Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2009 по делу N А26-5905/2008 Не признаются незаконными не затрагивающие права и законные интересы заявителя решения, принятые комиссией по вопросам управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования, поскольку вопрос о предоставлении данному лицу участка под строительство недвижимого объекта не рассматривался по причине его необращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2009 г. по делу N А26-5905/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2365/2009) ООО “Ранта-Тур“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2009 по делу N А26-5905/2008 (судья Васильева Л.А.), принятое

по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью “Ранта-Тур“

к Администрации Питкярантского Муниципального района

3-и лица: 1)Администрация Питкярантского городского поселения,

2) общество с ограниченной ответственностью “ПТО Питкяранта“

о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения
объекта

при участии:

от истца (заявителя): предст. Флотского С.П. - доверенность от 01.10.2008

от ответчика (должника): предст. Нурмухаметовой Н.М. - доверенность N 7 от 28.01.2009

от 3-х лиц: от Администрации Питкярантского городского поселения: не явился (извещен);

от ООО “ПТО Питкяранта“: предст. Тимошенко В.С. - доверенность N 01/03 от 25.03.2009; предст. Григорьевой Т.В., - доверенность N 2 от 01.01.2009; предст. Ноздрина И.В., - доверенность от 07.04.2009; ген. директора Журавлева Л.М.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ранта-Тур“ (далее - общество, заявитель), изменив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Питкярантского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконными решения комиссии по вопросам управления и распоряжения земельными участками на территории Питкярантского муниципального района от 29.01.2008 N 2 в части отказа ООО “Ранта-Тур“ в предварительном согласовании земельного участка (вопрос N 2), и решения Комиссии от 12.02.2008 N 3 в части предоставления земельного участка с предварительным согласованием обществу с ограниченной ответственностью “ПТО Питкяранта“ (вопрос N 1).

Обществом также заявлено требование о восстановлении предусмотренного статьей 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Администрация Питкярантского городского поселения и Общество с ограниченной ответственностью “ПТО Питкяранта“.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15 января 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО “Ранта-Тур“ просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт
об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы указывает, что Жолобов В.С. обращался с заявлением в комиссию как руководитель ООО “Ранта-Тур“, действовавший в интересах общества, а не как физическое лицо. Суд не дал оценки имеющимся в материалах дела противоречивым документам, а именно: письмом от 19.05.2008 N 585 администрация Питкярантского городского поселения согласовала предоставление спорного земельного участка ООО “Ранта-Тур“, а Комиссия решением от 12.02.2008 согласовала выделение этого же земельного участка ООО “ПТО Питкяранта“. Кроме того, суд, по мнению подателя жалобы, необоснованно ограничил право лица на доступ к правосудию, отказав в восстановлении пропущенного на подачу заявления срока.

Представитель ООО “Ранта-Тур“ в судебном заседании поддержал доводы жалобы. Представители Администрации Питкярантского муниципального района и ООО “ПТО Питкяранта“ доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.

Представители третьего лица - Администрации Питкярантского городского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзыв на жалобу не представили, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу в настоящем судебном заседании.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 23.01.2008 ООО “ПТО Питкяранта“ обратилось в Администрацию Питкярантского муниципального района с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 4,8 га, расположенного в 3500 м от г. Питкяранта на северо-запад и предварительном согласовании места размещения туристско-гостиничного комплекса.

Решением постоянно действующей комиссии по вопросам управления и распоряжения земельными участками на территории Питкярантского муниципального района (далее - Комиссия) рассмотрение указанного заявления
было отложено в связи с отсутствием согласования места размещения объекта с главой Питкярантского городского поселения, что нашло отражение в Протоколе N 2 от 29.01.2008, вопрос N 15 (т. 1, л.д. 113 - 117).

07.02.2008 в Администрацию Питкярантского муниципального района с заявлением о выборе этого же земельного участка ориентировочной площадью 4,8 га, расположенного в 3500 м от г. Питкяранта на северо-запад и предварительном согласовании места размещения объекта (база отдыха) обратился Жолобов Владимир Станиславович.

Решением Комиссии от 12.02.2008 Жолобову В.С. было отказано в удовлетворении заявления, поскольку этим же решением Комиссия сочла возможным предоставление указанного земельного участка ООО “ПТО Питкяранта“ (т. 1, л.д. 120 - 124).

19.03.2008 ООО “Ранта-Тур“ обратилось в Администрацию Питкярантского муниципального района с заявлением о согласовании выделения земельного участка ориентировочной площадью 4,8 га, расположенного в 3500 м от г. Питкяранта на северо-запад, с предварительным согласованием места размещения базы отдыха и дальнейшего развития охотхозяйства из земель запаса с предоставлением в аренду для строительства (т. 1, л.д. 28).

