Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 по делу N А42-3317/2009 Осуществление деятельности по сбору и перемещению коммунальных отходов, отнесенных к 4 и 5 классу опасности, из мусорных контейнеров жилых домов в контейнеры для временного хранения отходов для обеспечения последующих работ по транспортировке данных отходов владельцем контейнеров - третьим лицом не подлежит лицензированию, ввиду чего не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. по делу N А42-3317/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Зотеевой Л.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8815/2009) ООО “Заполярье-Сервис“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2009 по делу N А42-3317/2009 (судья Алексина Н.Ю.), принятое

по заявлению Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области

к ООО “Заполярье-Сервис“

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: не явился (извещен);

от ответчика: не явился (извещен)

установил:

Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура Мурманской области (далее - Прокуратура, административный
орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Заполярье-Сервис“ (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 17.06.2009 заявление Прокуратуры удовлетворено.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Прокуратуры отказать.

Податель жалобы считает, что уборка бытового мусора не является сбором отходов, а является обязанностью Общества по содержанию многоквартирных домов в надлежащем санитарном состоянии. Кроме того, сбор отходов осуществляет иная организация, в связи с чем Обществу получение лицензии на указанную деятельность не требуется.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Прокуратурой проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, а также законодательства о лицензировании при обращении с отходами в деятельности Общества установлено, что основной деятельностью Общества является производство работ по санитарному содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда. Согласно приложению N 2 к договору от 01.12.2006 Общество осуществляет сбор и перемещение коммунальных отходов, отнесенных к 4 и 5 классу опасности, из мусорокамер 8 высотных домов, расположенных по адресам: ул. Новое Плато, дома 10, 12, 14, 18 (по две мусорокамеры в каждом доме), ул. Сполохи, дома 7, 8 (по две мусорокамеры в каждом доме) ул. Книповича, 52 (две мусорокамеры в доме), ул. Планерная, 3 (три мусорокамеры в доме) в контейнеры для временного хранения отходов для обеспечения последующих работ по транспортировке отходов владельцем контейнеров
- ООО “Орко-Инвест“. Обществом также производится прием от населения крупногабаритных отходов и погрузка отходов в нанимаемый по мере необходимости автотранспорт различных подрядных организаций для последующей передачи ООО “Орко-Инвест“.

По факту осуществления предпринимательской деятельности по обращению с опасными отходами без соответствующей лицензии Прокуратурой вынесено постановление от 04.05.2009 о возбуждении в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Прокурора, сделав вывод о наличии в действиях Общества события и состава вменяемого ему правонарушения; Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Закон N 128-ФЗ) “О лицензировании отдельных видов деятельности“ в редакции, действовавшей в момент выявления правонарушения, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежала лицензированию.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Статьей 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ внесены изменения в Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“.

Статья 1 Закона N 89-ФЗ дополнена новым понятием - “накопление отходов“, то
есть временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В статью 1 Закона N 89-ФЗ введено также понятие “сбор отходов“ - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении, Обществу вменены сбор и перемещение коммунальных отходов, отнесенных к 4 и 5 классу опасности из мусорокамер жилых домов в контейнеры для временного хранения отходов для обеспечения последующих работ по транспортировке отходов владельцем контейнеров - ООО “Орко-Инвест“.

То есть, в соответствии со статьей 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, Общество осуществляет деятельность по накоплению отходов 4 - 5 класса опасности.

Статьей 43 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ внесены изменения в Федеральный закон N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, в соответствии с которыми деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности не подлежит лицензированию.

Как указано в статье 49 Закона N 309-ФЗ, статьи 33 и 43 настоящего Закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования.

Закон N 309-ФЗ опубликован в “Российской газете“ 31.12.2008, следовательно, статьи 33 и
43 вступили в силу 30.06.2009.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы решение суда о привлечении Общества к административной ответственности не вступило в законную силу и не исполнено, на основании части 2 статьи 1.7 Кодекса приведенные выше изменения в Федеральные законы N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ и N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ подлежат применению в настоящем деле, что влечет отмену решения суда первой инстанции и отказ в удовлетворении заявления Прокуратуры.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 “Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов“ (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2003 N 4981) “отходы от жилищ крупногабаритные“ относятся к пятому классу опасности и, следовательно, в силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ не подлежат лицензированию.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы: договор управления многоквартирным домом от 01.12.2006, дополнительные соглашения к нему; приложение N 2 к указанному договору; счета от 31.01.2009 N 5, акт N 5 от 31.08.2009, счет от 28.02.2009 N 11, акт от 28.02.2009 N 11 счет от 31.01.2009 N 3, акт от 31.01.2009 N 31, счет от 28.02.2009 N 13, акт от 28.02.2009 N
13; объяснения директора Общества Денисовой В.И., свидетельствующие о фактическом оказании услуг по санитарному содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба Общества удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2009 по делу N А42-3317/2009 отменить.

В удовлетворении заявления Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Заполярье-Сервис“ (ИНН 5190132266/КПП 519001001, юридический адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Новое Плато, д. 2а) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЛОПАТО И.Б.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

ШУЛЬГА Л.А.