Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 N 07АП-4521/09 по делу N А27-4103/2009-5 Уплата таможенного сбора за оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий уполномоченных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату сборов при представлении полной таможенной декларации.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. N 07АП-4521/09

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2009 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М.Х.Музыкантовой,

судей: Е.А.Залевской, С.Н.Хайкиной,

при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя: Шандров А.Д. по доверенности от 17.03.2009 г.,

от ответчика: Безделевой С.В. по доверенности от 20.01.2009 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления Кемеровской таможни

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 апреля 2009 года

по делу N А27-4103/2009-5 (судья Драпезо В.Я.)

по заявлению Открытого акционерного общества “Кокс“ к Федеральной таможенной службе Сибирскому таможенному управлению Кемеровской
таможне

о признании незаконными действий,

установил:

открытое акционерное общество “Кокс“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной таможенной службе Сибирскому таможенному управлению Кемеровской таможне (далее - Таможня) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести возврат суммы излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в размере 5 635 000 рублей и обязании таможенного органа произвести возврат указанной суммы заявителю.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 апреля 2009 года требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кемеровская таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 апреля 2009 года отменить.

Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.

Представитель Таможни в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 апреля 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2006 г. по 30.11.2006 г. Обществом при подаче временных таможенных деклараций для таможенного
оформления поставляемых на экспорт товаров было уплачено 6 866 000 рублей таможенных сборов. В последующем при оформлении полных таможенных деклараций Общество уплатило еще 5 635 000 рублей таможенных сборов в отношении тех же товаров. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не отрицается Таможней.

Общество 27.01.2009 г. обратилось в Таможню с заявлением о возврате денежных средств в размере 5 635 000 рублей, являющихся излишне уплаченными таможенными сборами.

Письмом от 30.01.2009 г. N 09-32/937 Таможня указала, что правовые основания для возврата сборов за таможенное оформление при применении процедуры временного периодического декларирования отсутствуют.

Посчитав данный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходил из следующего.

Статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определено понятие излишне уплаченной или излишне взысканной суммы таможенных пошлин, налогов как суммы фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ, а также установлен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, включающий установление факта излишней уплаты или излишнего взыскания, соблюдение срока подачи заявления, процедуру рассмотрения заявления плательщика, выявление условий, при которых возврат не производится, порядок информирования плательщика о действиях таможенного органа в связи с наличием или отсутствием факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Частью 9 статьи 355 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в следующих случаях:

- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной
задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Частью 1 статьи 60 ТК РФ предусмотрено, что таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

В соответствии с частью 2 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно пункту 31 части 1 статьи 11, статье 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление в соответствии со статьей 357.10 ТК РФ установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ (далее Постановление Правительства РФ N 863).

Пунктом 1 данного Постановления установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Пунктом 7 данного Постановления закреплено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима
(за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Подпунктом 7.1, введенным Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220, вступившим в силу с 25.03.2009 г., установлено, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются но ставкам, установленным пунктом 1 данного Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

Статьей 357.7 ТК РФ установлено, что таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров за таможенное оформление. Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные сборы.

Согласно статье 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

По смыслу части 1 статьи 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов,

Исходя из системного толкования вышеперечисленных норм, подача декларантом как временных, так и полных таможенных деклараций производится в рамках единого
комплекса отношений по таможенному оформлению вывоза одного и того же товара, поэтому подача таких деклараций не может рассматриваться как самостоятельное, не связанное друг с другом декларирование. При применении временного таможенного декларирования возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта). Поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товара, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз - при подаче временной декларации и при подаче постоянной декларации повторно взиматься не могут.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.07.2008 г. N 4574/08, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Учитывая правовую позицию, изложенную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 08.07.2008 г. N 4574/08, и, исходя из единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, суд первой инстанции правомерно отклонил довод Таможни о необходимости дважды уплачивать таможенные платежи как при оформлении временной таможенной декларации, как противоречащий ТК РФ.

Как правильно указал суд первой инстанции, пункт 7 Постановления Правительства РФ N 863, на который ссылается Таможня, не относится к спорным правоотношениям, поскольку Верховный Суд Российской Федерации по делу о признании недействующим указанного
пункта в Решении от 24 мая 2006 года N ГКПИ06-495 и Определении Кассационной коллегии от 3 августа 2006 года N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации.

Кроме того, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований у таможни для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

Суд апелляционной инстанции также находит правомерными выводы суда первой инстанции о том, что установленная пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 220, которым Постановление Правительства РФ N 863 дополнено подпунктом 7.1, не может быть применено к правоотношениям, сложившимся в период 2008 года, так как оно вступило в силу 25.03.2009 г. В то же время, сам факт включения данного подпункта в текст указанного Постановления Правительства РФ свидетельствует о том, что его прежняя редакция не подразумевала отождествления полной и повторной таможенных деклараций и не распространялась на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что действия Таможни, оформленные письмом от 30.01.2009 г. N 09-32/937, выразившиеся в отказе произвести возврат суммы излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в размере 5 635 000 рублей, не соответствуют нормам ТК РФ и нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем, правомерно признаны незаконными, а излишне уплаченные суммы таможенных сборов подлежат возврату
Обществу.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их пересмотра.

При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 апреля 2009 года по делу N А27-4103/2009-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

М.Х.МУЗЫКАНТОВА

Судьи

Е.А.ЗАЛЕВСКАЯ

С.Н.ХАЙКИНА