Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А56-18412/2008 Заявление юридического лица о признании незаконным уклонения уполномоченного органа от постановки принадлежащего данному лицу объекта недвижимости на кадастровый учет подлежит удовлетворению в случае наличия доказательств того, что заявленный на учет объект обладает всеми признаками недвижимого имущества в юридическом и физическом смысле, а также нарушения данными действиями уполномоченного органа законных интересов названного лица в сфере осуществляемой им хозяйственной деятельности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2009 г. по делу N А56-18412/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-909/2009) ОАО “Компрессор“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2008 по делу N А56-18412/2008 (судья Захарова М.В.), принятое

по иску (заявлению) ОАО “Компрессор“

к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга

о признании незаконным бездействия

при участии:

от истца (заявителя): предст. Каверина С.Ю. - доверенность от 12.02.2009, предст. Чернов А.Б. - доверенность
от 24.03.2008

от ответчика (должника): предст. Кудрявцева Е.В. - доверенность N 25 от 11.01.2009

установил:

открытое акционерное общество “Компрессор“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) о признании незаконным уклонения КЗРиЗ от постановки объекта недвижимого имущества находящегося по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, д. 281, литера Б на кадастровый учет и обязании КЗРиЗ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

Решением суда от 17.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ОАО “Компрессор“ просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению Общества, обжалуемое решение вынесено судом без учета имеющихся в деле доказательств, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что отнесение спорного объекта к объекту недвижимости установлено вступившим в законную силу решением суда по делу N А56-36009/06, в связи с чем уклонение Комитета от постановки объекта на кадастровый учет и истребование сведений, указанных в решении о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости от 19.05.2008 N 3955, незаконно.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы. Представитель Комитета доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2007 по делу N А56-36009/2006 признано незаконным решение ГУ ГУИОН от 23.03.2006 N 2345 об отказе в технической инвентаризации и техническом учете строений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, д. 281, литеры А и Б.

Во
исполнение указанного решения суда Проектно-инвентаризационное бюро Выборгского района письмом (реестром) N 36/2-348 от 18.02.2008 передало в районный отдел КЗРиЗ пакет документов для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, д. 281, литера Б.

Письмом от 24.03.2008 (исх. N 12/561) заявитель просил КЗРиЗ завершить процедуру кадастрового учета.

Решением N 3955 от 19.05.2008 КЗРиЗ приостановил кадастровый учет объекта недвижимости, указав, что сведения о технических характеристиках заявленного объекта не позволяют отнести его к объектам недвижимости в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для принятия решения о кадастровом учете заявленного объекта Обществу в соответствии с распоряжением КЗРиЗ N 9-рк от 31.12.2003 предложено представить утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию на заявленный к учету объект; акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию или акт приемки объекта в эксплуатацию, утвержденные в установленном порядке, из которых следует, что заявленный к учету объект возведен в соответствии с проектной документацией и является объектом завершенного строительства.

Посчитав уклонение Комитета от постановки вышеуказанного объекта недвижимости на кадастровый учет незаконным, нарушающим положения статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, а также права и законные интересы заявителя, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны Комитета не допущено нарушений закона и иных нормативных актов, а также прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Исследовав материалы дела и выслушав доводы сторон, апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными, а решение подлежащим отмене в связи
с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, положения которой вступили в силу с 01.03.2008, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Таким образом, кадастровому учету подлежит любой индивидуально-определенный объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, в том числе сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 08.12.2002 N 2627-ра полномочия по проведению кадастрового учета объектов недвижимости возложены на Комитет, а собственно кадастровый учет объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга регламентируется распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 29.12.2004 N 1329-р “О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга“ (далее - Распоряжение N 1329-р).

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 данного распоряжения все собственники, пользователи, балансодержатели недвижимого имущества обязаны представлять в зависимости от вида объекта недвижимости в Комитет либо в Городское управление технической инвентаризации необходимые документы для внесения соответствующей информации в Государственный кадастр недвижимости Санкт-Петербурга. Перечень необходимых документов, предъявляемые к ним требования и органы, в которые они представляются, устанавливаются приказами председателя Комитета.

Во исполнение указанной нормы Комитетом принято распоряжение от 31.12.2003 N 9-рк “О совершенствовании кадастрового учета объектов недвижимости“, которым определен порядок принятия решений по индивидуализации технических и юридических характеристик объектов недвижимости, позволяющих отнести тот или иной объект
к объекту недвижимости (далее - Распоряжение N 9-рк).

