Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 по делу N А41-24116/08 Иск о понуждении к заключению договора удовлетворен правомерно, так как право на приобретение в собственность спорного участка признано за истцом вступившими в законную силу судебными актами по другому делу; договор купли-продажи участка заключается в обязательном порядке, выкупная цена участка определена согласно ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ и Закону субъекта РФ о регулировании земельных отношений на территории субъекта.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2009 г. по делу N А41-24116/08

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2009 года.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,

судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.,

при ведении протокола судебного заседания: Новопашиной Е.К.,

при участии в заседании:

от истца: Кривозубов А.В. по доверенности от 01.07.2008, Павкин В.В. по доверенности от 06.11.2008,

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом:

Фрадкин К.Б. по доверенности от 07.04.2009 N ЮП-03/8136,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области: Таранец Е.П. по доверенности от 24.12.2008 ПП/08-13854,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства по управлению
государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.03.2009 по делу N А41-24116/08, принятое судьей Ивановой Н.М., по иску сельскохозяйственного производственного кооператива “Золотая нива“ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о понуждении к заключению договора,

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив “Золотая нива“ (далее - СПК “Золотая нива“, кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества по Московской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), в котором, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил:

- обязать Территориальное управление Росимущества по Московской области и Росимущество заключить с СПК “Золотая нива“ договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002 общей площадью 31 038 078 кв. м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала номер 50:00000000, границы которого совпадают с границами кадастрового округа “Московский областной“, по цене 3 940 989 руб. 73 коп., и на иных условиях, предложенных в проекте договора купли-продажи: оплата земельного участка производится покупателем в течение семи дней с момента заключения договора; покупатель дополнительно оплачивает сумму налога на добавленную стоимость, предъявляемую продавцом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- установить, что ответственность Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области по заключению с СПК
“Золотая нива“ договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002 общей площадью 31 038 078 кв. м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала номер 50:00000000, границы которого совпадают с границами кадастрового округа “Московский областной“, является солидарной.

Решением Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2009 года по делу N А41-24116/08 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ответчики обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят указанное решение отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 07.03.2008 по делу N А41-10669/08 и решением Арбитражного суда Московской области от 11.07.2008 по делу N А41-10669/08, между ФГУП Племзавод “Лесные Поляны“ - опытно-производственным хозяйством государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института племенного дела (продавцом) и СПК “Золотая нива“ (покупателем) заключен договор продажи предприятия от 04.07.2007, в соответствии с которым кооператив приобрел в собственность предприятие как имущественный комплекс, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, поселок Лесные Поляны, д. 1а, стр. 11, условный номер 00-00-01/004/2007-167. Право собственности СПК “Золотая нива“ на указанный имущественный комплекс подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2007 запись регистрации N 01/006/2007-290.

На момент заключения договора продажи предприятия от 04.07.2007 продаваемый в соответствии с названным договором имущественный комплекс расположен на следующих земельных участках: составной
участок (единое землепользование) с кадастровым номером 50:13:000000:0009 и составной участок (единое землепользование) с кадастровым номером 50:14:000000:0041, принадлежащих продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Впоследствии в результате межевания продавцом земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:000000:0009 и 50:14:000000:0041, включающих в себя 73 земельных участка, был сформирован единый земельный участок общей площадью 31 038 078 кв. м с кадастровым номером 50:00:000000:0002.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 07 марта 2008 года по делу N А41-К1-1961/08 признано право постоянного (бессрочного) пользования СПК “Золотая нива“ на земельный участок кадастровый номер 50:00:000000:0002, общей площадью 31 038 078 кв.м, расположенный в северо-восточной части кадастрового квартала N 50:00:000000, границы которого совпадают с границами кадастрового округа “Московский областной“. Этим же решением суд обязал ФГУП Племзавод “Лесные Поляны“ передать названный земельный участок во владение СПК “Золотая нива“.

В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком во исполнение обязанности, установленной законом, а именно пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, СПК “Золотая нива“ в мае 2008 года обратился в Территориальное управление Росимущества по Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность кооператива.

В письме от 06.06.2008 N 013/04-5551 Территориальное управление Росимущества по Московской области указало на невозможность предоставления СПК “Золотая нива“ на праве собственности испрашиваемого им земельного участка, поскольку этот земельный участок в силу статей 3.1 и 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ относится к федеральной собственности и распоряжение им возможно только после государственной регистрации права федеральной собственности на него.

