Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу N А21-4158/2008 Применение отдельного тарифа, устанавливаемого на оказание услуг по передаче электрической энергии, влечет возникновение неосновательного обогащения у энергосбытовой организации, владеющей объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, поскольку необходимые затраты на передачу энергии уже учтены в тарифе на электрическую энергию.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2009 г. по делу N А21-4158/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Аносовой Н.В.,

судей Горшелева В.В., Поповой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания: Лобовым Р.О.

рассмотрев 11 - 18.02.2009 (с перерывом) в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-607/2009, 13АП-608/2009) ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ и Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2008 по делу N А21-4158/2008 (судья Шкутко О.Н.), принятое

по иску ЗАО “Содружество-Соя“

к ОАО “Западная энергоснабжающая компания“

3-и лица: Служба по государственному регулированию цен
и тарифов Калининградской области, ОАО “Янтарьэнерго“

о взыскании 8 755 996 руб.

при участии:

от истца: адвоката Шитикова Ю.В. по доверенности от 19.01.07;

от ответчика: Тихоновой А.С. по доверенности от 03.02.09 (до перерыва);

от 3-го лица: от Службы по госрегулированию цен и тарифов - Абаева Г.К. по доверенности от 14.01.09 N 08; от ОАО “Янтарьэнерго“ - не явился (извещен),

установил:

закрытое акционерное общество “Содружество-Соя“ (далее по тексту - ЗАО “Содружество-Соя“, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к открытому акционерному обществу “Западная энергоснабжающая компания“ (далее по тексту - ОАО “Западная энергоснабжающая компания“, ответчик) с иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 6 290 475 руб. 09 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечены Служба по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области (далее по тексту - Служба) и открытое акционерное общество “Янтарьэнерго“ (далее по тексту - ОАО “Янтарьэнерго“).

До принятия решения истец уточнил размер иска и просил взыскать с ответчика 8 755 996 руб. неосновательного обогащения.

Решением от 21.11.2008 с ответчика в пользу истца взыскано 6 377 673 руб. 46 коп. неосновательного обогащения. В удовлетворении остальной части иска отказано.

ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ и Служба обратились с апелляционными жалобами на принятое решение.

В апелляционной жалобе ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ просит отменить решение суда и в удовлетворении исковых требований отказать полностью. В обоснование жалобы указывается на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что истец должен оплачивать электроэнергию по цене высокого напряжения 1,50 руб./кВт.час, без оплаты расходов ответчика на оказание услуг по передаче электроэнергии.

Податель жалобы полагает, кроме того, что, являясь территориальной сетевой организацией, вправе взимать
плату за услуги по передаче электрической энергии по отдельному тарифу, установленному приказом Службы от 07.12.2007 N 49-02э/07.

В апелляционной жалобе Службы указывается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований. Податель жалобы полагает, что правила о деятельности по передаче электрической энергии, установленные для территориальных сетевых организаций, распространяются в переходный период также и на энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию по договорам купли-продажи, и перепродающие ее потребителям. В силу этого ответчик при расчетах с истцом по договору энергоснабжения правомерно применил тариф на услуги по передаче электрической энергии, установленный приказом Службы от 07.12.2007 N 49-02э/07.

Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ОАО “Янтарьэнерго“ своих представителей в судебное заседание не направило, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, просил отменить решение и полностью отказать в удовлетворении иска.

Представитель Службы поддержал поданную апелляционную жалобу, просил отменить решение и полностью отказать в удовлетворении иска.

По мнению представителя истца, апелляционные жалобы ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ и Службы не подлежат удовлетворению с учетом изложенных в отзыве на апелляционную жалобу доводов.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 18.02.2009. После перерыва заседание продолжено в том же составе суда и с участием тех же представителей истца и Службы. Представители обменялись репликами.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ и ЗАО “Содружество-Соя“ заключен договор энергоснабжения от
15.08.2007 N 80. Согласно договору ответчик обязался подавать истцу электрическую энергию в объеме договорных величин, установленных в Приложении N 3 к договору в пределах разрешенной мощности, указанной в акте разграничения балансовой стоимости принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющемся Приложением N 1 к договору.

Согласно пункту 5.1. названного договора цена договора определяется на основании пункта 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ исходя из тарифов, устанавливаемых уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области.

Тариф (цена) на электрическую энергию (мощность) представляет собой сумму следующих слагаемых:

- средневзвешенная стоимость приобретенной единицы электрической энергии (мощности) Ф.И.О. напряжения;

- стоимость услуг по передаче электрической энергии.