Согласно пункту 1.1 Распоряжения N 9-рк Управление городского кадастра недвижимости (далее - УГКН), являющееся структурным подразделением Комитета, при проведении кадастрового учета или синхронизации зданий, сооружений принимает решение о приостановлении кадастрового учета в случае, когда не представляется возможным отнести тот или иной объект к объектам недвижимости.

В соответствии с пунктом 1.4 Распоряжения N 9-рк в этом случае для принятия решения о кадастровом учете заявители представляют в соответствующий филиал ГУ ГУИОН следующие документы для передачи в Комитет:

- утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию на заявленный к учету объект;

- акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию или акт приемки объекта в эксплуатацию, утвержденные в установленном порядке, из которых следует, что заявленный к учету объект возведен в соответствии с проектной документацией и является объектом завершенного строительства.

Согласно пункту 1.5 Распоряжения N 9-рк проведение кадастрового учета может быть приостановлено не более чем на месяц с момента направления документов в ГУ ГУИОН. В случае, если в течение названного срока заявителем не будут представлены документы, предусмотренные пунктом 1.4, УГКН принимает решение об отказе в кадастровом учете (пункт 1.5.1 распоряжения).

Исходя из логического толкования вышеприведенных норм, следует вывод о том, что решение о приостановлении кадастрового учета и истребование указанных в пункте 1.4 Распоряжения N 9-рк документов принимается уполномоченным органом только в том случае, когда не представляется возможным отнести тот или иной объект к объектам недвижимости.

Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2007 по делу N А56-36009/06 по заявлению ОАО “Компрессор“ к ГУ ГУИОН
о признании незаконным решения об отказе в технической инвентаризации и кадастровом учете строений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, дом 281, литеры А и Б, установлено, что спорный объект приобретен заявителем в 1976 году, принят на баланс с присвоением ему инвентарного номера, по состоянию на 1 декабря 1991 года спорный объект был отнесен к основным производственным фондам, внесен в уставный капитал ОАО “Компрессор“. Суд, подробно проанализировав имеющиеся в материалах документы, пришел к выводу о том, что отсутствие у заявителя документов о строительстве объектов само по себе не является основанием для признания объекта движимым имуществом. Как установлено судом, Общество приобрело объект в 1976 году как недвижимое имущество и произведенная в 1985 году реконструкция статус здания не изменила. Данным решением суд признал незаконным решение ГУ ГУИОН от 23.03.2006 N 2345 об отказе в технической инвентаризации и техническом учете строений, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, д. 281, литеры А и Б. и обязал ГУП ГУИОН произвести техническую инвентаризацию и технический учет принадлежащих Обществу строений. Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела во исполнение указанного решения суда Проектно-инвентаризационное бюро Выборгского района письмом (реестром) N 36/2-348 от 18.02.2008 передало в районный отдел КЗРиЗ пакет документов для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, д. 281, литера Б.

Решение суда по делу N А56-36009/06 было представлено Обществом в Комитет в рамках процедуры постановки объекта на кадастровый учет.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную
силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Апелляционный суд считает, что у Комитета отсутствовали правовые основания для игнорирования выводов суда, изложенных в решении по делу N А56-36009/06, и тем более для истребования у Общества строительных документов (проектно-сметной документации, акта государственной приемочной комиссии), которые не могли быть представлены в связи с тем, что Общество не осуществляло строительство спорных объектов, а приобрело их в 1976 году как недвижимое имущество, о чем указано во вступившем в законную силу судебном акте по делу N А56-36009/06, которым установлено что заявленный на учет объект обладает всеми признаками недвижимого имущества в юридическом и физическом смысле.

Согласно статье 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Уклонение Комитета от кадастрового учета принадлежащего Обществу имущества, по мнению апелляционного суда, незаконно, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления им своей хозяйственной деятельности.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия)
незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения.

Апелляционная коллегия считает, что нарушенное право Общества в данном случае должно быть восстановлено путем возложения обязанности на Комитет произвести кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, д. 281, литера Б.

Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату ОАО “Компрессор“ из федерального бюджета в сумме 1000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 201 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2008 года по делу N А56-18412/2008 отменить.

Признать незаконным уклонение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, дом 281, литера Б.

Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО “Компрессор“ путем постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Торфяное, ул. Шишкина, дом 281, литера Б в течение 15 дней с момента изготовления мотивировочной части настоящего постановления.

Возвратить ОАО “Компрессор“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

СЕМЕНОВА А.Б.