Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А56-41335/2008 В связи с тем что действующим законодательством право проведения проверочных закупок сотрудникам налоговых органов не предоставлено, составленные на основании такой закупки акт проверки и протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут быть допустимыми доказательствами осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2009 г. по делу N А56-41335/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульги Л.А.

судей Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1927/2009) Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2008 по делу N А56-41335/2008 (судья Пилипенко Т.А.), принятое

по заявлению ООО “Эверест“

к Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления

при участии:

от заявителя: Щеглова Д.А. - директор, решение от 23.03.2008

от ответчика:
Марганиа З.Б., дов. от 11.01.2009 N 19-10/00014

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Эверест“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Санкт-Петербургу от 22.09.2008 N 5203/8-14-944 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 18.12.2008 суд удовлетворил требования Общества в полном объеме.

Инспекция заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2008 по делу N А56-41335/2008 и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, решение суда первой инстанции вынесено при неполном рассмотрении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также судом неправильно применены нормы материального права, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Общества против доводов апелляционной жалобы возражает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 05.09.2008 сотрудниками Инспекции на основании поручения от 05.09.2008 N 8-14-944 проведена проверка соблюдения требований Закона РФ от 22.05.2003 года N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) автофургона, оборудованного витриной и жалюзи, гос. номер Н 640 АВ 98, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, у Дома Культуры им. Горького, принадлежащего ООО
“Эверест“.

В ходе проведения проверочной закупки книги “Русские народные сказки“ по цене 100 руб. за 1 шт. сотрудниками налогового органа установлено ведение наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, а именно в торговой точке контрольно-кассовая техника отсутствовала.

По результатам проверки составлен акт от 05.09.2008 N 006558.

В присутствии законного представителя Общества (генерального директора - Щеглова Д.А.) 08.09.2008 Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от N 5203/8-14-944 и вынесено постановление от 22.09.2008 N 5203/8-14-944 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал, что наличие события административного правонарушения и вины ООО “Эверест“ в его совершении Инспекцией не подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности. Суд установил, что доказательства нарушения Обществом статьи 14.5 КоАП РФ получены налоговым органом с нарушением Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ (далее - Закон N 144-ФЗ), в связи с чем они не могут быть использованы в деле об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно статье 5 этого Закона организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения продавца и генерального директора Общества, суд правильно признал названные документы ненадлежащими доказательствами вменяемого ООО “Эверест“ административного правонарушения.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что проверка автофургона, оборудованного витриной и жалюзи, принадлежащего ООО “Эверест“, осуществлялась налоговыми
инспекторами Манухиным В.В. и Шустовым В.И. на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу от 05.09.2008 N 8-14-944.

Как следует из акта N 006558, в ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты товара - книги “Русские народные сказки“ на общую сумму 100 руб. расчеты произведены без применения контрольно-кассовой машины (ККМ), ввиду ее отсутствия.

Таким образом, покупка товара и окончательный расчет за него произведен проверяющими инспекторами в ходе проверки, при этом товар и денежные средства в сумме 100 руб. возвращены проверяющим.

Таким образом, покупка товара и расчет за него произведены налоговыми инспекторами в ходе проверки негласно, без предъявления документов.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что основанием для составления акта проверки и протокола об административном правонарушении послужило негласное мероприятие в виде проверочной закупки, которое в соответствии пунктом 4 статьи 6 Закона N 144-ФЗ является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым уполномоченным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Поскольку действующим законодательством сотрудникам налоговых органов право проведения проверочных закупок не предоставлено, данная закупка проведена должностными лицами Инспекции за пределами предоставленных им полномочий.

Следовательно, составленные на основании проверочной закупки акт проверки N 006558 от 05.09.2008, протокол об административном правонарушении допустимыми доказательствами факта осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники не являются.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о недоказанности Инспекцией события административного правонарушения и вины Общества в его совершении, является правильным.

На основании изложенного, у суда апелляционной
инстанции нет оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2008 года по делу N А56-41335/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

ФОКИНА Е.А.