Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2009 N 07АП-9342/2009 по делу N А02-895/2009 По делу о взыскании расходов, понесенных при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2009 г. N 07АП-9342/2009

Дело N А02-895/2009

(резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2009 г.)

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Логачева К.Д.,

судей: Усенко Н.А., Фроловой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Фроловой Н.Н.,

без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009 года по делу N А02-895/2009 (судья Кириченко Е.Ф.)

по иску МУП “Тепловодстрой Сервис“

к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Алтай,

третьи лица: Министерство финансов Республики Алтай, Управление по труду и социальному
развитию МО “Усть-Коксинский район“,

о взыскании 155 770,22 руб.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Тепловодстрой Сервис“ (далее - МУП “Тепловодстрой Сервис“) обратилось в арбитражный суд к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее Минфин РФ), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА), Управления по труду и социальному развитию Муниципального образования “Усть-Коксинский район“ (далее - Управление), о взыскании 155770 рублей 22 копеек.

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд исходил из того, что МУП “Тепловодстрой Сервис“ представило надлежащие доказательства предоставления льгот соответствующим категориям граждан. Министерство финансов Российской Федерации не предоставило суду доказательств исполнения возложенной на него Законом об образовании обязанности, а также включения соответствующих расходов в состав бюджета на 2009 г. Право педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено Федеральным законом N 3266-1 от 10.07.92 г. “Об образовании“, в связи с чем, обязанность по возмещению МУП “Тепловодстрой Сервис“ расходов, понесенных при предоставлении льгот, должна быть возложена на Российскую Федерацию. Ответчиком не представлены доказательства о включении расходов, предусмотренных Законом об образовании в бюджет на 2009 год.

Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009 года, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что федеральное законодательство безусловно сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам,
а субъектам Российской Федерации передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. Ответчиком по настоящему делу выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, в данном случае это Министерство финансов Республики Алтай. Финансирование расходов на предоставление данных льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета. В бюджетную роспись Минфином России до 25 декабря текущего финансового года могут быть внесены изменения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, определив на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии ответчика, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Из материалов дела следует, что 01.01.2009 г. между МУП “Тепловодстрой Сервис“ и Управлением был заключен договор N 9, регулирующий отношения сторон договора по оказанию коммунальных услуг населению Усть-Коксинского района на условиях льготной оплаты.

Согласно пункту 1.1. договора МУП “Тепловодстрой Сервис“ обязалось оказывать населению Усть-Коксинского района, пользующемуся льготами, услуги по установлению размеров, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг (наем жилого помещения, его содержание и ремонт, отопление), Управление обязалось на основании акта сверки списка льготников возмещать расходы МУП “Тепловодстрой Сервис“ согласно пунктам 2.2., 2.4. договора. Срок действия договора от 01.01.2009 г. N 9 согласно пункту 4.1. установлен с 01.01.2009 г. до 31.12.2009 г.

В качестве доказательства предоставления льгот истцом представлены счета-фактуры N
00210 от 27.03.2009 г., N 00288 от 04.05.2009 г., N 00412 от 08.06.2009 г., N 00433 от 16.06.2009 г. на общую сумму 155770 рублей 22 копейки (НДС не начислялся), акты оказанных услуг N 000210 от 27.03.2009 г., N 000288 от 04.05.2009 г., N 000412 от 08.06.2009 г., N 000433 от 16.06.2009 г., списки лиц (по отделу образования и культуры), которым предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг.

В связи с невозмещением расходов за период с марта по июнь 2009 г. в сумме 155770 рублей 22 копейки за предоставленные льготы согласно Закону об образовании, Закону Республики Алтай N 43-РЗ от 07.06.2005 г. “О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности“, МУП “Тепловодстрой Сервис“ обратилось в суд с настоящим иском.

Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.

В соответствии со статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно пункту 5 статьи 55 Федерального закона “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в
межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 г. утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Федеральным законом от 24.07.2004 года N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов“ субсидии бюджету Республики Алтай на реализацию мероприятий, предусмотренных статьей 55 Федерального закона “Об образовании“ не предусмотрены.

Судом первой инстанции установлен факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом РФ и муниципальным образованием денежных средств не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005 г. N 88-ЗС “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)“ возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится органом,
уполномоченным администрацией Алтайского края, на основании заключенных с организациями договоров за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Довод апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, не может быть принят судом апелляционной инстанции. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления федеральным законом льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Минфина РФ, вследствие чего с ответчика правомерно взысканы убытки на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка подателя жалобы на то, что ответчиком по настоящему спору должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, апелляционным судом отклоняется. Решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

По данному вопросу свою позицию изложил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 322-О-П от 08.02.2007 г., указав на возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, со стороны Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Управлением требование о взыскании убытков.

Ссылка подателя жалобы на то, что до 25 декабря текущего года возможно изменение сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств, не является основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Управление заявило требование о возмещении убытков, составляющих расходы,
фактически понесенные предприятием на момент обращения в суд. Следовательно, истец, с учетом установленных обстоятельств, в любом случае обладает правом на получение с ответчика взыскиваемых денежных средств, как сторона, надлежащим образом исполнившая принятые на себя обязательства.

Вместе с тем как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиком, на момент обращения Управления в суд с настоящим требованием денежные средства на возмещение расходов, фактически понесенных предприятием, в необходимом объеме выделены не были. Доказательств предоставления достаточного финансирования ответчиком не представлено, в том числе и в суд апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана им правильная оценка и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, не нарушены.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 23.09.2009 года по делу N А02-895/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Алтай - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

ЛОГАЧЕВ К.Д.

Судьи

УСЕНКО Н.А.

ФРОЛОВА Н.Н.