Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-5049/09-142-17 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в подтверждении обоснованности налоговых вычетов по НДС отказано, так как, исходя из изложенного, применение к операциям реализации услуг в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, следовательно, общество необоснованно применило налоговый вычет по НДС в спорном размере.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 июня 2009 г. по делу N А40-5049/09-142-17

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 3 июня 2009 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

председательствующего - судьи Дербенева А.А.,

при ведении протокола судьей Дербеневым А.А.,

с участием:

от заявителя - 1) Нигматуллин Р.М., дов. от 12.01.2007 г. б/н; 2) Окишев А.П., дов. от 1.07.2008 г. N 1/14;

от ответчика - Злобин А.В., дов. от 22.08.2008 г. N 91;

от третьих лиц: - ОАО “Нижнекамскнефтехим“ - не явился, надлежаще извещен;

- ОАО “РЖД“ (в лице Самарского ТехПД Куйбышевской ж/д - филиала ОАО “РЖД“) - Кузнецов Д.И., дов. от 13.03.2009
г. N НЮ-46/82 удостоверена нотариусом г. Самары Голоуниной С.М. и зарегистрирована в реестре за N 2-1544,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ОАО “ТАИФ-НК“ к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения в части,

установил:

ОАО “ТАИФ-НК“ (далее - Общество) подано заявление в арбитражный суд к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 20.10.2008 г. N 52-17-14/998-1/1335 в части отказа в подтверждении обоснованности налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 255.770 руб.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Обществом соблюден установленный законодательством о налогах и сборах порядок подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС, вследствие чего решение Налоговой инспекции в оспариваемой части нарушает права и законные интересы Общества как налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуя реализации права на применение налоговых вычетов по НДС.

Ответчик заявленные требования не признал по обстоятельствам, изложенным в оспариваемом решении, отзыве и объяснениях в судебном разбирательстве.

ОАО “Нижнекамскнефтехим“, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержало правовую позицию заявителя.

ОАО “РЖД“ (в лице Самарского ТехПД Куйбышевской ж/д - филиала ОАО “РЖД“), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержало правовую позицию заявителя.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта
или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства и заслушав объяснения сторон и третьего лица, суд считает заявление Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 06.05.2008 г. Общество представило в Налоговую инспекцию уточненную (первая корректировка) налоговую декларацию по НДС за февраль 2007 г. (т. 1 л.д. 42 - 50), согласно которой налоговые вычеты по НДС отражены в размере 635.004.975 руб.

Налоговая инспекция на основе вышеприведенной налоговой декларации провела камеральную налоговую проверку.

21.08.2008 г. по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 52-17-15/121 (т. 1 л.д. 27 - 36), по которому налогоплательщик принес возражения (т. 1 л.д. 37 - 41).

20.10.2008 г. заместитель руководителя Налоговой инспекции по результатам камеральной налоговой проверки на основе вышеназванной налоговой декларации принял решение N 52-17-14/998-1/1335 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 8 - 25), согласно которому в оспариваемой части Обществу доначислен НДС в размере 255.770 руб.

Обстоятельствами, послужившими основанием принятия решения Налоговой инспекции в оспариваемой части, явилось следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные статьей 171 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты.

Указанные налоговые
вычеты согласно первым двум абзацам пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Подпункт 2 пункта 1 той же статьи распространяет действие данного правила также на операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров. К таким работам (услугам) относятся, в частности, работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).

Пункт 4 статьи 11 Налогового кодекса РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, предусматривает использование понятий, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом
РФ.

Порядок помещения товаров под таможенный режим экспорта регулируется нормами ТК РФ, поэтому определение момента их помещения под указанный режим и, соответственно, признание таких товаров экспортируемыми должно осуществляться на основании положений таможенного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 165 ТК РФ и пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ экспортом является таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

В соответствии с пп. 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации является подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Пунктом 2 статьи 360 ТК РФ установлено, что российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, до пересечения таможенной границы.

Под действиями, непосредственно направленными на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, подразумевается, в том числе, сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 138 ТК РФ допускает при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, их периодическое временное
декларирование путем подачи временной грузовой таможенной декларации.

Пункт 2 той же статьи обязывает декларанта подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени, после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации. Предельный срок подачи такой таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

Таким образом, в случае применения налогоплательщиком временного периодического декларирования экспортных грузов отсчет 181-го календарного дня, исчисляемого с даты их помещения под таможенный режим экспорта и предусмотренного абзацем вторым пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ для сбора полного пакета документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса РФ, начинается с даты выпуска товаров в указанном режиме на основании временной периодической грузовой таможенной декларации (разъяснения из письма ФТС России от 19.02.2007 г. N 01-18/6150 “О временном декларировании российских товаров“).

