Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2009 по делу N А56-13049/2009 Если представленными доказательствами подтверждается правильность исчисления налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и начисления данного налога с реализации товаров, а также выполнение им всех условий, необходимых для принятия к вычету сумм НДС, то решение налогового органа об отказе в возмещении названного налога подлежит признанию недействительным.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2009 г. по делу N А56-13049/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семиглазова В.А.

судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-8191/2009, 13АП-8570/2009) Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу, Межрайонной инспекции ФНС N 24 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2009 г. по делу N А56-13049/2009 (судья Денего Е.С.), принятое

по заявлению ООО “Центал“

к Межрайонной инспекции ФНС N 24 по Санкт-Петербургу, Межрайонной инспекции
ФНС N 23 по Санкт-Петербургу

о признании недействительными решений в части и возмещении НДС

при участии:

от заявителя: Одинцова Т.К. - доверенность от 08.07.2009 года;

от МИФНС N 24: Шестериков Д.С. - доверенность от 03.03.2009 года;

от МИФНС N 23: Костроминский Д.А. - доверенность от 15.04.2009 года;

установил:

решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2009 года признано недействительным решение МИФНС России N 24 по г. Санкт-Петербургу от 08.09.2008 N 30/689 в части доначисления недоимки по НДС в сумме 2 464 475 руб. 66 коп. и предложения внести исправления в бухгалтерский учет.

Суд признал недействительным решение МИФНС России N 24 по г. Санкт-Петербургу от 08.09.2008 N 30/199 в части отказа в возмещении НДС в сумме 6 495 763 руб. 66 коп. Суд обязал Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Центал“ путем возмещения НДС за октябрь 2007 года в сумме 6 495 763 руб. 66 коп. в порядке статьи 176 НК РФ.

С Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу в пользу ООО “Центал“ взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.

В апелляционных жалобах ответчики просят решение отменить, полагают, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представлен отказ Общества от заявленных требований в части признания недействительными: решения N 30/199 от 08.09.2008 об отказе в возмещении НДС в сумме 221 262,71 рубля; решения N 30/689 от 08.09.2008 об уплате недоимки по НДС в размере 221 262,71 рубля; возврата на расчетный счет НДС за октябрь
2007 года в сумме 221 262,71 рубля.

Представители ответчиков против отказа заявителя от части требований не возражали.

Отказ Общества от части заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права иных лиц. Отказ принят апелляционным судом. Производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению.

В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить апелляционные жалобы без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:

Обществом 20.11.2007 в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу была представлена налоговая декларация по НДС за октябрь 2007 года.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации, результаты которой оформлены актом камеральной налоговой проверки от 04.03.2008 N 30/3595.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 08.09.2008 N 30/689 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, уплатить недоимку по НДС за октябрь 2007 года в размере 2 653 548 руб., а также решение от 08.09.2008 N 30/199 об отказе в возмещении сумм НДС, которым Обществу отказано в возмещении НДС за октябрь 2007 года в сумме 6 684 836 руб.

Решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 30.01.2009 N 16-13/02269@ решения Инспекции оставлены без изменения.

Основаниями для принятия Инспекцией оспариваемых решений послужили следующие обстоятельства: анализ финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о низкой рентабельности деятельности Общества, наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, суммы налогов, уплаченные обществом
за 10 месяцев 2007 года, минимальны. Общество отсутствует по адресу местонахождения и не располагает складскими помещениями. ООО “Универсал“ - комиссионер Общества - по адресу местонахождения не находится, отсутствуют сведения на забалансовых счетах ООО “Универсал“ об остатках нереализованного товара, принятого на комиссию. ООО “Иглема“ - субкомиссионер Общества - документы по требованию не представило, имеет признаки фирмы-однодневки. У Общества, комиссионера и субкомиссионеров отсутствуют условия для достижения результатов соответствующей деятельности в силу отсутствия складских помещений, транспортных средств, трудовых ресурсов, прослеживается согласованность действий Общества и перевозчика ООО “Форум Логистика“. Не отражена реализация товара в октябре 2007 года, ввезенного на территорию Российской Федерации по нескольким грузовым таможенным декларациям. Комиссионером и субкомиссионерами не отражены на забалансовых счетах остатки переданного на комиссию товара. В действиях Общества усматривается злоупотребление правом, предоставленным статьей 176 НК РФ при предъявлении НДС к возмещению из федерального бюджета. Налоговый орган полагает, что фактически обществом реализован импортный товар, а целью деятельности заявителя является не получение прибыли от ведения предпринимательской деятельности, а изъятие средств из федерального бюджета путем необоснованного возмещения НДС.

