Решения и постановления судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 N 09АП-10134/2009-АК по делу N А40-14526/09-146-43 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий таможенного органа по выставлению запросов о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости отказано правомерно, поскольку заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о фактическом нарушении прав заявителя в спорный период, в том числе о факте неполучения каких-либо доходов.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2009 г. N 09АП-10134/2009-АК

Дело N А40-14526/09-146-43

Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2009

Постановление изготовлено в полном объеме 26.06.2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Веклича Б.С.

Судей: Москвиной Л.А., Свиридова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кальщиковой А.П.,

при участии:

от заявителя: Угринчук М.П. по доверенности от 18.03.2009 б/н, рофанов Ю.П. по доверенности от 09.02.2009 б/н, удостоверение N 8622;

от заинтересованного лица: Ковалева Е.Н. по доверенности от 11.01.2009 N 11-09/0070,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Альфа-Логистик“

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2009 по делу N А40-14526/09-146-43, судьи Ласкина Л.В.

по заявлению ООО “Альфа-Логистик“ к Шереметьевской таможне

о признании действий и бездействия незаконными,


установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2009, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ООО “Альфа-Логистик“ о признании незаконными действий Шереметьевской таможни: по выставлению ООО “Северный Ветер“ запроса от 3 декабря 2008 года и запроса от 5 декабря 2008 года (дополнение к запросу от 3 декабря 2008 г.) о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости как соответствующих ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации; по выставлению ООО “Северный Ветер“ требования и уведомления от 8 декабря 2008 года о необходимости “представить документы, подтверждающие структуру заявленной таможенной стоимости, либо заполненный бланк КТС“ как соответствующих ст. 153 Таможенного кодекса Российской Федерации, отказано в признании незаконным бездействия по неосуществлению таможенного оформления и выпуска воздушного судна Боинг 757-2Q8, принадлежащего ООО “Северный Ветер“ и задекларированного таможенным брокером ООО “Альфа-Логистик“ на основании договора от 25 сентября 2008 г. N 08-026 “Об оказании услуг таможенным брокером“ по грузовой таможенной декларации N 10005020/271108/0123353, в установленный статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации срок. Прекращено производство по делу по заявлению ООО “Альфа-Логистик“ к Шереметьевской таможне о признании незаконными действий Шереметьевской таможни по выставлению ООО “Северный Ветер“ запроса от 3 декабря 2008 г. в части представления счета на оплату услуг (инвойс) по договору б/н от 23.09.2008 г., счета на оплату услуг (инвойс) по контракту б/н от 24.07.2008 г. и счета на оплату (инвойс N 70110 от 28.08.2008 г.) см. валютное платежное поручение N 15 от 03.10.2008.

В обоснование принятого решения суд указал на отсутствие условий, необходимых согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ для признания оспариваемых действий ответчика незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Заинтересованное лицо возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении, так как считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО “Северный Ветер“ ввезло на таможенную территорию Российской Федерации воздушное судно Боинг 757-2Q8, серийный номер 27351, принадлежащее ООО “Северный Ветер“ на основании договора Лизинга от 24 июля 2008 г. б/н, заключенного с Международной Финансовой Лизинговой Корпорацией.

В Шереметьевскую таможню на данное воздушное судно таможенным брокером ООО “Альфа-Логистик“ на основании Договора с ООО “Северный Ветер“ от 25 сентября 2008 г. N 08-026 “Об оказании услуг таможенным брокером“ 27 ноября 2008 г. была представлена грузовая таможенная декларация, которой был присвоен регистрационный номер N 10005020/271108/0123353.

При проведении таможенного оформления должностными лицами т/п Аэропорт Шереметьево (грузовой) был проведен анализ пакета документов, в результате было установлено, что представленные декларантом, в ходе таможенного оформления документы и сведения не могут быть признаны достаточными для принятия таможенным органом решений в отношении заявленной таможенной стоимости товара, задекларированного в ГТД N 10005020/271108/0123353 и ввезенного на таможенную территорию России ООО “Северный Ветер“, так как разночтения в отношении одних и тех же сведений, а именно: стоимость по проформе-инвойсу от 11.10.2008 года составляет 10 000 000 долл. США, однако согласно п. 7 Акта приемки договорная цена Воздушного судна - 14 000 000 долл. США, на основании договора страхования от 05.09.2008 г. N Д-1672108/87-01 страховая сумма составляет 14 000 000 долл. США.


В качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости, помимо установленных таможенным законодательством Российской Федерации требований по представлению документов, в соответствии с подпунктом “д“ пункта 1 Перечня документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, заявителем представлен Отчет (Заключение) об оценке товара, выполненный доктором технических наук, профессором, членом “Национальной коллегии специалистов-оценщиков“, членом рабочей группы Экспертно-консультационного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, имеющим лицензию Правительства Москвы Серия ЦЛСС, регистрационный N 00015, код ОЦ от 26.07.2000 г., лицензию Минимущества России N 001680 от 10.10.2001, запись в Реестре профессиональных оценщиков недвижимости N 00749/ОЦ, Б.Е. Лужанским. В соответствии с представленным заключением об оценке, выполненным на основании трех методов (затратного, сравнительного, доходного), рыночная стоимость самолета на внешнем рынке составила 247 000 000 рублей (9 450 000 долл. США).

Таможенная стоимость самолета Боинг 757-2Q8, на момент подачи грузовой таможенной декларации N 10005020/271108/0123353 составила 274 845 062, 85 руб. - 273 563 000 рублей (10 000 000 долл. США) - стоимость самолета по проформе-инвойсу плюс 1 282 062,85 руб. (46 865,36 долларов США) - затраты на перегон и страхование перелета (в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 “О таможенном тарифе“).

Должностные лица Шереметьевской таможни 03 декабря 2008 года вручили представителю Таможенного брокера ООО “Альфа-Логистик“ запрос о представлении ООО “Северный Ветер“ в Шереметьевскую таможню дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, основанием для направления которого указана необходимость уточнения структуры таможенной стоимости.

Запрашиваемые документы представлены таможенным брокером ООО “Альфа-Логистик“ в Отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 3 таможенного поста Аэропорт Шереметьево “Грузовой“ 04 декабря 2008 года.

05 декабря 2008 года должностными лицами отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 3 таможенного поста Аэропорт Шереметьево “Грузовой“ представителю Таможенного брокера ООО “Альфа-Логистик“ вручен запрос - дополнение к запросу от 03 декабря 2008 г. о представлении ООО “Северный Ветер“ в Шереметьевскую таможню дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а именно.

Запрошенные таможней документы и объяснения причин невозможности представления отдельных документов 04 декабря 2008 г. представлены в отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 3 таможенного поста Аэропорт Шереметьево “Грузовой“ и 08 декабря 2008 года в канцелярию Шереметьевской таможни письмом N 504 от 08 декабря 2008 года.

По решению отдела контроля таможенной стоимости Шереметьевской таможни (служебные записки от 02.12.2008 N 24-14/1991 и от 05.12.2008 N 24-14/2013), на основании Письма ГТК России от 18 июня 2004 года N 01-06/22236 “Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов“, 08 декабря 2008 года представителю Таможенного брокера ООО “Альфа-Логистик“ выставлено Требование и Уведомление о необходимости представить ООО “Северный Ветер“ в Шереметьевскую таможню документы, подтверждающие структуру заявленной таможенной стоимости, либо заполненный бланк КТС в соответствии с Расчетом размеров обеспечения, в связи с тем, что представленные документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости.

В соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

При этом в силу п. 2 указанной статьи и п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Согласно ст. 14 Закона РФ “О таможенном тарифе“ порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500, устанавливают, что определение таможенной стоимости ввозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных Законом РФ “О таможенном тарифе“ (п. 2 Правил).

В соответствии с п. 8 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном пунктом 10 настоящих Правил.

Согласно п. 10 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с п. 17 Правил.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“ п. 2 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости (метод по цене сделки с ввозимыми товарами) не используется. В частности, основной метод не подлежит применению, если: продажа и цена сделки зависит от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.

Согласно приведенной правовой позиции ВАС РФ о порядке применения ст. 323 ТК РФ, если представленные документы не являются достаточными для принятия решения о таможенной стоимости, таможенный орган должен запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, установив достаточный срок для их представления, и декларант обязан представить их в силу п. 2 ст. 15 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“.