На основании пункта 4 статьи 149 ТК РФ разрешение на помещение российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации под таможенный режим (в том числе, экспорта) выдается таможенным органом применительно к выпуску товаров. Согласно пункту 3 статьи 157 ТК РФ день выпуска товаров таможенным органом считается днем помещения товаров под таможенный режим.

В соответствии с пунктом 6 статьи 138 ТК РФ одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган уплачиваются вывозные таможенные пошлины.

Таким образом, оформление временной грузовой таможенной декларации и уплата вывозных таможенных пошлин являются подтверждением факта помещения вывозимых товаров под таможенный режим экспорта.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 16581/07 от 04.03.2008 г. также отражено, что в случае, если товар до убытия
декларировался, помещался под таможенный режим экспорта и вывозился с таможенной территории Российской Федерации по временным таможенным декларациям, следует руководствоваться отметками таможенных органов “Выпуск разрешен“ на временных грузовых декларациях.

Исходя из правил заполнения граф грузовой таможенной декларации, согласно п. 39 раздела VI Инструкции “О порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации“ (утв. приказом ФТС России от 11.08.2006 г. N 762 “Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации“), в графе “D“ комплекта ТД1 или “D/J“ комплекта ТД3, а также в графе “С“ комплекта ТД2 или ТД4 бланков установленного образца “Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация“ должностным лицом таможенного органа проставляются отметки (в том числе путем проставления штампов) о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ГТД: отметки о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске и тому подобные отметки. Такими отметками являются штамп “Выпуск разрешен“ и дата выпуска, которые заверяются оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа и его подписью.

Данные отметки проставляются на грузовой таможенной декларации вне зависимости от вида транспорта и способа транспортировки товаров (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, смешанное сообщение и т.д.), а также таможенного режима и вида грузовой таможенной декларации (что подтверждается письмами ФТС России от 7 июня 2007 г. N 01-18/21332 “О порядке таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации“ и ФНС России от 19 июня 2007 г. N ШТ-6-03/489@ “О разъяснениях ФТС России“).

Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем к вычету предъявленных продавцом товаров (работ, услуг),
имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога.

Пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ перечислены реквизиты, обязательные к заполнению в счете-фактуре. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Ответчик указывает, что налогоплательщиком в уточненной декларации по НДС за февраль 2007 г. применены налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам N 90098542 от 28.02.2007 г., N 178167 от 15.11.2006 г.

-----------------T----------------------------T---------------------T----------------------------¬

¦Дата и номер с/ф¦Наименование продавца ¦Всего покупок, включ.¦В том числе покупки, ¦

¦продавца ¦ ¦НДС ¦облагаемые налогом по ставке¦

¦ ¦ ¦ ¦18% ¦

¦ ¦ ¦ +----------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦стоимость покупок без НДС / ¦

¦ ¦ ¦ ¦сумма НДС ¦

+----------------+----------------------------+---------------------+----------------------------+

¦15.11.2006 ¦ОАО “РЖД“ - Самарский ТехПД ¦951,77 ¦806,59 / 145,19 ¦

¦N 178167 ¦Куйбышевской ж/д - филиала ¦ ¦ ¦

¦ ¦ОАО “РЖД“ ¦ ¦ ¦

+----------------+----------------------------+---------------------+----------------------------+

¦28.02.2007 ¦ОАО ¦1 675 752,61 ¦1 420 129,33 / 255.625,28 ¦

¦N 90098542 ¦“Нижнекамскнефтехим“ ¦ ¦ ¦

+----------------+----------------------------+---------------------+----------------------------+

+----------------+----------------------------+---------------------+----------------------------+

¦Итого ¦ ¦7 052 979,80 ¦5 977 101,53 / 1.075.880,28 ¦

L----------------+----------------------------+---------------------+-----------------------------

В отношении указанных счетов-фактур: N 90098542 от 28.02.2007 г., выставленного ОАО “Нижнекамскнефтехим“ и N 178167 от 15.11.2006 г., выставленного “РЖД“ - Самарский ТехПД Куйбышевской ж/д - филиала ОАО “РЖД“, Налоговой инспекцией произведено соотнесение счетов-фактур по оказанным услугам организациями, связанными с транспортировкой экспортируемого товара по ж/д (нефтепродуктов) с грузовыми таможенными декларациями (временными и полными) и иными транспортными документами и установлены следующие нарушения.

