Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А21-4489/2008 В отношении имущества казны субъекта Российской Федерации, то есть основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями и учреждениями, налогоплательщиком налога на имущество организаций признается балансодержатель данного имущества - государственный орган, уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества казны субъекта Российской Федерации.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2009 г. по делу N А21-4489/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Згурской М.Л., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ким Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11761/2008) Агентства по имуществу Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.10.2008 по делу N А21-4489/2008 (судья Можегова Н.А.), принятое

по заявлению Агентства по имуществу Калининградской области

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Калининграду

о признании незаконным решения

при участии:

от истца (заявителя): Коркин И.А. - доверенность от 31.12.2008;

от
ответчика (должника): Стейкунайте И.А. - доверенность от 14.01.2009;

Козлов А.И. - доверенность от 17.12.2008 N 2.04/43618;

Ипполитов С.В. - доверенность от 10.11.2008 N 2.04/187;

установил:

Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по городу Калининграду (далее - налоговый орган, инспекция) от 28.05.2008 N 1982.

Решением суда от 13.10.2008 требования Агентства удовлетворены частично, решение налогового органа N 1982 от 28.05.2008 признано недействительным в части взыскания налога на имущество в сумме 14 139 руб., штрафа в размере 2 827,80 руб., соответствующей суммы пени. В остальной части заявление Агентства оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Агентство по имуществу Калининградской области не может являться плательщиком налога на имущество казны субъекта Российской Федерации - Калининградской области. Агентство не является правообладателем имущества государственной казны, данное имущество не закреплено на праве оперативного управления за Агентством, полномочия по бухгалтерскому учету имущества казны Калининградской области Агентству не предоставлены.

В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель налогового органа жалобу отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы представителем налогового органа не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.

Законность и
обоснованность принятого судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации “Расчет налога на имущество организации по месту ее нахождения“ за 12 месяцев 2007 г., представленной Агентством в налоговый орган 16.01.2008. Согласно представленной декларации среднегодовая стоимость имущества за налоговый период составляет 3 300 262 руб., в том числе среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества за налоговый период - 3 300 262 руб.

В ходе проверки налоговым органом на основании представленных Агентством документов установлено, что согласно перечню основных средств на 01.01.2008 Агентством в качестве основных средств 28 - 29.12.2007 поставлены на учет 30 объектов, в том числе объекты жилищного фонда, объекты, переданные либо в аренду, либо в безвозмездное пользование, либо в доверительное управление. При исчислении налога на имущество Агентством в налогооблагаемую базу не включена остаточная стоимость недвижимого имущества, а именно:

- трех объектов, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Багратиона, 49; г. Калининград ул. Клары Назаровой, 16;, г. Калининград, ул. Транспортная, 1, переданных по договору доверительного управления (позиции 13, 14, 16, 25, 27, 29 перечня том 1 листы дела 103 - 105);

- отдельно стоящих нежилых зданий детского оздоровительного лагеря, расположенного по адресу: г. Светлогорск, ул. Майская, 5 (позиция 22 перечня);

- пяти объектов, переданных в аренду (позиции 12, 17, 18, 21, 23, 26, 28 перечня);

- двух объектов, переданных в безвозмездное пользование (позиции 19, 20 перечня).

По результатам проверки составлен акт N 6219 от 29.04.2008, на который Агентством представлены возражения.

28.05.2008 инспекцией вынесено решение N 1982 о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения. Указанным решением Агентство по имуществу Калининградской области привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 46 752,40 руб., начислены пени в размере 4 636,90 руб. и предложено доначислить сумму налога на имущество в размере 233 762 руб.

Суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на имущество по объекту - детский оздоровительный лагерь, в остальной части решение налогового органа признано судом законным. Ссылаясь на положения статей 374 - 376 НК РФ и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), суд пришел к выводу о наличии у Агентства обязанности по включению в расчет среднегодовой стоимости имущества остаточной стоимости объектов, указанных в перечне под позициями 12, 17 и 26, 18, 21, 23 и 28, 19, 20, 22.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Агентства не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются российские организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 4 указанной статьи имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом
(статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 214 ГК РФ).

На основании статьи 125 ГК РФ полномочия собственника имущества казны субъекта Российской Федерации принадлежат Правительству Российской Федерации, которое в свою очередь имеет право делегировать указанные полномочия исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или определенному для выполнения этих целей бюджетному учреждению в установленном законодательством порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Агентство по имуществу Калининградской области на основании Положения, утвержденного Правительством Калининградской области от 28.10.2005 является органом исполнительной власти, обладает правами юридического лица. В соответствии с подпунктом 10 пункта 7 Положения Агентству предоставлены полномочия по осуществлению учета государственного имущества, оформления прав Калининградской области на это имущество, ведение реестра государственного имущества Калининградской области. Агентство закрепляет государственное имущество области в хозяйственном ведении областных унитарных предприятий, осуществляет полномочия собственника при распоряжении указанным имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого
объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Порядок бухгалтерского учета имущества в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях регулируется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, положения которой распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

В пункте 10 раздела 1 “Нефинансовые активы“ части 111 “Порядок применения плана счетов бюджетного учета“ названной Инструкции предусмотрено, что счет 010100000 “Основные средства“ предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Следовательно, с 01.01.2006 имущество казны Калининградской области подлежит учету в составе основных средств. Как установлено судом, спорное имущество было учтено Агентством в качестве основных средств 28 - 29 декабря 2007 года.

Таким образом, налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной казны (казны субъекта Российской Федерации), то есть основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными предприятиями и учреждениями, признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный орган, уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной казны (казны субъекта Российской Федерации). В данном случае имущество казны Калининградской области будет являться объектом обложения
налогом на имущество организаций у Агентства по имуществу Калининградской области, на которое возложены функции управления и распоряжения объектами государственной собственности Калининградской области.

Следовательно, налоговый орган правомерно произвел доначисление заявителю суммы налога на имущество по спорным объектам.

Суд первой инстанции также признал правомерным доначисление налоговым органом суммы налога на имущество по объектам, переданным в доверительное управление.

Согласно ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

Судом установлено, что договоры доверительного управления имуществом, расположенным в городе Калининграде (ул. Транспортная, 1, ул. Багратиона, 49, ул. К.Назаровой, 16) были заключены Комитетом по управлению государственным имуществом Калининградской области в 2003 году, где Комитет выступал в качестве Учредителя управления на основании Положения о Комитете, утвержденного постановлением администрации Калининградской области от 16.07.2002 N 345 и Положения о доверительном управлении государственным имуществом Калининградской области, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 24.12.1998 N 72.

Из представленных в материалы дела договоров доверительного управления имуществом следует, что Учредитель Управления (Комитет) передает в доверительное управление государственное имущество, с определенной балансовой и остаточной стоимостью, находящееся в собственности Калининградской области.

Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, положения статьи 378 НК РФ не связывают обязанность по уплате налога с учетом имущества, переданного в доверительное управление, на балансе Учредителя доверительного управления, то у Агентства, являющегося, как правопреемник Комитета, учредителем доверительного управления, возникла обязанность по уплате налога на имущество по спорным объектам.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части отвечает нормам материального права,
изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.10.2008 по делу N А21-4489/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ПРОТАС Н.И.