При этом согласно пункту 5.4. договора тарифы на электроэнергию изменяются в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации и Калининградской области по государственному регулированию цен и тарифов без согласования с абонентом.

Указывая на то, что ЗАО “Содружество-Соя“ в период с октября 2007 по август 2008 года (с учетом уточнения размера требований) оплачивало полученную от ответчика электроэнергию по цене больше установленного тарифа, истец обратился с иском о взыскании неосновательного обогащения.

Удовлетворяя требование истца в части взыскания с ответчика неосновательного обогащения за период с января по август 2008 года, суд первой инстанции исходил из того, что истец должен был оплачивать электроэнергию по тарифу, установленному приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области от 14.11.2007 N 42-01э/07. При этом суд не применил приказ Службы от 07.12.2007 N 49-02э/07, установивший размер платы за услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО
“Западная энергоснабжающая компания“ на 2008 год.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в силу следующих установленных судом обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ является энергоснабжающей организацией в соответствии с определением, данным в статье 1 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, которая осуществляет продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Данное обстоятельство подтверждается копией договора энергоснабжения от 01.07.2005 N 263/2, заключенного между ОАО “Янтарьэнерго“ и ОАО “Западная энергоснабжающая компания“, согласно которому последнее принимает и оплачивает принятую от ОАО “Янтарьэнерго“ электроэнергию, а также копией договора технологического присоединения к электрическим сетям ОАО “Янтарьэнерго“ от 22.09.2006 N 334/09/06 энергопринимающего устройства ответчика - ТП 110/15 кВ “Ижевская“, трансформаторной мощностью 25 МВА.

На основании договора энергоснабжения от 15.08.2007 N 80, заключенного между истцом и ответчиком, последний подает электроэнергию на энергопринимающее устройство истца - производственный терминальный комплекс по глубокой переработке маслосодержащих культур, расположенное по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Гагарина, 65; точкой подключения определена ТП 110/15 кВ “Ижевская“.

При этом ответчик, как следует из материалов дела, не является одновременно территориальной сетевой организацией, которая предоставляет услуги по передаче электроэнергии на основании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и цены (тарифы) на услуги которой, регулируются в установленном законодательством об электроэнергетике порядке. Согласно статье 3 Федерального закона “Об электроэнергетике“ - услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии
с требованиями технических регламентов.

Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона “Об электроэнергетике“ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным. Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

Как следует из материалов дела, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии между истцом и ответчиком не заключался, положений об оказании услуг по передаче электрической энергии и применении соответствующего тарифа, заключенный истцом и ответчиком договор энергоснабжения от 15.08.2007 N 80, также не содержит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона “Об электроэнергетике“ территориальной сетевой организации запрещено заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии (за исключением покупки территориальными сетевыми организациями электрической энергии для цели компенсации потерь в электрических сетях), а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика.

Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах
одной ценовой зоны оптового рынка.

Учитывая все указанные положения, судом апелляционной инстанции установлено, что ответчик является энергоснабжающей (энергосбытовой) организацией и одновременно лицом, владеющим объектами электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование), к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющим деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке.

В связи с указанным, ответчик не доказал, что вправе применять тариф, устанавливаемый исключительно на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Как следует из материалов дела, приказом Службы от 14.11.2007 N 42-01э/07, утверждены тарифы на электрическую энергию для потребителей Калининградской области на 2008 год. Для промышленных и приравненных к ним непромышленных потребителей, к которым относится истец, установлен тариф 150 коп./кВтч для электроэнергии высокого напряжения и 173 коп./кВтч для среднего второго напряжения.

В последующем Службой был утвержден приказ “Об утверждении размера платы за услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ на 2008 год“ от 07.12.2007 N 49-02э/07, которым был утвержден тариф за услуги по передаче электроэнергии на высоком, среднем и низком напряжении; на высоком напряжении был установлен тариф в размере 336 руб./МВтч, на среднем напряжении в размере 582 руб./МВтч без учета НДС.

Из материалов дела следует, что ответчик выставлял истцу счета-фактуры с раздельным указанием стоимости электроэнергии и стоимости услуг за передачу электроэнергии. При этом в течение января по август 2008 года ответчик выставлял истцу счета-фактуры на услуги по передаче электроэнергии с учетом 5% скидки, предоставленной по договору, по цене 319 руб. 20 коп.
за 1 МВтч.

Согласно пункту 57 “Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ (далее по тексту - Основы ценообразования), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;

сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.

