурманска (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания N 2“ (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 16.06.2009 заявление Прокурора удовлетворено.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления прокурора о привлечении к административной ответственности отказать. Податель жалобы указывает, что при уборке бытового мусора в пределах двора управляющей компании не требуется собственного полигона, контейнеров и спецтранспорта, следовательно, и не требуется получение лицензии.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с заданием прокуратуры Мурманской области помощником прокурора Голубевой А.А. проведена проверка исполнения организациями, осуществляющими работы по содержанию жилищного фонда, законодательства о лицензировании.

В ходе проверки установлен факт осуществления ООО “Управляющая компания N 2“ предпринимательской деятельности по сбору от населения твердых бытовых отходов в период с 01.09.2008 по 27.04.2009 без соответствующей лицензии, о чем составлена справка от 27.04.2009.

27.04.2009 и.о. заместителя прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанное постановление и материалы дела в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о
том, что деятельность Общества по содержанию жилищного фонда, включающая в себя сбор коммунальных отходов из мусороприемных камер, подлежит лицензированию. Решением суда Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Закон N 128-ФЗ) “О лицензировании отдельных видов деятельности“ в редакции, действовавшей в момент выявления правонарушения, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежала лицензированию.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Статьей 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ внесены изменения в Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“.

Статья 1 Закона N 89-ФЗ дополнена новым понятием - “накопление отходов“, то есть временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В статью 1 Закона N 89-ФЗ введено также понятие “сбор отходов“ - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно постановлению о возбуждении производства об
административном правонарушении, Обществу вменены сбор и перемещение коммунальных отходов, отнесенных к 4 и 5 классу опасности из мусорокамер жилых домов в контейнеры для временного хранения отходов для обеспечения последующих работ по транспортировке отходов владельцем контейнеров - ООО “Орко-Инвест“.

То есть, в соответствии со статьей 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, Общество осуществляет деятельность по накоплению отходов 4 - 5 класса опасности.

Статьей 43 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ внесены изменения в Федеральный закон N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, в соответствии с которыми деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности не подлежит лицензированию.

Как указано в статье 49 Закона N 309-ФЗ, статьи 33 и 43 настоящего Закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования.

Закон N 309-ФЗ опубликован в “Российской газете“ 31.12.2008, следовательно, статьи 33 и 43 вступили в силу 30.06.2009.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы решение суда о привлечении Общества к административной ответственности не вступило
в законную силу и не исполнено, на основании части 2 статьи 1.7 Кодекса приведенные выше изменения в Федеральные законы N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ и N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ подлежат применению в настоящем деле, что влечет отмену решения суда первой инстанции и отказ в удовлетворении заявления прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска о привлечении Общества к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 июня 2009 года по делу N А42-3152/2009 отменить.

В удовлетворении заявления Прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска о привлечении ООО “Управляющая компания N 2“, зарегистрированного по адресу: г. Мурманск, пр. Рыбный, д. 8 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ФОКИНА Е.А.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

САВИЦКАЯ И.Г.