Счет-фактура N 90098542 от 28.02.2007 г., выставленный ОАО “Нижнекамскнефтехим“, соответствует полным ГТД 10404070/070207/0501402, 1040407070/020207/0501247, которым в свою очередь соответствуют следующие ж/д накладные на отгруженные нефтепродукты:

--------T----------T--------T---------T---------T-------------¬

¦N ж/д ¦дата ж/д ¦объем по¦сумма НДС¦Временные¦Полные ГТД ¦

¦накл. ¦ ¦ж/д ¦по ГТД ¦ГТД ¦ ¦

+-------+----------+--------+---------+---------+-------------+

¦С273434¦07.02.2007¦762,025 ¦3375,62 ¦ ¦10404070/0702¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦07/0501402 ¦

+-------+----------+--------+---------+---------+-------------+

¦С273428¦04.02.2007¦2774,572¦12290,80 ¦ ¦1040407/02020¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7/0501247 ¦

+-------+----------+--------+---------+---------+-------------+

¦С273424¦03.02.2007¦2732,455¦12104,23 ¦ ¦10404070/0202¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦07/0501247 ¦

L-------+----------+--------+---------+---------+--------------

Счет-фактура N 178167 от 15.11.2006 г., выставленный ОАО “РЖД“ - Самарский ТехПД Куйбышевской ж/д - филиала ОАО “РЖД“, соответствует полной ГТД 10404070/031106/0510096, которой в свою очередь соответствует ж/д накладная на отгрузку бензина-92:

--------T----------T--------T---------T---------T-------------¬

¦N ж/д ¦дата ж/д ¦объем по¦сумма НДС¦Временные¦Полные ГТД ¦

¦накл. ¦ ¦ж/д ¦по ГТД ¦ГТД ¦ ¦

+-------+----------+--------+---------+---------+-------------+

¦С273480¦04.11.2006¦488,227 ¦152,67 ¦ ¦10404070/0311¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦06/0510096 ¦

L-------+----------+--------+---------+---------+--------------

Услуги по организации транспортировки экспортируемых товаров, предъявленные организациями-контрагентами ОАО “Нижнекамскнефтехим“ и ОАО “РЖД“ - Самарский ТехПД Куйбышевской ж/д - филиала ОАО “РЖД“, по которым применены налоговые вычеты по НДС в уточненной налоговой декларации по НДС за февраль 2007 г., относятся к транспортно-экспедиционному обслуживанию железнодорожных перевозок нефтепродуктов, которые на момент оказания услуг были помещены под таможенный режим экспорта, а, следовательно, данные операции в отношении экспортных товаров подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.

Кроме того, ответчик указывает, что согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2007 г. N 1375/07, от 20.11.2007 г. N 7205/07 и от 04.03.2008 г. N 16581/07 применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс РФ связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.

Исходя из пункта 3 статьи 157 ТК РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Согласно положений раздела 8 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (утв. приказом ГТК России от 28.11.2003 г. N 1356), товар считается помещенным под соответствующий таможенный режим после принятия таможенным органом при таможенном оформлении решения о выпуске товаров.

Это решение оформляется путем проставления, в частности, на таможенной декларации отметок, свидетельствующих о выпуске товаров. Такими отметками являются штамп “Выпуск разрешен“ и дата выпуска, которые заверяются оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа и его подписью.

Положения таможенного законодательства не ставят принятие решения о выпуске товаров, в том числе в таможенном режиме экспорта, в зависимость от вида декларирования товаров, в частности, от периодического временного декларирования.

После принятия таможенным органом при таможенном оформлении решения о выпуске товаров, в частности в режиме экспорта, товар считается экспортируемым, помещенным под таможенный режим. При этом он считается экспортируемым независимо от того, производилось ли декларирование товаров путем подачи таможенной декларации либо временной таможенной декларации.

Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Моментом оказания услуги является составление акта выполненных работ (оказанных услуг), на основании которого налогоплательщику выставляется счет-фактура.

При соотнесении дат оформления актов выполненных работ (услуг) и дат оформления счетов-фактур с временными или полными грузовыми таможенными декларациями по представленным расшифровкам транспортных услуг, связанных с отгрузкой продукции на экспорт, налоговым органом установлено, что работы (услуги) по подаче, уборке вагонов, а также услуги по транспортировке частично были оказаны после помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Таким образом, на основании пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ реализацию услуг, которые были оказаны после помещения товаров под таможенный режим экспорта, следует облагать по налоговой ставке 0 процентов.

Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.

Пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ установлены реквизиты, обязательные к заполнению в счете-фактуре. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

На основании пп. 2 пункта 1 статьи 164, пп. 10 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ и Приложения N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000 г. N 914), в случае осуществления операций, предусмотренных пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогоплательщик при выставлении покупателю счета-фактуры в графе 7 “Налоговая ставка“ должен указывать налоговую ставку 0 процентов, в графе 8 “Сумма налога“ - сумму налога в 0 руб. 00 коп.

Исходя из изложенного, Налоговая инспекция указывает, что при реализации товаров (работ, услуг), подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, счета-фактуры, выставленные с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, являются не соответствующими требованиям, установленным пп. 10 и пп. 11 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ, и, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ не могут быть основанием для принятия налогоплательщиком предъявленных ему продавцами сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Данная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 41-О, а также Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 9263/05, от 20 ноября 2007 г. N 7205/07.

На основании изложенного, налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество применило вычет НДС по реализации услуг организации транспортировки, а также по реализации услуг по транспортировке товара в размере 255.770 руб. необоснованно, в нарушение статей 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ.

Заявитель не согласен с решением Налоговой инспекции в оспариваемой части по следующим основаниям.

В отношении ОАО “Нижнекамскнефтехим“.

Между Заявителем и ОАО “Нижнекамскнефтехим“ заключен договор от 16.12.2005 г. N 2054492. Согласно п. 1.1 договора ОАО “Нижнекамскнефтехим“ оказывает Заявителю услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные пути Заявителя. По указанному договору ОАО “Нижнекамскнефтехим“ оказывает услуги как в отношении товара, вывозимого на экспорт, так и в отношении товара, реализуемого на российском рынке.

В ходе исполнения договора ОАО “Нижнекамскнефтехим“ выставлен Заявителю за оказанные услуги счет-фактура N 90098542 от 28.02.2007 г. со ставкой НДС 18 процентов.

По указанному счету-фактуре были оказаны услуги по транспортировке товара, реализованного на территории РФ. Таким образом, по мнению заявителя, указанные услуги подлежали налогообложению НДС по ставке 18 процентов, так как они не связаны с экспортом товара.

В отношении ОАО “РЖД“.

Согласно заключенного договора N 7/40 от 15.02.2006 г. ОАО “РЖД“ оказывает Заявителю услуги по обслуживанию железнодорожного пути необщего пользования (в том числе, подача и уборка вагонов). По исполнению настоящего договора ОАО “РЖД“ выставлен счет-фактура N 178167 от 15.11.2006 г.

Заявитель указывает, что дата выставления счета-фактуры не может свидетельствовать о точном времени оказания услуг, так как согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней с момента оказания услуги, то есть так же как акт оказанных услуг не может устанавливать точное время оказания услуги. Заявитель указывает, что ОАО “РЖД“ выставило счет-фактуру, как и акт, по итогам месяца.

Таким образом, по мнению заявителя, выводы Ответчика сделаны по источникам, которые не могут отражать точное время оказания услуги, а значит и не могут устанавливать, до момента помещения товара под таможенный режим экспорта были оказаны услуги или после помещения.

По мнению заявителя, в данном случае подача и уборка вагонов производится по натурному листу, в связи с чем точную дату оказания услуги можно определить только по данному документу. ОАО “РЖД“ осуществляет услуги по транспортировке груженых вагонов (после подачи их под налив) до станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. При этом на указанных условиях поставки декларирование товара производилось, когда товар находится в железнодорожных цистернах (графа 18 ГТД), т.е., по мнению заявителя, в данном случае невозможно оказать услугу на подачу ж/д цистерн под налив в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта, т.к. при его декларировании таможенный орган констатирует факт (в ГТД) его нахождения в ж/д цистернах.

ОАО “Нижнекамскнефтехим“, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержало правовую позицию заявителя по следующим основаниям.

Третье лицо указывает, что в настоящем деле спор возник в отношении налогового вычета по НДС, уплаченному Обществом в составе цены за услуги по транспортировке товара, реализованного по территории РФ. При этом операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов лишь при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций, либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

По счету-фактуре N 90098542 от 28.02.2007 г. ОАО “Нижнекамскнефтехим“ оказаны услуги в отношении товара, который был реализован на территории России. Выводы ответчика о том, что транспортные услуги по данным счетам-фактурам оказаны после помещения товара под таможенный режим экспорта необоснованны.

