Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу N А21-5142/2008 Надлежащее извещение страхователя о месте и времени рассмотрения материалов камеральной проверки своевременности, полноты и достоверности представления сведений индивидуального персонифицированного учета свидетельствует о соблюдении органом Пенсионного фонда РФ процедуры привлечения к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление сведений о застрахованных лицах.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2009 г. по делу N А21-5142/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.

судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12169/2008) Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.10.2008 по делу N А21-5142/2008 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Гвардейском районе Калининградской области

к ИП Скворцову А.Ю.

о взыскании финансовых санкций в сумме 184,80 рубля

при
участии:

от истца (заявителя): не явился, извещен

от ответчика (должника): не явился, извещен

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель, страхователь) 184 руб. 80 коп. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда первой инстанции от 16.10.2008 в удовлетворении заявленных требований Управления отказано.

В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 16.10.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неправомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку, факт совершения правонарушения установлен и подтверждается материалами дела; все материалы проверки, послужившие основанием для принятия управлением решения о привлечении предпринимателя к ответственности, были своевременно направлены последнему; решение, на основании которого заявлено требование о взыскании с предпринимателя штрафных санкций, не оспорено и является действующим.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, управление провело камеральную проверку своевременности представления предпринимателем (страхователем) персонифицированного учета. В ходе проверки заявитель установил, что в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ) и пункта 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах
по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ страхователь не представил в установленный срок (01.03.2008) сведения за 2007 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам проверки управление составило акт камеральной проверки от 24.04.2008 N 54 (лист дела 7), на основании которого вынесло решение от 12.05.2008 N 47 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 184 руб. 80 коп. штрафа (лист дела 9).

Требованием от 12.05.2008 N 47 заявитель предложил страхователю погасить указанную сумму штрафных санкций в срок до 27.05.2008 (лист дела 10).

Поскольку штраф предпринимателем в добровольном порядке уплачен не был, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований Управления, суд первой инстанции исходил из того, что управлением нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности.

Апелляционная инстанция, считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 28 Закона N 167-ФЗ предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа является обязательным для уплаты и устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от N 156 от 12.03.2007 г. стоимость страхового года на 2007 год, исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ на 1 января 2007 г., и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда“ на 1 января 2007 г., установлена в размере 1848 рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального
закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 года “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее Закон) Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 24 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Такая же обязанность страхователей установлена Законом N 27-ФЗ.

В соответствии со ст. 8 Закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись
страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Статьей 15 Закона предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Законом.

За непредставление данных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что заявитель правомерно привлек Предпринимателя к ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, т.к. материалами дела подтверждается указанное нарушение.

Расчет суммы штрафа проверен судом и соответствует нормам ст. 17 Закона.

Взыскание указанных санкций осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке.

Статьей 2 Закона N 167-ФЗ прямо предусмотрено, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Приведенной нормой также определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, исходил из необходимости сохранения гарантий
защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль.

Одной из таких гарантий при начислении сумм налоговых санкций и иных санкций является обеспечение лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в рассмотрении материалов проверки.

Следовательно, необеспечение лицу такой возможности, то есть неисполнение уполномоченным органом своих публично-правовых обязанностей, является основанием для признания судом решения о доначислении санкций незаконным или отказа в удовлетворении требования о взыскании доначисленных санкций.

Как следует из материалов дела, письмом от 12.03.2008 N 296-04 управление известило страхователя о том, что 24.04.2008 в 11 час. 00 мин. будут рассмотрены материалы проверки и составлен акт камеральной проверки своевременности, полноты и (или) достоверности представления сведений индивидуального персонифицированного учета (лист дела 5).

24.04.2008 заявитель в отсутствие предпринимателя и его представителя составил акт.

Письмом от 04.04.2008 N 445-04 управление известило страхователя о том, что 12.05.2008 в 11:00 состоится принятие решения о привлечении к ответственности за нарушения Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее Закон) (лист дела 38).

Решение по результатам проверки вынесено управлением 12.05.2008.

Имеющиеся в материалах дела реестры отправленных заказных писем подтверждают направление в адрес страхователя документов проверки и уведомления о месте и времени составления решения о привлечении предпринимателя к ответственности (листы дела 8, 37). Данные реестры содержат отметку почтового отделения производившего отправку, согласно которой указанные документы направлены в адрес предпринимателя 24.04.2008.

При названных обстоятельствах следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции относительно нарушения Управлением процедуры привлечения предпринимателя к ответственности, в связи с чем, апелляционная жалоба Управления фонда подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда отмене.

Принимая во внимание
несоразмерность государственной пошлины, подлежащей взысканию с предпринимателя (500 руб.), взыскиваемой сумме штрафных санкций (184,80 руб.), суд считает возможным в силу ст. 333.22 НК РФ снизить размер госпошлины до 100 руб.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.10.2008 по делу N А21-5142/2008 отменить.

Взыскать с индивидуального Ф.И.О. 26.05.1982 года рождения, зарегистрированного за ОГРН 305391706900012, проживающего по адресу: Калининградская область, Правдинский район, п. Костюковка, ул. Парковая, 1, квартира 4 в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Гвардейском районе Калининградской области (межрайонного) финансовые санкции в размере 184,80 рубля, и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

ЗАГАРАЕВА Л.П.