Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 N 09АП-7768/2009-ГК по делу N А40-31164/08-88-73 При рассмотрении заявления налогового органа о ликвидации юридического лица по мотиву осуществления им деятельности с неоднократными нарушениями закона необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2009 г. N 09АП-7768/2009-ГК

Дело N А40-31164/08-88-73

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2009 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего: Е.В. Бодровой

Судей В.И. Тетюка, Б.В. Стешана

При ведении протокола судебных заседаний секретарем Коркуновой О.П.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России (ИФНС N 1 по г. Москве)

Текст приведен в соответствии с оригиналом документа.

На определение от 19.02.2009 г. по делу А40-41024/08-86-116Б Арбитражного суда г. Москвы принятого судьями Герасимовой М.О., Азизовой Л.С., Горбуновой Н.Ю. по заявлению ФНС России (ИФНС N 49 по г. Москве)

о ликвидации ООО “Удача“

При участии:

ИФНС N 49 по г. Москве
- Нырков А.Е. дов. от 11.01.2009 г. N 4

Ответчик: неявка, извещен

установил:

определением Арбитражного суда города Москвы от 04.07.08 г. принято к производству дело по иску Межрайонной ИФНС России N 49 по Москве к ответчику ООО “Удача“ о ликвидации юридического лица.

Решением от 08.09.08 г. иск удовлетворен. Суд ликвидировал ООО “Удача“ (ИНН 7743538063 / КПП 77490100), зарегистрированное по адресу: 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 9.

Постановлением от 30.12.08 г. ФАС МО решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении судом кассационной инстанции рекомендовано выяснить, имеются ли в деятельности ООО “Удача“ нарушения требований Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и Закона города Москвы от 23.11.2005 г. N 58 “О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы“ и какими доказательствами МИФНС России N 49 по г. Москве подтверждает эти нарушения, предоставлялось ли ООО “Удача“ время для устранения конкретных нарушений и носят ли нарушения неустранимый характер, а при наличии оснований для принудительной ликвидации Общества - разрешить также вопрос о лицах, на которых возлагается обязанность по ликвидации юридического лица.

При новом рассмотрении решением от 16.03.2009 г. в иске о ликвидации ООО “Удача“ отказано.

Не согласившись с данным решением, заявитель - ФНС России (ИФНС N 49 по г. Москве) оспаривает законность решения, как принятого с нарушением норм материального права, просит решение отменить, ликвидировать ООО “Удача“.

Как указывает заявитель жалобы, в случае, если игорные заведения, не соответствуют требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ, деятельность
таких заведений должна быть прекращена до 1 июля 2007 года. На указанную дату и по настоящее время стоимость чистых активов у Общества не соответствуют требованиям Федерального закона, что подтверждается материалами данного дела, из чего следует, что данная организация должна была прекратить свою деятельность, а именно право на осуществление и организацию проведения азартных игр у ООО “Удача“ отсутствует.

Как указывает заявитель жалобы, игорные заведения ООО “Удача“ и, в целом, само общество не соответствует требованиям Федерального закона N 244, а также требованиям Закона города Москвы от 23.11.2005 г. N 58 “О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы“. Общество не имеет право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр, и обязано было прекратить свою деятельность путем подачи заявления в налоговый орган о снятии объектов игорного бизнеса с налогового учета, однако ООО “Удача“ продолжает свою деятельность в настоящее время.

Также, по мнению заявителя апелляционной жалобы, Арбитражным судом г. Москвы были нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, так судом, не был исследован вопрос о соответствии (несоответствии) чистых активов Общества Федеральному закону от 29.12.2006 г. N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

Представитель заявителя жалобы в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, апелляционный
суд не находит оснований для отмены или изменения решения исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции, ООО “Удача“ состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве в соответствии со Свидетельством о постановке юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 26.10.2006 г. N 005981209, зарегистрировано по адресу: 125565, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 9.

ООО “Удача“ включено в Единый государственный реестр юридических за основным государственным регистрационным номером 1047796681712, согласно свидетельству от 14.09.2004 г. серии 77 N 1047796681712 о государственной регистрации юридического лица.

ООО “Удача“ имеет лицензию от 01.11.2004 г. N 005866, выданную Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, на право осуществления такого вида деятельности как организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В обоснование предъявленных требований МИФНС России N 49 по г. Москве сослалась на то, что ООО “Удача“ после 01.07.2007 г. не обладает правом на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, так как не соответствует требованиям Федерального закона от
29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и требованиям действующего на территории города Москвы Закона от 23.11.2005 г. N 58 “О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы“.

Пункт 2 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предоставляет налоговым органам следующие права: “Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц“.

Как указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 50, согласно п. 3 ст. 61 Кодекса государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом) только по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Кодекса.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

В соответствии с частью 7 статьи 16 этого же Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных игорных заведений).

Закон города Москвы от 23.11.2005 г. N 58 “О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы“ устанавливает обязанность по приведению размещения объектов игорного бизнеса на территории города Москвы в соответствии с требованиями настоящего Закона в течение одного года со дня вступления его в законную силу.

При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица.

Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Как правомерно установлено судом первой инстанции, Закон города Москвы “О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы“ от 23 ноября 2005 г. N 58 определяет порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории города Москвы и не
содержит запрета деятельности по организации и проведению азартных игр.

В связи с чем, деятельность по организации и проведению азартных игр в городе Москве, согласно российского законодательства, не является запрещенной деятельностью, поэтому предъявление налоговым органом иска к ООО “Удача“ о ликвидации юридического лица по основанию: “осуществление запрещенной законом деятельности“ неправомерно.

В этой связи, доводы апелляционной жалобы являются не обоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Кроме того, заявителем апелляционной жалобы не указано, какие конкретные требования Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и Закона города Москвы от 23.11.2005 г. N 58 “О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы“ были нарушены ООО “Удача“ при проведении азартных игр в залах игровых автоматов, расположенных по адресам: ул. Каспийская, вл. 36Б и Пролетарский проспект, вл. 16, корп. 1.

На основании изложенного, апелляционным судом не установлено оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2009 г. по делу N А40-31164/08-88-73 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФНС России (ИФНС N 49 по г. Москве) без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья

Е.В.БОДРОВА

Судьи:

В.И.ТЕТЮК

Б.В.СТЕШАН