Управление Федеральной регистрационной службы по Московской
области сообщением от 22.05.2008 N 98/009/2008-330 со ссылкой на абзацы 4, 10, 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ отказало Территориальному управлению Росимущества по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 31 038 078 кв. м с кадастровым номером 50:00:000000:0002.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11.07.2008 по делу N А41-10669/08, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008, признан незаконным отказ Территориального управления Росимущества по Московской области в выкупе СПК “Золотая нива“ названного земельного участка. Суд обязал Территориальное управление Росимущества по Московской области в пятидневный срок после регистрации Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:00:000000:0002, предоставить этот земельный участок в собственность СПК “Золотая нива“.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 27.11.2008 судебные акты судов первой и апелляционной инстанции по делу N А41-10669/08 Арбитражного суда Московской области оставил без изменения.

Право федеральной собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.08.2008 N 98/015/2008-1203 (т. 1 л.д. 93).

Согласно распоряжению Территориального управления Росимущества по Московской области от 11.08.2008 N 644 “О предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственному производственному кооперативу “Золотая нива“ земельный участок с кадастровым номером 50:00:000000:0002 подлежал предоставлению в собственность СПК “Золотая нива“ на основании договора купли-продажи. Расчет цены выкупа земельного участка произведен в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности“, цена выкупа составила 3 940 989 руб. 73 коп., что соответствует 2,5 процентам кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д. 54 - 56).

Однако Территориальное управление Росимущества по Московской области не направило СПК “Золотая нива“ проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002 с предложением заключить соответствующий договор. В связи с чем СПК “Золотая нива“ обратился в суд с настоящими требованиями.

Ответчики возражали против удовлетворения исковых требований, указали, что истцом неверно определена выкупная цена земельного участка и не представлены все необходимые документы для заключения договора купли-продажи. Кроме того, ответчики сослались на то, что распоряжением Территориального управления Росимущества по Московской области от 26.02.2009 N 103 отменен расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002, произведенный на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Московской области от 11.08.2008 N 644.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право на приобретение в собственность спорного земельного участка признано за истцом вступившими в законную силу судебными актами по делу Арбитражного суда Московской области N А41-10669/08, договор купли-продажи спорного земельного участка заключается в обязательном порядке, выкупная цена земельного участка определена в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и статьи 12 Закона Московской области “О регулировании земельных отношений на территории Московской области“. Кроме того, суд признал обоснованным применение солидарной ответственности ответчиков по заключению с истцом договора купли-продажи земельного участка.

Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе,
Территориальное управление Росимущества по Московской области указывает, что не обладает полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности; распоряжением Территориального управления Росимущества по Московской области от 26.02.2009 N 103 отменен расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002, произведенный на основании распоряжения от 11.08.2008 N 644; возложение на ответчиков солидарной обязанности по заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002 необоснованно.

Росимущество в своей апелляционной жалобе также ссылается на распоряжение Территориального управления Росимущества по Московской области от 26.02.2009 N 103, которым отменен расчет цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002, произведенный на основании распоряжения от 11.08.2008 N 644. Кроме того, Росимущество указывает, что к спорным правоотношениям подлежит применению Федеральной закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, истец не представил в Росимущество полного комплекта документов, необходимых для заключения договора.

Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, а не пункт 11 статьи 20.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица, за исключением указанных в пункте 11 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года
в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:00:000000:0002, как указывалось выше, признано за СПК “Золотая нива“ вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 07.03.2008 по делу N А41-К1-1961/08.

Право истца на приобретение земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002 в порядке, установленном статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ признано судебными актами по делу Арбитражного суда Московской области N А41-10669/08.

В апелляционной жалобе Росимущество указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:00:000000:0002 относится к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому при выкупе земельного участка подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ и Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/204-03 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области“.

Между тем в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется названным Кодексом и Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Данные положения не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам
для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 50:00:000000:0002 находятся 113 объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности (т. 2 л.д. 43 - 51). Данное обстоятельство подтверждено также судебными актами по другим делам, о которых указывалось выше.

Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 50:00:000000:0002 расположены объекты недвижимости, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ не подлежит применению к отношениям по выкупу указанного земельного участка.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно указано, что правоотношения по выкупу земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002, в том числе связанные с определением его выкупной цены, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и Законом Московской области “О регулировании земельных отношений на территории Московской области“.

Положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, порядок определения цены таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Специальные правила определения цены земельных участков установлены Федеральным законом “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, согласно пункту 1 статьи 2 которого, до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если
эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ “О регулировании земельных отношений в Московской области“ до 1 января 2010 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Поскольку СПК “Золотая нива“ приобрело расположенный на спорном земельном участке имущественный комплекс у ФГУП Племзавод “Лесные поляны“, то есть имущество, находившееся в государственной собственности, к правоотношениям по определению цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002, на котором расположены приобретенные СПК “Золотая нива“ объекты недвижимого имущества, судом первой инстанции правомерно применены положения статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и статьи 12 Закона Московской области “О регулировании земельных отношений в Московской области“.

