Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.04.2009 по делу N А40-22799/09-120-86 Заявление о признании незаконными действий таможенного органа по отказу в возврате (зачете) суммы излишне уплаченных таможенных сборов и обязании их возместить удовлетворено, так как уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товаров в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату сборов при представлении полной декларации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2009 г. по делу N А40-22799/09-120-86

Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2009 г.

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2009 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи - Блинниковой И.А.

протокол ведет - судья Блинникова И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по иску (заявлению) ОАО “ЛУКОЙЛ“

к ответчику (заинтересованному лицу) Федеральной таможенной службе РФ

с участием 3-х лиц:

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить (зачесть) сумму излишне уплаченных за 9 месяцев 2008 г. таможенных сборов в размере 103 381 500 руб.

с участием:

от истца (заявителя) Бреев М.Ю. дов. от 24.12.2008 г. N Ю-6591

от ответчика Гужова Е.Н. дов. от 25.12.2008 г. N 15-46/08-186д

установил:

Открытое акционерное общество
“ЛУКОЙЛ“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить (зачесть) сумму излишне уплаченных за 9 месяцев 2008 г. таможенных сборов в размере 103 381 500 руб. и обязании Федеральную таможенную службу России возместить из федерального бюджета путем зачета ОАО “ЛУКОЙЛ“ 103 381 500 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров.

Ответчик требования заявителя не признал. В отзыве пояснил, что отказ в зачете основан на письме ФТС России от 08.10.2008 г. N 01-11/41807 “О таможенных сборах за таможенное оформление“, в соответствии с которым сборы за таможенное оформление следует взимать как при подаче временных ГТД, так и подаче полных ГТД.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов, общество при вывозе в течение 2008 года с таможенной территории Российской Федерации нефти и нефтепродуктов использовало процедуры периодического временного декларирования. В указанный период общество представило в таможенный орган временные таможенные декларации, уплатив сборы за таможенное оформление товаров в размере 103 381 500 руб., что подтверждается подачей временных ГТД.

Часть таможенный операций общества проводилась через счет Федеральной таможенной службы. В соответствии с Соглашением от 28.12.2007 г. N КН-97/0711126 о взаимодействии между ФТС и Компанией при уплате последним суммарных платежей в централизованном порядке Компания обязывалась ежемесячно обеспечивать наличие на счете ФТС суммы денежных средств, необходимой для оплаты различных действий таможенных органов, связанных с таможенными процедурами Компании.

После подачи полных таможенных деклараций (л.д. 12 - 29) на указанный товар
таможенным органом были начислены таможенные сборы в сумме 103 381 500 руб., что подтверждается фактом подачи полных ГТД.

Таможенный орган самостоятельно списывал денежные средства в оплату Компанией таможенных сборов, как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.

Посчитав, что у Компании отсутствовала обязанность по уплате названной суммы, письмом от 21.11.2008 г. декларант обратился в таможенный орган с заявлением о зачете данных денежных средств как излишне уплаченных.

Федеральная таможенная служба сообщила заявителю, что возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности, о чем декларант был уведомлен письмом от 22.12.2008 г. N 05-12/54506.

Не согласившись с действиями таможенного органа по отказу в зачет излишне уплаченных таможенных сборов, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В соответствии со статьей 357.1, подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров, но за таможенное оформление.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

Как указано в пункте 1 статьи 60 ТК РФ, таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении
лица осуществить таможенное оформление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно статье 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.

Таким образом, подача декларантом как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются его помещением под определенный таможенный режим (экспорта) следовательно, сбор подлежит однократной уплате.

Пунктом 2 статьи 357.7 ТК РФ предусмотрено, что уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов. К числу правил, регулирующих уплату таможенных пошлин, относятся нормы пункта 6 статьи 138 ТК РФ, согласно которым вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Согласно названной норме, если сумма
подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин, увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.

Таким образом, если в результате уточнения сведений о количестве или таможенной стоимости товаров при их полном таможенном декларировании, увеличивается сумма таможенного сбора за таможенное оформление, уплаченная при подаче временной декларации, то производится доплата суммы сбора.

Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.04 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.

Поэтому по смыслу пункта 1 статьи 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

Изложенные доводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 г. N 4574/08, в котором указано, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

В обоснование своих доводов ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 г. N 220, которым внесены изменения
в Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“. А именно названное Постановление дополнено п. 7.1 следующего содержания “при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче, как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации“.

Данное Постановление вступает в силу с 25 марта 2009 года.

Обязанность по зачету излишне уплаченных таможенных сборов у таможенного органа возникла в ноябре 2008 г. при обращении общества с заявлением о возврате денежных средств. На момент обращения Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. N 863 действовало в прежней редакции.

Кроме того, общество обратилось в суд за защитой нарушенного права 27.02.2009 г., что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, действие закона, принятого после обращения заявителя в таможенный орган, на спорные правоотношения не распространяются.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что оспариваемые действия противоречат ст. ст. 11, 60, 138, 357.1, 357.7 Таможенного кодекса РФ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на общество незаконную обязанность по уплате дважды таможенных платежей.

Поскольку судом признается незаконным решение об отказе в возмещении излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товара, суд считает необходимым в соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязать таможенный орган возместить из федерального бюджета путем зачета ОАО “ЛУКОЙЛ“ 103 381 500 руб. излишне уплаченного таможенного сбора.

На основании ст. 176 НК РФ, ст. ст. 11, 60, 138, 357.1, 357.7 Таможенного кодекса РФ и руководствуясь ст. ст. 29, 65, 75, 110, 167 - 170, 198 - 201 АПК РФ, суд

решил:

Проверив на соответствие Таможенному кодексу РФ, признать незаконными действия ФТС России, выразившихся в отказе возвратить (зачесть) сумму излишне уплаченных за 9 месяцев 2008 г. таможенных сборов в размере 103 381 500 руб.

Обязать Федеральную таможенную службу России возместить из федерального бюджета путем зачета ОАО “ЛУКОЙЛ“ 103 381 500 руб. излишне уплаченного таможенного сбора за таможенное оформление товаров в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Возвратить ОАО “ЛУКОЙЛ“ из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции

Судья

И.А.БЛИННИКОВА