Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 N 09АП-9304/2009-АК по делу N А40-13792/09-120-18 В удовлетворении заявления о признании недействительным предписания ЦБ РФ о предоставлении справок по операциям и счетам юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании у заявителя, отказано правомерно, так как нормы законодательства РФ о доступе ЦБ РФ к банковской тайне кредитных организаций и их филиалов направлены именно на защиту прав, законных интересов всех вкладчиков и кредиторов, поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2009 г. N 09АП-9304/2009-АК

Дело N А40-13792/09-120-18

Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2009

Полный текст постановления изготовлен 22.06.2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,

судей: Бекетовой И.В., Попова В.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко В.В.,

при участии:

от заявителя: Савин А.Г., паспорт, протокол N 31 от 25.06.1999;

от ответчика: Киселева Л.А., уд. N 01011, по дов. от 17.12.2007;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО КБ Строительной индустрии “Стройиндбанк“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 2009 г. по делу N А40-13792/09-120-18 судьи Блинниковой И.А.

по заявлению ООО КБ Строительной индустрии “Стройиндбанк“

к Центральному банку РФ (Отделение N 5 Московского
ГТУ Банка России) о признании недействительным предписания

установил:

ООО КБ Строительной индустрии “Стройиндбанк“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Банка России от 17.11.2008 N 55-21-12/21828дсп о предоставлении в установленный срок копий справок по операциям и счетам юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании у заявителя.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2009 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и заявленные требования удовлетворить, ссылаясь при этом на то, что оспариваемое предписание не соответствует ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Указал, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, поскольку Центральному банку РФ не предоставлено право запрашивать указанные документы. Сослался на то, что данное предписание нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Указал, что в соответствии с действующим законодательством Банк России, как организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, что
гарантируют сохранение банковской тайны. Сослался на то, что оспариваемое предписание прав заявителя не нарушает, поскольку оно является законным, обоснованным и вынесено в пределах компетенции Банка России.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, Отделением N 5 Московского ГТУ Банка России в соответствии со ст. 73 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и Инструкцией Банка России от 25.08.2003 N 105-И “О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации“ была проведена инспекционная проверка КБСИ “Стройиндбанк“.

В ходе указанной проверки рабочей группой по заявке от 07.11.2008 N 26 были затребованы заверенные копии выписок по счетам отдельных клиентов банка.

В установленный в заявке срок - до 10.11.2008 запрашиваемые документы заявителем представлены не были, о чем был составлен Акт о противодействии проведению проверки от 11.11.2008 N 1.

17.11.2008 по результатам рассмотрения указанного акта и объяснений Банка Отделением N 5 Московского ГТУ Банка России было вынесено оспариваемое предписание N 55-21-12/21828дсп с требованием в срок по 19.11.2008 (включительно) представить руководителю рабочей группы заверенные надлежащим образом копии документов, указанных в п. 1 заявки от 07.11.2008 N 26.

Указанное предписание, исполненное заявителем, явилось основанием для обращения КБСИ “Стройиндбанк“ с заявлением в суд.

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, и сделаны выводы, соответствующие
обстоятельствам дела.

Принимая решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания от 17.11.2008 N 55-21-12/21828дсп.

Согласно ч. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Между тем, основы правового статуса Центрального банка России установлены Конституцией Российской Федерации.

Центральный банк России обладает исключительными правами по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля (ч. ч. 1, 2 ст. 75 Конституции РФ). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, т.е. Центральный банк России определяется Конституцией РФ как орган, который выступает от имени государства, наделен определенными властными полномочиями.

Таким образом, Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.

Согласно ст. 1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации“ его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 данного Закона целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В ст. 4 этого же Закона определены функции Банка России.

В частности, Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и
осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 7 данного Закона Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для всех юридических и физических лиц.

Согласно ст. 56 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов (ч. 1).

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов (ч. 2).

Частью 2 ст. 57 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации“ определено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В соответствии со ст. 73 данного Закона для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям (ч. 1).

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном советом директоров (ч. 2).

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при
необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки (ч. 3).

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется советом директоров (ч. 4).

