Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2009 N 07АП-8683/09 по делу N А67-5926/09 По делу о взыскании налоговых санкций за нарушение срока представления налоговой декларации по НДС.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 г. N 07АП-8683/09

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2009 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

Председательствующего Ждановой Л.И.

судей: Залевской Е.А., Солодилова А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.

при участии:

от заявителя: Вострова С.Г. по доверенности от 21.05.2009 года (сроком до 20.05.2010 года)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Томской области, с. Каргасок

на решение Арбитражного суда Томской области

от 07 сентября 2009 года по делу N А67-5926/09 (судья Павлов Г.Д.)

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по
Томской области, с. Каргасок

к Совету Каргасокского сельского поселения, с. Каргасок

о взыскании налоговых санкций в размере 200 руб.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Томской области (далее по тексту - Инспекция, заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Совету Каргасокского сельского поселения (далее по тексту - ответчик, налогоплательщик) о взыскании налоговых санкций в размере 200 руб.

Решением Арбитражного суда Томской области от 07.09.2009 года в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 07.09.2009 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных налоговым органом требований, так как налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ в связи с доказанностью факта несвоевременной подачи налоговой декларации по НДС. При этом, переквалифицировав п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, по которому заявлены настоящие требования, на п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ, суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий.

Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Совет Каргасокского сельского поселения отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК
РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 07.09.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка на основе первичных налоговых деклараций по НДС за 1, 2 кварталы 2008 года, представленных Советом Каргасокского сельского поселения в налоговый орган. По результатам проверки составлены акты N 1610-1442-07-04/м от 18.12.2008 года, N 1611-1443-07-04/м от 18.12.2008 года, согласно которым установлен факт несвоевременного представления Советом Каргасокского сельского поселения налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2008 года по сроку представления - 21.04.2008 года, фактический срок представления - 16.10.2008 года, за 2 квартал 2008 года по сроку представления - 21.07.2008 года, фактический срок представления - 16.10.2008 года, что является нарушением п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ. Сумма начислений Совета Каргасокского сельского поселения по НДС за 1, 2 кварталы 2008 года составляет 00 руб. 00 коп.

19 февраля 2009 года налоговым органом вынесены решения N 2485-93-07-04/м, N 2484-92-07-04/м о привлечении Совета Каргасокского сельского поселения к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, в виде налоговых санкций в размере 200 руб.

31 марта 2009 года Инспекцией в адрес Совета Каргасокского сельского поселения направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 30.03.2009 года N 258, N 259, в которых предложено уплатить штраф в размере 200 руб. в срок до 14.04.2009 года.

В
связи с тем, что налоговые санкции в размере 200 руб. ответчиком в установленный в требованиях N 258, N 259 срок не уплачены, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате Советом Каргасокского сельского поселения по спорным декларациям, составила 0 руб., сумма штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ также составит 0 руб.

Суд первой инстанции по существу принял правильное решение.

В силу ст. 143 Налогового кодекса РФ ответчик, зарегистрированный как муниципальное учреждение, является плательщиком налога на добавленную стоимость. В соответствии со ст. 163 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для налогоплательщика является квартал.

В п.п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст. 80 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую декларацию в срок не позднее
20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Статьей 119 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за нарушение срока представления декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Материалами дела установлен факт нарушения Советом Каргасокского сельского поселения срока представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1, 2 квартал 2008 года.

Но, поскольку сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет по данным этих декларации, составляет 0 руб., суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сумма штрафа также составляет 0 руб.

Из нормы п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ следует, что базой для исчисления суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация. В данном случае сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налогоплательщиком по представленной декларации, составляет 0 руб., следовательно, сумма штрафа, подлежащего взысканию на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ, также равняется 0.

Этот вывод судов соответствует судебно-арбитражной практике (Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2008 года N 14619/08, от 14.11.2008 года N 14104/08, от 30.10.2008 года N 14608/08, от 22.10.2008 года N 13521/08, от 17.10.2008 года N 13299/08).

В Постановлении Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 20.08.2002 года N 2209/02 указано, что поскольку предусмотренная п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ сумма штрафа исчисляется в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога, то минимальный размер штрафа (100 руб.) должен быть взыскан в том случае, когда размер исчисленной суммы штрафа составит менее 100 руб. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 октября 2006 года N 6161/06.

То есть, в случае, когда сумма исчисленного штрафа составила 0 руб., нет оснований для применения минимального размера, предусмотренного п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.12.2008 года N 1069-О-О также пришел к выводу, что предусмотренный в п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ штраф рассчитывается в процентном отношении к сумме налога, подлежащего уплате на основе налоговой декларации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных налоговым органом требований о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций в размере 200 руб.

Указание судом первой инстанции на положения п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае находит ошибочной, однако указанное обстоятельство не повлияло по существу на законность и обоснованность принято решения.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение не подлежит отмене, нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 07 сентября
2009 года по делу N А67-5926/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:

ЖДАНОВА Л.И.

Судьи:

ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.

СОЛОДИЛОВ А.В.