Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу N А56-27592/2008 Нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, выразившееся в необеспечении возможности участия лица, в отношении которого проводилась проверка, в процессе рассмотрения ее материалов, является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2009 г. по делу N А56-27592/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: Блажко А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12500/2008) (заявление) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2008 по делу N А56-27592/2008 (судья Левченко Ю.П.), принятое

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области

к Индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
о
взыскании штрафа

при участии:

от истца (заявителя): Аббасова Г.В. по доверенности N 4400 от 24.06.2008

от ответчика (должника): не явился, извещен

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области (далее Фонд) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 123,20 руб. штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда от 01.11.08 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, индивидуальный предприниматель Недосекин В.А. правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку сведения за 2007 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предпринимателем не представлены.

От индивидуального предпринимателя Недосекина В.А. поступило ходатайство о переносе заседания на более поздний срок, в связи с невозможностью его присутствия по причине необходимости участия в судебном заседании по гражданскому делу в Выборгском городском суде, назначенном на 27.01.09 в 10.00.

Представитель Фонда возражал против удовлетворения указанного ходатайства.

Учитывая, что изложенные в ходатайстве причины не препятствовали направлению в суд отзыва на апелляционную жалобу с изложением своей позиции по делу, а также направлению в судебное заседание представителя ответчика, суд не считает возможным удовлетворить данное ходатайство.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность
решения суда проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, и заслушав объяснения представителя Фонда, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка предпринимателя по вопросу своевременности представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ.

В ходе проверки Фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предпринимателем за 2007 год не представлены.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 02.04.08 N 834, на основании которого вынесено решение от 08.05.08 N 834 о привлечении Недосекина В.А. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 123,20 руб.

На основании указанного решения Фонд направил предпринимателю требование N 834 по состоянию на 08.05.08 об уплате штрафа в сумме 123,20 руб. в срок до 02.06.08.

Поскольку требование в установленный срок предпринимателем не исполнено, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, посчитал, что признание предпринимателя ответственным за непредставление в срок до 1 марта индивидуальных сведений о нем является безосновательным.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.

Одновременно в статье 7 Закона N 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане
и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные
пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.

В соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

В ходе проверки Фондом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель
не представил в установленный действующим законодательством срок индивидуальные сведения за 2007 год, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ.

Таким образом, за указанное нарушение предприниматель подлежал привлечению к ответственности в виде штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель не совершил вмененное ему правонарушение, является ошибочным.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не повлекло принятие судом неправильного решения, поскольку в рассматриваемом случае Фондом была нарушена процедура привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Согласно подпункту
2 пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Таким образом, законодатель установил гарантии, одной из которых при начислении сумм налоговых и иных санкций является обеспечение лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в рассмотрении материалов проверки.

Как следует из материалов дела, акт от 02.04.08 N 834 составлен без участия Недосекина В.А. или его представителя, срок представления возражений установлен в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего акта в Фонде.

В данном акте Фонд также известил Недосекина В.А. о том, что рассмотрение акта состоится 23.04.08, по результатам рассмотрения которого будет принято
решение о привлечении (отказе в привлечении) страхователя к ответственности за допущенное нарушение.

Решение N 834 о привлечении предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 123,20 руб. вынесено Фондом 08.05.08. При этом Фонд не отрицает то обстоятельство, что о рассмотрении акта и материалов проверки 08.05.08 предприниматель не извещался.

Таким образом, не обеспечив возможность участия предпринимателя в процессе рассмотрения материалов проверки, Фонд допустил существенные нарушения порядка привлечения лица к ответственности. Данное обстоятельство является достаточным основанием, для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с предпринимателя штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования.

Названная позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении Президиума от 12.02.2008 N 12566/07.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2008 по делу N А56-27592/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПРОТАС Н.И.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.