Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 по делу N А26-8340/2008 Иск лица, приобретшего в силу договора купли-продажи железнодорожный путь необщего пользования, о понуждении перевозчика заключить договор на эксплуатацию данного железнодорожного пути согласно статьям 2, 55 Устава железнодорожного транспорта РФ и пункту 2.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования подлежит удовлетворению при уклонении ответчика от заключения указанной сделки и отсутствии возражений по условиям предложенного заявителем проекта договора.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2009 г. по делу N А26-8340/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Марченко Л.Н.

судей Лариной Т.С., Масенковой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матюхиной Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6499/2009) ОПО “Российские железные дороги“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2009 г. по делу N А26-8340/2008 (судья Кудрявцева Н.И.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский порт“

к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“

о понуждении заключить договор

при участии:

от истца: Пьянков А.В. - представитель, доверенность от 03.03.2009 г.;

от
ответчика: Муравенко Л.М. - начальник сектора договоров юридического отдела, доверенность от 23.12.2008 г. N 11/4-46;

установил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 18-ФЗ принят 10.01.2003, а не 18.01.2003.

общество с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский порт“ (далее - ООО “Медвежьегорский порт“, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“, ответчик) о понуждении к заключению договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования со ссылкой на положения статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 55 Федерального закона от 18.01.2003 г. N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“.

Решением от 14.04.2009 г. иск удовлетворен полностью, суд обязал ОАО “РЖД“ заключить с ООО “Медвежьегорский порт“ договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги на условиях проекта договора от 17.11.2008 г., предложенного истцом (ООО “Медвежьегорский порт“).

В апелляционной жалобе ОАО “РЖД“ просит решение суда от 14.04.2009 г. отменить и в иске отказать, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО “Медвежьегорский порт“ просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее доводы необоснованными, а обжалуемый судебный акт - соответствующим нормам законодательства.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции
и следует из материалов дела, 17.01.2006 г. между ООО “Онежская стивидорная компания“ и ОАО “Российские железные дороги“ был заключен договор N 140 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 35 - 39).

Впоследствии на основании договора N 152 купли-продажи от 16.05.2006 г., заключенного между истцом и ООО “Онежская стивидорная компания“ (л.д. 19 - 21), ООО “Медвежьегорский порт“ приняло по акту приема-передачи от 01.06.2006 г. (л.д. 23 - 24) имущество согласно перечню, в том числе железнодорожный путь при станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги.

В сентябре 2008 года была согласована и утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО “Медвежьегорский порт“, примыкающем к станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги (л.д. 25). В материалах дела имеется Технический паспорт железнодорожного хозяйства ООО “Медвежьегорский порт“ (л.д. 26).

С целью урегулирования вопроса о пользовании указанным железнодорожным путем 14.11.2008 г. истец направил в адрес ответчика предложение о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО “Мевежьегорский порт“ при станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги при обслуживании локомотивом перевозчика (л.д. 40 - 41) с приложением проекта договора. Ответчик не согласовал оферту истца, в письме от 24.11.2008 г. (л.д. 43 - 44) изложил свои возражения, которые сводились к тому, что для заключения договора ООО “Медвежьегорский порт“ не представило в частности, свидетельство о государственной регистрации права собственности на железнодорожный подъездной путь.

Полагая свои права нарушенными, истец обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим иском о понуждении ответчика заключить договор.

Возражая против предъявленных требований, ответчик сослался на то обстоятельство, что истец не представил свидетельства о государственной регистрации
права на железнодорожный путь необщего пользования, а из предоставленных ответчику документов достоверно установить право владения истца железнодорожным путем необщего пользования не представляется возможным, что, по мнению ответчика, препятствует заключению договора. Также указал, что ОАО “РЖД“ не уклоняется от заключения договора и само заинтересовано в оформлении долгосрочных отношений с истцом, однако достаточных оснований для подписания договора не имелось. При этом проект договора нуждается в соответствующей корректировке с учетом положений, закрепленных в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей, о чем истцу было указано.

Оценив представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска в полном объеме. При этом суд обоснованно исходил из следующего.

Правоотношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, регулируются специальными нормами законодательства, в частности Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта РФ“ (далее - Устав).

В соответствии со статьей 2 Устава владельцем железнодорожного пути необщего пользования является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В силу пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ заключение названных договоров
обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным довод ответчика о том, что отсутствие у истца свидетельства о праве собственности на железнодорожные пути является основанием для отказа в заключении договора с истцом, правомерно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьями 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и
подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Как усматривается из материалов дела, истец по акту приема-передачи от 01.06.2006 г. (л.д. 23 - 24) принял имущество от продавца согласно перечню, в том числе железнодорожный путь при станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги, и с момента принятия имущества приобрел право владения им.

Принимая во внимание положения статей 2, 55 Устава, пункт 2.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования“, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26, а также наличие доказательств уклонения ответчика от заключения договора и отсутствие возражений по условиям договора, предложенного истцом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований истца.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Апелляционные доводы ответчика не основаны на нормах права и материалах дела, в связи с чем не приняты судом апелляционной инстанции во внимание.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2009 г. по делу N А26-8340/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

МАРЧЕНКО Л.Н.

Судьи

ЛАРИНА Т.С.

МАСЕНКОВА И.В.