В апелляционных жалобах налоговые органы также ссылаются на то, что совокупность установленных в ходе проверки обстоятельств свидетельствует о фактической реализации товара, получении заявителем необоснованной налоговой выгоды.

Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчиков по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов
выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Порядок исчисления налога определен статьей 166 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные положениями данной статьи налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, приобретение которых производится для осуществления признаваемых объектами обложения НДС операций, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и только после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 2 статьи 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с
подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

Таким образом, в силу указанных положений НК РФ условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС является предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактическая уплата налога налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами.

Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Материалами дела подтверждается правильность исчисления заявителем налоговой базы по НДС и начисления НДС с реализации товаров (Общество частично не оспаривает начисление НДС по доводам налогового органа, изложенным в решении о фальсификации нескольких счетов-фактур), а также выполнение Обществом всех условий, необходимых для принятия к вычету сумм НДС за октябрь 2007 года и для возмещения из бюджета превышения налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

В октябре 2007 года Общество осуществляло внешнеэкономическую деятельность по импортным контрактам от 01.08.2006 N NО-005, и N NО-006, заключенным с компанией “Novaro Enterprises S.A.“ (Панама), в соответствии с которыми осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации подтверждается ГТД с отметками таможенных органов “Выпуск разрешен“ и налоговым органом не оспаривается. Таможенное оформление
товаров осуществляло ООО “Форум-брокер“ в соответствии с договором.

Заявитель произвел за счет собственных средств уплату НДС в составе таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в октябре 2007 года и принял импортированные товары на учет, что подтверждается имеющимися в материалах дела (приложения) документами.

Товар оприходован Обществом на соответствующем счете бухгалтерского учета, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

Ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары приобретены Обществом в целях перепродажи и переданы комиссионеру ООО “Универсал“ на основании договора комиссии от 28.02.2007 N 1-У, в соответствии с условиями которого комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить для комитента от своего имени одну или несколько сделок по продаже товара, переданного комитентом. На основании отчетов комиссионера о реализации товара в налоговой декларации по НДС за октябрь 2007 года Обществом отражена реализация товаров, со стоимости переданных покупателям товаров заявителем исчислен НДС с реализации. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, возникла у заявителя в связи с тем, что не все импортированные товары, приобретенные Обществом в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке в октябре 2007 года.

Довод ответчиков о фактической реализации Обществом ввезенных товаров не подтверждается материалами дела.

Передача товаров от комитента комиссионеру не является реализацией товаров и операцией, признаваемой объектом налогообложения по НДС.

Утверждая о реализации товаров в полном объеме, налоговый орган не установил маршруты движения товаров на внутреннем рынке, не выявил покупателей импортированных заявителем товаров, не представил документов,
свидетельствующих либо о реализации этих товаров, либо о получении Обществом денежных средств в счет их оплаты.

Доказательств, свидетельствующих о том, что импортированные Обществом товары приобретены у последнего непосредственно комиссионером ООО “Универсал“ как покупателем, в материалы дела не представлено. Напротив, документы, оформленные сторонами - договор комиссии, товарные накладные о передаче товаров на реализацию, отчеты комиссионера, свидетельствуют о возникновении между заявителем и ООО “Универсал“ отношений по договору комиссии, а не по договору купли-продажи или поставки, и подтверждают реальное исполнение сторонами своих обязательств, что исключает возможность квалифицировать договор комиссии в качестве притворной сделки.