Письмом N 1122 от 09.04.2008 Администрация уведомила Общество, что решением Комиссии от 12.02.2008 согласовано выделение испрашиваемого земельного участка ООО “ПТО Питкяранта“ (т. 1, л.д. 22).

Постановлением главы Администрации Питкярантского муниципального района от 11.07.2008 N 554 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации для ООО “ПТО Питкяранта“ предварительно согласовано место размещения туристско-гостиничного комплекса на три года на землях запаса ориентировочной площадью 7,0 га в районе города Питкяранта, в 3200 м севернее городской черты, и утверждены акт о выборе земельного участка под размещение туристско-гостиничного комплекса от 12.05.2008 и проект границ земельного участка (т. 1, л.д. 94).

Как указано в пункте
1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Статьей 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Исходя из смысла вышеперечисленных норм, установление порядка предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта не относится к компетенции органов местного самоуправления, которые осуществляют лишь управление и распоряжение такими земельными участками. Субъектом Российской Федерации - Республикой Карелия такой
порядок не разработан и в установленном порядке не принят. Таким образом, Администрация Питкярантского муниципального района при решении вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта руководствовалась положениями статей 30 и 31 ЗК РФ.

Доводы подателя жалобы о том, что спорный земельный участок был согласован ООО “Ранта-Тур“ еще в январе 2008 года Администрацией Питкярантского городского поселения не основаны на нормах действующего земельного законодательства, так как согласование данного вопроса в силу вышеприведенных норм отнесено к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае - Администрации Питкярантского муниципального района.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу указанной нормы основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений государственных и иных органов незаконными является одновременно несоответствие такого акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на заседании комиссии 29.01.2008 не рассматривалось заявление ООО “Ранта-Тур“, поскольку данная организация в Администрацию до указанной даты с заявлением о предоставлении земельного участка не обращалась. Никаких решений Комиссия 29.01.2008 в отношении спорного земельного участка не принимала. Ссылка заявителя на выписку из
протокола комиссии от 29.01.2008 (том 1, л.д. 20), которым Жолобову В.С. было отказано в предварительном согласовании спорного земельного участка несостоятельна, так как указанная выписка, подписанная начальником канцелярии Пимоновой Л.В., не соответствует полному тексту Протокола N 2 от 29.01.2008, из которого следует, что 29.01.2008 вопрос о предоставлении спорного земельного участка не рассматривался, а следовательно, решения, принятые Комиссией 29.01.2008, не могли затронуть права и законные интересы заявителя.

07.02.2008 в Администрацию поступило заявление гражданина Жолобова В.С., которое было рассмотрено на заседании комиссии 12.02.2008 (вопрос N 2), и именно гражданину Жолобову В.С., а не ООО “Ранта-Тур“ указанным решением Комиссии было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Доводы подателя жалобы о том, что заявление подавалось Жолобовым В.С. как директором ООО “Ранта-Тур“, о чем свидетельствует выданная Устинович Т.Р., подписавшей заявление от 07.02.2008, доверенность, не подтверждены соответствующими доказательствами, так как заявитель не доказал, что указанная доверенность, а также иные необходимые для согласования земельного участка документы были представлены ООО “Ранта-Тур“ в Администрацию Питкярантского муниципального района вместе с заявлением от 07.02.2008. Такие документы не были представлены суду апелляционной инстанции ни заявителем, ни Администрацией Питкярантского муниципального района. При этом Администрация вообще отрицала сам факт представления заявителем каких-либо документов, а представитель ООО “Ранта-Тур“ опровергнуть данный довод не смог.

Таким образом, оспариваемые решения Комиссии не повлекли нарушение прав заявителя.

Фактически отказано ООО “Ранта-Тур“ в согласовании выделения спорного земельного письмом Администрации от 09.04.2008 N 1122.

Однако данный отказ, а также Постановление главы Администрации Питкярантского муниципального района от 11.07.2008 N 554, которым ООО “ПТО Питкяранта“ предварительно согласовано место размещения туристско-гостиничного комплекса на три года на землях запаса ориентировочной площадью
7,0 га в районе города Питкяранта, в 3200 м севернее городской черты, и утверждены акт о выборе земельного участка от 12.05.2008 и проект границ земельного участка (т. 1, л.д. 94), которыми действительно затрагивались права ООО “Ранта-Тур“, Общество не оспаривает.

В данном случае пропуск заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения от 15.01.2009 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО “Ранта-Тур“ не имеется.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей подлежат оставлению на ее подателе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 января 2009 года по делу N А26-5905/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Ранта-Тур“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

СЕМЕНОВА А.Б.