Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 N 09АП-7812/2009-АК по делу N А40-25012/09-92-91 Заявление о привлечении общества к административной ответственности за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов удовлетворено правомерно, поскольку в материалы дела представлены надлежащие доказательства наличия в действиях ответчика события и состава вмененного ему правонарушения, при этом порядок привлечения к ответственности заявителем не нарушен.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2009 г. N 09АП-7812/2009-АК

Дело N А40-25012/09-92-91

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2009 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Свиридова В.А.

судей: Захарова С.Л., Москвиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальщиковой А.П.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО “СтройАльянс“ на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2009 г. по делу N А40-25012/09-92-91 судьи Уточкина И.Н.,

по заявлению Заместителя Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы

к ООО “СтройАльянс“

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: старший прокурор отдела прокуратуры г. Москвы Позднова С.А. уд. ТО N 073557;

от ответчика: Асеев М.В. ов.
от 14.04.2009;

установил:

заместитель Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО “СтройАльянс“ (далее Общество) за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Решением от 09.04.2009 г. суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокурором требования, мотивировав свое решение доказанностью факта совершения правонарушения, при этом порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что при вынесении решения судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, было допущено нарушение и неправильное применение и толкование норм материального права. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что в действиях Общества отсутствует вмененный состав правонарушения, т.к. в данном случае, на арендатора не возложена обязанность согласования с собственником вопрос сдачи имущества в аренду.

Отзыв на апелляционную жалобу заявителем не представлен.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе.

Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.

Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268
АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, 1-й Институтский пр., д. 3, стр. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16 является федеральной собственностью, внесено в реестр федерального имущества, находится на балансе Государственного научного учреждения “Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук“ и закреплено за последним на праве оперативного управления на основании договора от 06.07.2000 г. N V-3.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“ установлено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Как видно из материалов дела Кузьминской межрайонной прокуратурой совместно с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве проведена проверка фактического использования федерального недвижимого
имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Государственным научным учреждением “Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук“ расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Институтский пр., д. 3, стр. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16 по результатам которой был составлен акт от 02.03.2009 г.

В ходе проверки было установлено, что ООО “СтройАльянс“ использует нежилые помещения N 29, 30, 31, 32 общей площадью 90,7 кв. м, расположенные на втором этаже строения N 10 по вышеуказанному адресу, на основании договора аренды от 01.07.2008 г. N 45-м (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.01.2009 г. к указанному договору аренды), заключенного с Государственным научным учреждением “Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук“ сроком до 31.05.2009 г.

В установленном законом порядке арендные отношения ООО “СтройАльянс“ и Государственного научного учреждения “Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук“, ни с Росимуществом, ни с его территориальным органом - Территориальным управлением не согласованы, что является нарушением требований ч. 2 ст. 295 и ст. 615 ГК РФ.

03.03.2009 г. Прокуратурой вынесено постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО “СтройАльянс“ по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой КоАП РФ, указав также на отсутствие процессуальных нарушений со стороны прокуратуры, препятствующих правильному и всестороннему рассмотрению административного дела.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.01.1992 г. N 84 “О Российской академии сельскохозяйственных наук“ Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой организацией, которая действует на основании
законов и устава.

Пунктом 3 названного Указа вновь созданной Россельхозакадемии переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия, оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений, находящееся на территории Российской Федерации. Кроме того, Россельхозакадемии переданы в бессрочное бесплатное пользование земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждением.

Административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

В соответствии с ч. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Согласно ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами.

Частью 2 ст. 295 ГК РФ предусмотрена сдача в аренду федерального недвижимого имущества только при наличии согласия собственника.

Согласно п. 3 ст. 5
Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике“ (далее Федеральный закон) научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 6 ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ организации, подведомственные государственным академиям наук, имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.

Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции, что Общество не имело право использовать федеральное имущество общей площадью 90,7 кв. м, расположенное на втором этаже строения N 10 по адресу: г. Москва, 1-й Институтский пр., д. 3 на основании договора аренды от 01.07.2008 г. N 45-м заключенного без согласования со специально уполномоченным органом исполнительной власти, чьи функции на территории г. Москвы осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве, является законным и обоснованным, что также подтверждается новой редакцией Устава Российской Академии сельскохозяйственных наук, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2009 года N 180.

Согласно ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения,
если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения, поскольку общество имело возможность воздержаться от использования нежилого помещения, находящегося в федеральной собственности, до согласования передачи ему этого имущества в арендное пользование с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальным органом - Территориальным управлением.

Суд апелляционной инстанции также отклоняет как несостоятельный довод ответчика о том, что получение согласия собственника на сдачу недвижимого имущества в аренду является обязательным только для Государственного научного учреждения “Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук“, которому это имущество передано на соответствующем праве, и, как следствие, отсутствует вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В связи с чем, нормы закона обязательны для обеих сторон при заключении договора.

Что касается ссылки подателя апелляционной жалобы на малозначительность совершенного им административного правонарушения, то ее также нельзя признать обоснованной в связи со следующим.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения является прерогативой органа, должностного лица, осуществляющего привлечение к ответственности.

Кроме того, применение критерия малозначительности для освобождения лица от административной ответственности в силу той же нормы Кодекса является правом, а не обязанностью соответствующего органа.

Согласно разъяснениям,
данным в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Административное наказание применено судом первой инстанции в минимальных пределах установленной ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ санкции.

Как установлено в апелляционном суде, в данном случае оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, у суда первой инстанции не имелось.

Что касается процедуры привлечения Общества к ответственности, то прокуратурой она полностью соблюдена. Нарушений, влекущих отмену постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено. Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом. Срок привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2009 г. по делу N А40-25012/09-92-91 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

В.А.СВИРИДОВ

Судьи:

С.Л.ЗАХАРОВ

Л.А.МОСКВИНА