Факт наличия соответствующих гражданско-правовых отношений подтверждают и руководители Общества и ООО “Универсал“, о чем в материалы дела представлены протоколы допросов свидетелей, показания которых налоговым органом не опровергнуты.

Претензии налогового органа к контрагентам Общества и третьим лицам в части отсутствия по месту нахождения, указанному в учредительных документах, представления налоговой отчетности по почте и иные, не являются доказательствами реализации импортированных заявителем товаров.

Доводы налогового органа о несоответствии счетов-фактур, книги продаж, представленных Обществом, требованиям, предусмотренным пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В счетах-фактурах, выставленных заявителем комиссионеру, содержатся реквизиты комиссионера ООО “Универсал“, а не реквизиты покупателя товара.

Пункт 24 Правил устанавливает, что комитенты (принципалы), реализующие товары (работы, услуги), имущественные права по договору комиссии (агентскому договору), предусматривающему продажу товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), регистрируют в книге продаж выданные комиссионеру (агенту) счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателю.

Материалами дела
установлено, что в книге продаж Общества за октябрь 2007 года зарегистрированы счета-фактуры, выданные комиссионеру ООО “Универсал“, показатели которых соответствуют показателям счетов-фактур на реализацию товаров покупателям через субкомиссионеров ООО “Иглема“ и ООО “Стройпласт“, копии которых представлены заявителю комиссионером ООО “Универсал“ в составе отчетов по исполнению договора комиссии.

Таким образом, отражение заявителем в книгах продаж счетов-фактур, выставленных комиссионеру ООО “Универсал“, соответствует положениям Правил.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Доказательств невозможности реального осуществления налогоплательщиком отраженных в учете хозяйственных операций по приобретению и перепродаже товаров при заявленной численности кадрового состава, а также необходимости для осуществления таких операций на условиях, определенных контрактами с иностранным поставщиком и договором с комиссионером, складских помещений, транспортных средств, иных основных средств, заинтересованным лицом не представлено.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства
в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

В рассматриваемом случае апелляционная инстанция, проанализировав доводы сторон, оценив представленные ими доказательства, полагает, что Инспекцией не доказано получение Обществом необоснованной налоговой выгоды.

Межрайонной инспекцией ФНС N 24 по Санкт-Петербургу представлено дополнение к апелляционной жалобе. Инспекция ссылается на то, что с 31.01.2009 года освобождена от уплаты государственной пошлины.

Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям.

С 31.01.2009 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. В том числе п. 1 ст. 333.37 НК РФ дополнен п.п. 1.1, согласно которому от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются госорганы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

НК РФ не содержит норм, запрещающих взыскание с государственного органа судебных расходов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ данный пункт не восстановлен.

Основания возврата заявителю государственной пошлины, перечисленные в ст. 333.40 НК РФ в действующей редакции, не позволяют возвратить заявителю уплаченную пошлину.

Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

При таком положении апелляционные жалобы ответчиков удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

принять отказ ООО “Центал“ от требований в части признания недействительными

решения N 30/199 от 08.09.2008 об отказе в возмещении НДС в сумме 221 262,71 рубля,

решения N 30/689 от 08.09.2008 об уплате недоимки по НДС в размере 221 262,71 рубля,

возврата на расчетный счет НДС за октябрь 2007 года в сумме 221 262,71 рубля.

Производство по делу в указанной части прекратить.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2009 года по делу N А56-13049/2009 отменить в части признания недействительными решения N 30/199 от 08.09.2008 об отказе в возмещении НДС в сумме 221 262,71 рубля, решения N 30/689 от 08.09.2008 об уплате недоимки по НДС в размере 221 262,71 рубля, обязания МИ ФНС России N 23 по Санкт-Петербургу возвратить на расчетный счет НДС за октябрь 2007 года в сумме 221 262,71 рубля.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМИГЛАЗОВ В.А.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

ЗАГАРАЕВА Л.П.