Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009 N 07АП-6173/09 по делу N А02-206/2009 Возникшие в результате недофинансирования муниципального образования убытки у энергоснабжающей организации в результате предоставления педагогическим работникам электрической энергии на условиях льготной оплаты во исполнение мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, возмещаются из средств федерального бюджета.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. N 07АП-6173/09

Дело N А02-206/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года

Полный текст постановления составлен 04 сентября 2009 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.К.Калиниченко

судей: Н.В.Марченко

О.Б.Нагишевой

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, рассмотрев в
судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08 июня 2009 года по делу N А02-206/2009 (судья Кириченко Е.Ф.)

по иску открытого акционерного общества “Алтайэнергосбыт“, в лице филиала “Горно-Алтайский“

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай

третьи лица - Министерство финансов Республики Алтай, МО “Управление социального развития Муниципального образования “Кош-Агачский район“

о взыскании 47 496 рублей убытков

установил:

открытое акционерное общество “Алтайэнергосбыт“ в лице филиала “Горно-Алтайский“ обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании убытков в размере 47 496 рублей.

Определением суда от 31.03.09 к участию в дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство финансов Республики Алтай, МО “Управление социального развития Муниципального образования “Кош-Агачский район“.

Решением суда первой инстанции от 08 июня 2009 года (в редакции определения об исправлении ошибки от 07 июля 2009 года) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать, указав, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по спору. Судом неправильно определена очередность возмещения расходов субъекту, непокрываемых в связи с использованием гражданами льгот по оплате коммунальных услуг.

Третье лицо - Министерство финансов Республики Алтай в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения указав, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением
в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки, соответственно ее предоставление населению является расходным обязательством Российской Федерации. Доводы ответчика о том, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком не состоятельны, поскольку в соответствии со статьей 1069 ГК РФ если причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, то от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Истец и третье лицо - МО “Управление социального развития Муниципального образования “Кош-Агачский район“ письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.

В силу п. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 08 июня 2009 года, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 01.01.07 между ОАО “Алтайэнергосбыт“ и МО “Управление социального развития Муниципального образования “Кош-Агачский район“ заключен договор N 9-е, регулирующий отношения сторон договора по снабжению населения Кош-Агачского района электрической энергией на условиях льготной оплаты.

Согласно пункту 1.1. договора ОАО “Алтайэнергосбыт“ обязалось обеспечивать снабжение населения Кош-Агачского района, пользующегося льготами электрической энергией в пределах нормативов потребления для лиц, пользующихся льготами и в пределах фактического объема потребления, Управление обязалось ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным возмещать расходы ОАО “Алтайэнергосбыт“ согласно пункту 2.2. договора. Срок действия договора согласно пункту 4.1. установлен с 01.01.2008 г. до 31.12.2008 г.

Истцом в адрес Управления были выставлены счета-фактуры N 90 от 30.11.2008 г., N 94 от 31.12.2008 г. на общую
сумму 47 496 рублей 87 копеек (НДС в счетах не предъявлялся), которые им не оплачены.

В связи с невозмещением расходов за ноябрь и декабрь 2008 года в сумме 47 496 рублей за предоставленные льготы согласно Закону об образовании, Закону Республики Алтай N 43-РЗ от 07.06.05 “О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности“ ОАО “Алтайэнергосбыт“ обратилось в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом предоставления льгот населению по оплате коммунальных услуг.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерными по следующим основаниям.

Согласно п. “ж“ ст. 72 Конституции Российской Федерации решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законом и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. “О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай“ финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанного Закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Согласно представленных в материалы дела справке о финансировании за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г., платежных поручений, подтверждающих перечисление Министерством финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в течение 2008 года денежных средств Администрации Муниципального образования “Кош-Агачский“ район в общей сумме 15 770 000 рублей в виде субвенций на предоставление мер социальной поддержки некоторых категорий граждан, проживающих в сельской местности Республики Алтай, указанные денежные средства в полном объеме были направлены Муниципальным образованием “Кош-Агачский“ район на
оплату поставщикам коммунальных услуг. Доказательств нецелевого использования денежных средств, полученных Муниципальным образованием “Кош-Агачский“ не представлено, в то же время, из материалов дела следует, что фактическая потребность муниципального образования в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает средства, полученные и выделенные из бюджета Республики Алтай.

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.

В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 68 от 01.07.96 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 322-ОП от 08.02.2007 г. (пункт 2) указал на факт возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в
сельской местности, со стороны Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений.

Таким образом, довод ответчика о том, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по спору, судом апелляционной инстанцией не принимается, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления ими льгот гражданам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Все заявленные в апелляционной жалобе доводы были известны суду первой инстанции, исследовались и им дана надлежащая правовая оценка с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08 июня 2009 года по делу N А02-206/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Республике Алтай - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в кассационном порядке, в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.К.КАЛИНИЧЕНКО

Судьи

Н.В.МАРЧЕНКО

О.Б.НАГИШЕВА