При отсутствии данных, позволяющих определить правильность определения декларантом заявленной таможенной стоимости, либо при обнаружении признаков недостоверности и (или) недостаточности представленных документов и сведений, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с выбранным декларантом метода определения таможенной стоимости и предложить ему определить таможенную стоимость с помощью иного метода из числа предусмотренных законом.

При этом в силу п. 3 и п. 4 ст. 323 ТК таможенный орган при принятии решения о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые запросы таможенного органа предъявлены в пределах компетенции заинтересованного лица с соблюдением норм процессуального законодательства.

При этом из материалов дела следует, что в представленных заявителем документах содержались противоречивые сведения о стоимости ввозимого товара (воздушного судна).

При направлении запросов таможенным органом обоснованно учтены положения Правил страхования средств воздушного транспорта, утвержденного Решением Правления ОАО “РОСНО“ от 03.02.1997 года о том, что страховая сумма не может превышать действительной стоимости воздушного судна на дату заключения договора страхования, свидетельствуют о возможно имеющем место ошибочном избрании заявителем метода расчета таможенной стоимости.

Данное обстоятельство является основанием для уточнения таможенной стоимости на этапе таможенного оформления, при этом вопрос об обоснованности избранного заявителем метода определения и расчета таможенной стоимости по существу разрешается на стадии принятия таможенным органом решения о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости.

Между тем такое решение таможенным органом в отношении спорного товара не принималось.

Запрошенные заинтересованным лицом документы (платежные документы: ведомости банковского контроля по паспортам сделок N 08080006/3275/0000/4/0, 08100004/3275/0000/4/0, 08090006/3275/0000/4/0; счет на оплату услуг (инвойс) по договору Б/Н от 23.09.2008 г. счет на оплату услуг (инвойс) по контракту Б/Н от 24.07.2008 г., счет на оплату (инвойс N 70110 от 28.08.2008 г.); документы согласно п. 5.1.1 Лизингового соглашения, полис страхования гражданской ответственности авиаперевозчика Г21-1672108/87-01/2 от 25.09.2008 г.; таможенная декларация страны вывоза указанного воздушного судна; разъяснения касательно сроков оплаты по Полису страхования гражданской ответственности авиаперевозчика Г21-1672108/87-01/2 от 25.09.2008 г., иные объяснения в соответствии с оспариваемыми запросами) содержат сведения, имеющие существенное значение для проверки.

Пунктом 2 ст. 14 ТК РФ предусмотрено, что при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Однако перечисленные в запросе документы входят в Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536.

Норма статьи 153 ТК РФ не устанавливает конкретных требований в части содержания и сроков направления запросов таможенного органа. Конкретный объем необходимых для осуществления таможенного контроля сведений в силу ст. 153, 323 ТК РФ определяется таможенным органом.

Таможенным органом применен п. 5 ст. 323 ТК РФ, в соответствии с которым при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Таким образом, таможенным органом рассмотрены и признаны недостаточными представленные заявителем документы, в связи с чем предложено представить дополнительные документы, подтверждающие структуру заявленной таможенной стоимости, либо заполненный бланк КТС.

Между тем из данного акта не следует, что таможенным органом принято решение о несогласии с заявленной таможенной стоимостью либо иные решения, которые порождают у декларанта обязанность по уплате таможенных платежей в определенном таможенным органом размере.

С учетом отсутствия оснований для признания оспариваемых запросов, уведомления и требования и действий по их направлению незаконными, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя в данной части.

Также отсутствуют основания для вывода о допущенном незаконном бездействии таможни.

Из материалов дела следует, что в указанный заявителем период таможенным органом совершались действия, направленные на сбор информации для решения вопроса о возможности выпуска товара.

В настоящее время спорный товар выпущен таможенным органом в свободное обращение без обеспечения уплаты таможенных платежей.

Обстоятельства, свидетельствующие о фактическом нарушении прав ООО “Альфа-Логистик“ в спорный период, в том числе факт неполучения каких-либо доходов, а также доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, заявителем не представлены.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2009 по делу N А40-14526/09-146-43 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи:

Л.А.МОСКВИНА

В.А.СВИРИДОВ