В соответствии с Договором платежные требования на оплату оказанных услуг выставляются Заявителю по истечении отчетного месяца. Акт составляется по окончании месяца за все услуги. Это отражено на самом акте. Акт N 55347 составлен за период с 01.02.2007 г. по 28.02.2007 г. Аналогично составление и выставление счета-фактуры.

Согласно п. 2.1 Договора подача и уборка вагонов производится по натурному листу и по ведомостям подачи и уборки вагонов. В данном документе указаны дата и точное время оказания услуги, которая не совпадает с датой составления акта, а также с датой выставления счета-фактуры. Натурные листы и ведомости подачи и уборки вагонов составляются на каждый день.

Таким образом, дата составления акта, а также дата выставления счета-фактуры, не могут свидетельствовать о точном времени оказания услуг.

Следовательно, по мнению третьего лица, Заявитель правомерно предъявил к налоговому вычету сумму НДС по налоговой ставке 18 процентов, уплаченную в составе цены за оказанные услуги, независимо от того, был ли он в дальнейшем отгружен на экспорт или нет.

Кроме того, третье лицо указывает, что согласно договору и натурных листов, ведомостей подачи и уборки вагонов ОАО “Нижнекамскнефтехим“ оказывал транспортные услуги на отрезке пути между пунктом налива и железнодорожной станции Биклянь Куйбышевской железной дороги до помещения товара под таможенный режим экспорта. За оказанные услуги ОАО “Нижнекамскнефтехим“ выставлял ОАО “ТАИФ-НК“ платежные требования и счета-фактуры с выделением НДС по ставке 18%, что, по мнению третьего лица, соответствует действующему законодательству.

На основании пункта 3 статьи 38 Налогового кодекса РФ товаром для целей налогообложения признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ вагоны-цистерны являются транспортным средством, а не товаром.

В силу статьи 165 ТК РФ под экспортом понимается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Согласно статье 270 ТК РФ транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 ТК РФ. На основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении цистерны подлежат возвращению и на перевозочных документах, оформляемых на перевозку порожних цистерн, не проставляются штампы таможенных органов о помещении перевозимых товаров под таможенный режим экспорта, что исключает возможность подтверждения налоговой ставки 0 процентов.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемых российскими перевозчиками, и иных подобных работ (услуг) налогообложение производится по налоговой ставке 0%.

В соответствии с таможенным законодательством экспортируемыми являются товары, которые помещены на территории Российской Федерации под таможенный режим экспорта. До момента оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта товары, перевозимые по территории Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве экспортируемых за пределы таможенной территорий РФ.

Действующие нормы Налогового кодекса РФ не предусматривают применение налоговой ставки 0% в отношении работ (услуг) по транспортировке товаров, которые на момент их транспортировки не помещены под таможенный режим экспорта.

ОАО “Нижнекамскнефтехим“ оказывало услуги по подаче и уборке вагонов до станции Биклянь Куйбышевской железной дороги. При этом декларирование товара производится, когда товар находится на железнодорожной станции Биклянь Куйбышевской железной дороги, т.е. после того, когда уже оказание услуг со стороны ОАО “Нижнекамскнефтехим“ прекратилось.

Третье лицо указывает, что услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные подъездные пути не могут быть квалифицированы как непосредственно связанные с услугами по организации перевозок и транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

Таким образом, по мнению третьего лица, реализация услуг по подаче и уборке вагонов-цистерн не подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0% в соответствии с “п. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. ОАО “Нижнекамскнефтехим“ правильно выставлены платежные требования и счета-фактуры с начислением НДС 18%.

Далее третье лицо указывает, что заявитель, приобретающий на территории РФ работы (услуги) по транспортировке товаров, которые на момент их транспортировки не помещены под таможенный режим экспорта, уплачивает налог на добавленную стоимость поставщикам указанных работ (услуг). При этом налогоплательщик имеет право на вычет указанных сумм НДС в порядке, определенном статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

ОАО “РЖД“ (в лице Самарского ТехПД Куйбышевской ж/д - филиала ОАО “РЖД“), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержало правовую позицию заявителя по следующим основаниям.