Согласно представленному в материалы дела кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002 кадастровая стоимость земельного участка составляет 157 639 589,13 руб. Следовательно, выкупная цена данного земельного участка в соответствии с требованиями указанных норм составляет 2,5 процента кадастровой стоимости, то есть 3 940 989,73 руб.

Довод Росимущества о том, что СПК “Золотая нива“ не представил всех необходимых документов для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, а именно свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, а также документы, подтверждающие наличие выручки от реализации сельскохозяйственной продукции не менее 50 процентов от общей выручки, не может быть признан апелляционным судом обоснованным.

Право постоянного (бессрочного) пользования СПК “Золотая нива“ на спорный земельный участок признано вступившим в законную силу судебным актом.

Статья 14 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/204-ОЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области“, определяющая цену выкупа земель для сельскохозяйственных организаций, не применима к спорным правоотношениям, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 50:00:000000:0002 расположены объекты недвижимости, а названный Закон применяется только к земельным участкам сельскохозяйственного назначения свободным от зданий, строений и сооружений, что следует из содержания статьи 1 указанного Закона.

Кроме того, судебными актами по делу Арбитражного суда Московской области N А41-10669/08 установлено, что СПК “Золотая Нива“ к заявлению о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:00:000000:0002 приложило все необходимые документы для предоставления в собственность земельного участка. Передаче в собственность СПК “Золотая нива“ подлежит один земельный участок с кадастровым номером 50:00:000000:0002 площадью 31 038 078 кв. м, представляющий собой единое землепользование и являющийся учтенным в качестве одного объекта недвижимого имущества в силу пункта 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660.

Поскольку спорный земельный участок представляет собой один объект недвижимого имущества, не может считаться обоснованным довод ответчиков о том, что при определении выкупной цены этого земельного участка необходимо учитывать, что часть земельных участков, входящих в единое землепользование, занята строениями, а часть свободна.

Согласно пункту 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Московской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

В соответствии с пунктом 6 раздела II названного Положения Территориальное управление в установленном порядке принимает решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицам из федеральной собственности.

Пунктом 7 раздела III указанного Положения установлено, что Территориальное управление вправе заключать договоры по вопросам, отнесенным к компетенции Территориального управления.

Согласно пункту 1 раздела I Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.

Из пункта 4 раздела I указанного Положения следует, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно пункту 5.6 раздела II данного Положения Росимущество заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

В соответствии с пунктом 5.36 раздела II названного Положения Росимущество принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.

Приказом Росимущества от 27.06.2008 N 17 “О территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом“ Территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом переименованы в Территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что предоставление в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Московской области, может осуществляться как Территориальным управлением Росимущества по Московской области, так и непосредственно самим Росимуществом.

При таких обстоятельствах доводы Территориального управления Росимущества по Московской области об отсутствии у Территориального управления полномочий по заключению договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также о неправомерности признания судом первой инстанции солидарной обязанности ответчиков по заключению договора купли-продажи земельного участка с истцом, по мнению апелляционного суда, являются необоснованными.

Оценивая доводы о необоснованном применении судом первой инстанции солидарной ответственности к ответчикам, апелляционный суд учитывает существо сложившихся между сторонами отношений по поводу выкупа земельного участка. Территориальное управление Росимущества по Московской области, издавшее, а затем отменившее свое распоряжение по определению выкупной цены спорного земельного участка, ссылается на отсутствие у него соответствующих полномочий, а Росимущество указывает на необходимость получения заявления о приобретении в собственность земельного участка с приложением соответствующих документов именно от СПК “Золотая нива“ (согласно имеющемуся в материалах дела письму от 19.08.2008 N ОВ/04-8280 пакет документов о выкупе спорного земельного участка Росимуществу поступил от Территориального управления Росимущества по Московской области).

При указанных обстоятельствах, во избежание возможной неопределенности в полномочиях органов при исполнении решения об обязании заключить договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, суд первой инстанции признал обоснованным применение к ответчикам солидарной ответственности, что, исходя из изложенных выше обстоятельств, соответствует последствиям нарушения права истца.

Апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования СПК “Золотая Нива“ в заявленном объеме.

Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04 марта 2009 года по делу N А41-24116/08 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи

Н.В.ДИАКОВСКАЯ

С.К.ХАНАШЕВИЧ