Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу N А56-37071/2008 Предписание уполномоченного органа, незаконно возлагающее на кредитный потребительский кооператив обязанность по представлению отчетных данных, предъявление которых законодательством не предусмотрено, подлежит признанию недействительным.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2009 г. по делу N А56-37071/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б.Семеновой

судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12488/2008) РО ФС по финансовым рынкам в СЗФО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.10.2008 по делу N А56-37071/2008 (судья Л.А.Баталова), принятое

по иску (заявлению) Кредитного потребительского кооператива граждан “Невский Терем“

к РО ФС по финансовым рынкам в СЗФО

о признании недействительным Предписания

при участии:

от истца (заявителя): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N
80822)

от ответчика (должника): представителя Э.П.Толкмит (доверенность от 02.12.08 N 58)

установил:

Кредитный потребительский кооператив граждан “Невский Терем“ (Далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (Далее - РО ФСФР России в СЗФО, государственный орган) от 18.07.2008 N 20/1199.

Решением от 28.10.2008 суд удовлетворил заявленное Кооперативом требование, признал недействительным оспариваемое Предписание государственного органа. Суд руководствовался тем, что деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан регулируется Федеральным законом от 07.08.2001 N 117-ФЗ “О кредитных потребительских кооперативах граждан“ (Далее - Закон N 117-ФЗ), который не предусматривает обязанность кредитных потребительских кооперативов предоставлять органам ФСФР России каких-либо отчетных данных, также не предоставляет данному государственному органу полномочий контролировать их деятельность.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, РО ФСФР России в СЗФО обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, КПКГ “Невский Терем“ в связи с осуществлением им деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений, фактически является жилищным накопительным кооперативом и обязан предоставлять органам ФСФР России отчетные данные в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах“ (далее - Закон N 215-ФЗ).

В судебном заседании представитель РО ФСФР России в СЗФО доводы апелляционной жалобы поддержал.

Кооператив, извещенный надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Из материалов дела
следует, что РО ФСФР России в СЗФО выдало Кооперативу Предписание от 18.07.2008 N 20/119 об устранении нарушений пункта 1 статьи 51 Закона N 215-ФЗ и пунктов 5 и 6 Порядка предоставления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативной оценки финансовой устойчивости, утвержденного Приказом ФСФР России от 17.02.2006 N 06-17/пз-н (Далее - Порядок предоставления отчетности) (л.д. 6 - 7).

Согласно данному Предписанию государственный орган требует от Кооператива предоставления в 15-дневный срок со дня его получения:

1. Справку с указанием причин непредоставления ежеквартального отчета за 1 квартал 2008 года.

2. Ежеквартальный отчет за 1 квартал 2008 года в соответствии с требованиями Порядка предоставления отчетности.

3. Отчеты об исполнении соответствующих пунктов Предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение Предписания.

Не согласившись с выставленным в его адрес Предписанием и полагая, что оно нарушает права и законные интересы заявителя, а выставляя данное требование, государственный орган допустил превышение своих полномочий в части контроля за деятельностью кредитного потребительского кооператива граждан, Кооператив оспорил его в арбитражном суде.

Выслушав подателя апелляционной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает, что принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Кооператив образован 20.03.2006 путем реорганизации жилищно-строительного кооператива “Невский Терем“, что подтверждается представленной в материалы дела копией его Устава (л.д. 9 - 18), зарегистрирован в ЕГРЮЛ 10.04.2006 - Свидетельство о государственной регистрации 78 N 005862039 (л.д. 19).

Заявитель согласно пунктам 2 и 4 Устава является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан на основе членства с целью удовлетворения потребностей членов - участников Кооператива в финансовой взаимопомощи; осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона
N 117-ФЗ “О кредитных потребительских кооперативах граждан“.

Статьей 1 Закона N 117-ФЗ предусмотрено, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан.

Пунктом 1 статьи 4 данного Закона предусмотрено, что кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

В соответствии со статьей 2 Закона N 117-ФЗ законодательство о кредитных потребительских кооперативах граждан основывается на Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части контроля и надзора за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан.

В обжалуемом судебном акте суд правомерно указал, что положения Закона N 117-ФЗ не предусматривают обязанности кооператива предоставлять органам ФСФР России какие-либо отчетные данные.

Закон N 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах“, на положения которого ссылается РО ФСФР России в СЗФО в оспариваемом Предписании, в силу статьи 1 определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности жилищных накопительных кооперативов по привлечению и использованию денежных средств граждан - своих членов на приобретение или строительство жилых помещений на территории Российской Федерации в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам жилищных накопительных кооперативов, а также устанавливает гарантии защиты прав и законных интересов граждан - членов жилищных накопительных кооперативов.

В соответствии со статьей 2 Закона N 215-ФЗ жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях
удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что КПКГ “Невский Терем“ создан путем объединения граждан для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи, на него не могут быть распространены положения Закона N 215-ФЗ.

Апелляционная инстанция отклоняет ссылку государственного органа на положение пункта 5.3.6.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 “Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам“ и пункт 2.1.6 Положения о РО ФСФР России в СЗФО, утвержденного Приказом ФСФР от 12.09.2006, поскольку данными нормами предусмотрена проверка финансовыми органами деятельности именно жилищных накопительных кооперативов, которым заявитель по настоящему делу не является.

Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка государственного органа на наличие справки Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14.11.2007 N 2-12854 (л.д. 26 - 44) о наличии зарегистрированных прав собственности Кооператива на объекты недвижимости на том основании, что наличие зарегистрированных прав не влечет обязательств, установленных законодательством о жилищных накопительных кооперативах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае оспариваемым Предписанием РО ФСФР России в СЗФО на заявителя незаконно возлагается обязанность по предоставлению отчетных данных в
финансовый орган, предоставление которых законодательством не предусмотрено, в связи с чем законно признано недействительным судом первой инстанции. Принятый по делу судебный акт является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 октября 2008 года по делу N А56-37071/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

САВИЦКАЯ И.Г.