В силу ст. 75 этого же Закона Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

Согласно ст. 74 данного Закона в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскивать штраф с кредитной организации.

Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, установлены также в ст. 19 другого специального Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности“.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ (с последующими изменениями и дополнениями) Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций и полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 6).

За разглашение банковской тайны Банк России, его должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

В силу ч. 5 ст. 57 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ поступившая от юридических лиц информация
по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Системный анализ смысла и содержания приведенных положений Конституции, а также указанных Федеральных законов указывает на то, что, оспариваемое заявителем предписание им не противоречит.

При наличии законодательных гарантий сохранения банковской тайны доступ Банка России в рамках проведения им проверок кредитных организаций и их филиалов к необходимой для этого информации, в том числе составляющей банковскую (коммерческую) тайну, является необходимым условием надлежащего выполнения Банком России возложенных на него Конституцией РФ и Федеральными законами функций и полномочий, в частности надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковского надзора), соблюдением ими банковского законодательства и т.д., т.е. для достижения установленных в них целей деятельности Банка России.

Право Банка России на получение сведений от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемой кредитной организации и ее филиалов сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, на снятие копий с полученных документов, требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей, а также обязанность кредитных организаций и их филиалов выдавать рабочей группе все необходимые ей справки и документы, при необходимости снимать с них копии или предоставлять возможность рабочей группе снимать эти копии самостоятельно прямо вытекают из требований упомянутых Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“, в частности его ст. ст. 73, 74 во взаимосвязи со ст. ст. 1, 3, 7, 56, 57, 75, и из содержания ст. 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“.

Так, по смыслу ст. 74 Федерального закона “О Центральном банке
Российской Федерации (Банк России)“ Банк России имеет право получать и проверять документы кредитных организаций (их филиалов) без каких-либо ограничений для выполнения именно своих функций банковского регулирования и банковского надзора.

То обстоятельство, что Банк России не указан в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических лиц в ч. 3 ст. 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“, не свидетельствует об отсутствии у него такого права, поскольку оно вытекает из содержания ч. ч. 6 и 9 этой же статьи.

Кроме того, суд исходит также из того, что указанная ст. 26 Федерального закона устанавливает не только право Банка России на доступ к информации о счетах, вкладах и другой информации, полученной при осуществлении им надзорных и контрольных функций, но и возлагает на него, его должностных лиц и работников по обеспечению сохранности сведений, составляющих банковскую тайну, не допуская ее доведения до сведения третьих лиц, чем и обеспечивается банковская тайна.

В силу ст. 857 ГК РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены в случаях, предусмотренных законом. Таким законом и является Федеральный закон “О банках и банковской деятельности“, который является специальным по отношению к ГК РФ.

То обстоятельство, что Банк России является юридическим лицом, само по себе не означает, что сведения, составляющие банковскую тайну, не могут быть ему предоставлены (в силу ст. 857 ГК РФ), поскольку, как указано выше, он обладает особым правовым статусом, который выходит за рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом.

Кроме того, учитывая специфику деятельности кредитных организаций, их филиалов и характер ведущейся в ней документации, надлежащее
осуществление контрольных и надзорных функций Банком России без доступа к банковской тайне невозможно.

Об этом же свидетельствует и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“ (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Это следует и из Положения ЦБР от 28.11.2001 N 160-П “О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“ (в частности, п. п. 1.2, 1.2.1, 1.2.2 раздела I и п. 3.4 раздела III).

Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц.

Нормы Федеральных законов “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“, “О банках и банковской деятельности“, “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“ о доступе Банка России к банковской тайне кредитных организаций и их филиалов направлены именно на защиту прав законных интересов всех вкладчиков и кредиторов, поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту и обеспечение устойчивости рубля, выполнение в
том числе и конституционной функции Центрального банка Российской Федерации, закрепленной в ее ст. 75.

Суд исходит также из того, что сохранение банковской тайны гарантируется запретом Банка России, его должностных лиц и сотрудников на ее разглашение и обеспечивается введением ответственности за ее разглашение (ст. 26 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“).

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 2009 г. по делу N А40-13792/09-120-18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

Судьи:

В.И.ПОПОВ

И.В.БЕКЕТОВА