Третьим лицом были оказаны заявителю услуги по подаче и уборке вагонов до помещения товара под таможенный режим “экспорт“. Данное обстоятельство подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов и натурными листами, из которых видны дата и время оказания услуг. Данные документы составляются для последующего исчисления тарифа за оказанные дорогой услуги. Дата выставления счета-фактуры не может свидетельствовать о времени оказания услуг, так как согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней с момента оказания услуги. Следовательно, дорога правомерно исчислила тариф с применением налоговой ставки 18%.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса РФ при оказании железными дорогами услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, при получении выручки в валюте Российской Федерации в налоговые органы предоставляются следующие документы: - выписки банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита; - копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками о перевозе товаров в режиме “экспорт товаров“ (“транзит товаров“); - при вывозе товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, судами через морские порты - копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме “экспорт товаров“ (“транзит товаров“), а также с отметкой порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта (транзита).

Международные перевозочные документы оформляются в соответствии с требованиями Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. Международная накладная состоит из пяти листов: 1) оригинал накладной; 2) дорожная ведомость; 3) дубликат накладной; 4) лист выдачи груза; 5) лист уведомления о прибытии груза. При этом у перевозчика, принявшего груз к перевозке, согласно СМГС, из документов, подтверждающих фактический экспорт товара, остается только дорожная ведомость.

Однако при оказании дорогой услуг по подаче и уборке вагонов международные перевозочные документы не оформляются, соответственно в дальнейшем у дороги отсутствует возможность впоследствии подтвердить правомерность подтверждения налоговой ставки 0 процентов и получить налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ, т.к. согласно пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ суммы НДС по услугам, облагаемым по ставке налога в размере 0% принимаются к вычетам только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Суд, исследовав представленные сторонами и третьими лицами доказательства и доводы, приходит к выводу о том, что Налоговая инспекция в ходе камеральной налоговой проверки правильно установила фактические обстоятельства и применила нормы материального права.

Счета-фактуры выставлены третьими лицами в адрес Общества по услугам подачи и уборки вагонов-цистерн, связанным в том числе с организацией и транспортировкой экспортируемых за пределы территории РФ товаров (нефти и нефтепродуктов), по ставке 18%.

Услуги, оказанные третьими лицами Обществу, по своей сути связаны с реализацией товара на экспорт, в связи с чем по ним может применяться только налоговая ставка 0 процентов.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса (изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 года) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Исходя из части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Из смысла положений раздела 8 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (утв. приказом ГТК России от 28.11.2003 г. N 1356), товар считается экспортным после принятия таможенным органом при таможенном оформлении решения о выпуске товаров, которое оформляется путем проставления на грузовой таможенной декларации штампа “Выпуск разрешен“. Проставление отметки “Выпуск разрешен“ должностным лицом таможенного органа и свидетельствует о выпуске товара и соответственно помещении его под таможенный режим.

Факт связи осуществленных контрагентами Общества операций по реализации услуг по подаче и уборке вагонов, предусмотренных пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, с экспортом товара установлен.

Операции, названные в пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Налоговая инспекция в ходе камеральной налоговой проверки установила, что момент выставления вышеуказанных счетов-фактур и составления актов приема-передачи услуг произошел после фактического помещения нефти под таможенный режим экспорта. Таким образом, услуги по данным счетам-фактурам направлены в том числе на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Следовательно, поставщики услуг не вправе предъявлять к оплате НДС по ставке 18%, а Общество не вправе заявлять исчисленную с нарушением статьи 164 Налогового кодекса РФ сумму налога к вычету. При выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, данный счет-фактура является не соответствующим требованиям пп. 10 и 11 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ и в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Исходя из изложенного, применение к указанным операциям реализации услуг в соответствии с пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, следовательно, Общество необоснованно применило налоговый вычет по НДС в спорном размере.

Таким образом, исходя из положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 164, статей 168, 169, 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ налогообложение вышеназванных операций должно производиться по ставке 0 процентов. В спорных счетах-фактурах указаны налоговые ставки, не соответствующие пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и, следовательно, у Общества отсутствует право на применение спорной суммы налогового вычета по НДС.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении заявления ОАО “ТАИФ-НК“ к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 20.10.2008 г. N 52-17-14/998-1/1335 в части отказа в подтверждении обоснованности налоговых вычетов по НДС в размере 255.770 руб.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 164, 165, 171, 172, 176 Налогового кодекса РФ, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления ОАО “ТАИФ-НК“ к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 20.10.2008 г. N 52-17-14/998-1/1335 в части отказа в подтверждении обоснованности налоговых вычетов по НДС в размере 255.770 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения.

Судья

А.А.ДЕРБЕНЕВ