На основании этого пунктом 10 “Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке“, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20э/2 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусмотрено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают следующие слагаемые:

1) стоимость электрической (тепловой) энергии (мощности);

2) стоимость услуг по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

В счетах на оплату электрической и тепловой энергии помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость производства отпущенной потребителю энергии и стоимость услуг по ее передаче и
иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

В связи с этим приведенные выше условия пункта 5.1 договора энергоснабжения от 15.08.2007 N 80, заключенного между истцом и ответчиком, соответствуют установленному порядку формирования тарифа на электрическую энергию.

Согласно пункту 59 Основ ценообразования тарифы на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, дифференцированные регулирующим органом по группам потребителей, должны обеспечивать получение в расчетном периоде регулирования указанными организациями необходимой валовой выручки. При этом допускается дифференциация регулируемых тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии, отражающая различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей.

Из приведенных нормативных положений следует, что тариф на электрическую энергию должен формироваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации как единый тариф с учетом обеспечения необходимой валовой выручки и с указанием исключительно при осуществлении расчетов с потребителями раздельной стоимости производства отпущенной энергии и стоимости услуг по ее передаче. Таким образом все необходимые затраты ответчика на передачу электрической энергии должны быть учтены в устанавливаемом тарифе на электрическую энергию (мощность).

Такой тариф, соответствующий пунктам 57 и 59 Основ ценообразования, был утвержден приказом Службы от 14.11.2007 N 42-01э/07.

Кроме того, из материалов дела и объяснений ответчика и Службы следует, что ответчик получает электроэнергию от ОАО “Янтарьэнерго“ на высоком напряжении (110 кВтч) и подает ее истцу уже на среднем втором напряжении (15 кВтч). У ответчика, таким образом, образуется разница между ценой покупки электроэнергии на высоком напряжении и ее продажи истцу на среднем втором напряжении. Данная разница по смыслу действующего законодательства также должна учитывать (включать) расходы ответчика на преобразование и передачу электроэнергии присоединенным потребителям.

При этом
ответчик, не являясь территориальной сетевой организацией, не вправе ссылаться на то, что запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии не распространяется на технологически не связанные с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.

Территориальные сетевые организации должны оказывать, с известными исключениями, только услуги по передаче электрической энергии и соответственно взимать плату за такие услуги согласно установленному тарифу и поэтому не могут получать прибыль в результате купли-продажи электроэнергии.

Учитывая положения пункта 57 Основ ценообразования и условия договора энергоснабжения от 15.08.2007 N 80, суд апелляционной инстанции исходит из того, что стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения, уже должна быть включена в стоимость тарифа на электрическую энергию.

В противном случае ответчик дважды получает доход от предоставления своих услуг по преобразованию и передаче электроэнергии присоединенным потребителям - в составе тарифа на электрическую энергию и в составе тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии. Обоснования того, что ОАО “Западная энергоснабжающая компания“, являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, вправе, кроме стоимости услуг по передаче электрической (тепловой) энергии (мощности) энергоснабжающими организациями и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям, и которая должна быть включена в тариф на электрическую энергию, вправе требовать от истца платы за свои услуги также по другому тарифу, ни ответчик, ни Служба не представили. Договором энергоснабжения от 15.08.2007 N 80 также не предусмотрена оплата подачи электрической энергии одновременно по двум разным тарифам.

Поэтому, в случае если ответчик выставлял счета-фактуры за оказанные услуги по передаче электрической энергии по цене 319 руб. 20 коп. на основании приказа от 07.12.2007 N 49-02э/07, то данный приказ не подлежит применению к отношениям между истцом и ответчиком, а уплаченное истцом подлежит взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.

В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что приказ не подлежит применению, а у ответчика возникло неосновательное обогащение, является правомерным. Иной расчет неосновательного обогащения в обоснование своих доводов по апелляционной жалобе ответчик не представил.

Доводы Службы о том, что в случае неприменения приказа от 07.12.2007 N 49-02э/07, истец не возмещает затраты ответчика, связанные с осуществлением передачи электроэнергии не обоснованы нормами законодательства об электроэнергетике, поскольку Службой не доказано, что прибыль, получаемая ответчиком от продажи истцу электрической энергии Ф.И.О. напряжения, не покрывает затраты ответчика на передачу электрической энергии присоединенным потребителям, а приказ Службы от 14.11.2007 N 42-01э/07, установивший тарифы на электрическую энергию, был издан без учета размера таких затрат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2008 по делу N А21-4158/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы ОАО “Западная энергоснабжающая компания“ и Службы по государственному регулированию цен и тарифов Правительства Калининградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

АНОСОВА Н.В.

Судьи

ГОРШЕЛЕВ В.В.

ПОПОВА Н.М.