Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2009 по делу N А40-951/09-148-8 Заявление о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа о нарушении заявителем антимонопольного законодательства удовлетворено, так как обжалуемые решение и предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 апреля 2009 г. по делу N А40-951/09-148-8

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 6 апреля 2009 года.

Арбитражный суд в составе:

судьи Рогова А.Н. единолично

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО “МРСК Центра“ к ФАС России

третьи лица: 1) ОАО “Тверская энергосбытовая компания“. 2) ОАО “Администратор торговой системы“

о признании незаконным решения и предписания

с участием:

от заявителя: Ейст А.В. дов. от 25.03.09 г., Наумов А.А. дов. от 11.01.09 г.,

от ответчика: Шилина Е.В. дов. от 15.07.08 г., Васильев Д.А. дов. от 12.11.08 г.,

от третьих лиц: Вологдина В.В. дов. от 27.03.09
г., Быков И.Е. дов. от 11.01.09 г.

установил:

“МРСК Центра“ обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения и предписания ФАС России по делу N 1 10/96-08 о нарушении заявителем антимонопольного законодательства.

В судебном заседании заявитель просил признать незаконными указанные решение и предписание, поскольку в его действиях отсутствуют нарушения действующего антимонопольного законодательства.

Представитель ответчика иск не признал, по доводам, указанным в письменном отзыве, имеющемся в материалах дела, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель ОАО “ТЭК“ исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, которые приводились в направленном в ФАС заявлении, где изложены доводы о нарушении заявителем антимонопольного законодательства.

Представитель ОАО “АТС“ оставил рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда, так как данный вопрос непосредственно третьего лица не касается.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон и третьих лиц, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 24.11.2008 г. Федеральной антимонопольной службой по делу N 1 10/96-08 по заявлению ОАО “Тверская энергосбытовая компания“ (далее - ОАО “ТЭК“) принято решение, которым ОАО “МРСК Центра“
признано нарушившим: п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем уклонения от заключения договора на передачу -электрической энергии с ОАО “ТЭК“: п. 9 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем создания препятствий доступа ОАО “ТЭК“ на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

В этот же день ФАС России выдано предписание ОАО “МРСК Центра“ прекратить нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем уклонения от заключения договора на передачу электрической энергии с ОАО “ТЭК“ и в срок до 15.12.2008 направить ОАО “ТЭК“ подписанный проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, содержащий в себе все существенные условия необходимые для заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.

Суд считает данные решение и предписание ФАС России незаконными и основанными не неверном толковании норм права, действующих в области регулирования услуг по передаче электроэнергии.

30.09.2008 г. ОАО “ТЭК“ обратилось с заявлением о заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2009 г. в ОАО “МРСК Центра“.

Письмом от 06.10.2008 г. заявитель уведомил ОАО “ТЭК“ о том, что представленное заявление не содержит всех сведений, необходимых для заключения договора: отсутствуют реквизиты потребителей электрической энергии, отсутствует информация о точках присоединения граждан потребителей и потребителей, отсутствует объем заявленной мощности на период заключения договора.

Письмом от 16.10.2008 г. ОАО “ТЭК“ направило заявителю данные по гражданам-потребителям и сообщило, что указанных в заявлении данных достаточно для заключения договора на передачу энергии на 2009 г.

Письмом от 23.10.2008 г. ОАО “МРСК
Центр“ сообщило об отсутствии в заявке ОАО “ТЭК“ на заключение договора сведений о величине заявленной мощности на 2009 г. по каждой точке присоединения.

Письмом от 27.10.2008 г. ОАО “ТЭК“ уведомило заявителя, что вся необходимая информация была представлена вышеуказанными письмами от 30.09.2008 и 16.10.2008. Аналогичное письмо было направлено ОАО “ТЭК“ в адрес заявителя 10.11.2008 г.

ОАО “МРСК Центра“ письмами от 10.11.2008 г. и 18.11.2008 г. вновь запросило сведения о величине заявленной мощности на 2009 г. по каждой точке присоединения.

19.11.2008 г. ОАО “МРСК Центра“ письмом направило в адрес ОАО “ТЭК“ проект договора оказания услуг по передаче электроэнергии, указав, что для заключения договора необходимо представить величину заявленной мощности по каждой точке присоединения.

На основании данных фактов ответчиком сделан вывод о нарушении заявителем положений Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем уклонения от заключения договора на передачу электрической энергии с ОАО “ТЭК“ путем создания препятствий доступа ОАО “ТЭК“ на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

В соответствии с пп. “а“, п. 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее - Правила) лицо, которое намерено заключить договор (далее - заявитель), направляет в сетевую организацию: заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами;

реквизиты потребителя услуг но передаче электрической энергии или потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор;

объемы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам:

объем присоединенной максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к сети, с ее распределением по каждой
точке присоединения и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Пункт “б“ ст. 24 Правил предусматривает возможность сетевой организации отказаться от заключения договора в случае отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме - если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения:

Из п. 21 Правил следует, что в случае отсутствия в представленных документах сведений, указанных в подпункте “а“ пункта 18 настоящих Правил, сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявление.

Таким образом, действия ОАО “МРСК Центра“, направленные на заключение договора с ОАО “ТЭК“ полностью соответствуют положениями Правил и не содержат нарушений требований Федерального закона от 26.07.2006 г., N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Какие-либо доказательства уклонения заявителя от заключения договора судом не установлены.

Незаключение договора в течение длительного периода времени основано на невыполнении своих обязанностей ОАО “ТЭК“. Между ОАО “МРСК Центра“ и ОАО “ТЭК“ имеет место преддоговорный спор, что также подтверждается выпиской из протокола заседания Комиссии при Наблюдательном совете НП “Совет рынка“ по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействия) субъектов электроэнергетики, препятствующие доступу на оптовый рынок электроэнергии.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемые решение и предписание Федеральной антимонопольной службы от 24.11.2008 по делу N 110/96-08 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.

На основании п. п. 18, 21, 24 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N
861 от 27.12.2004 г., ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. “О защите конкуренции“, руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 167 - 170, 176, 180, 197 - 200 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительным Решение Федеральной антимонопольной службы от 24.11.2008 г. по делу N 1 10/96-08 и Предписания Федеральной антимонопольной службы от 24.11.08 г. по делу N 1 10/96-08.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.08 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Вернуть заявителю из Федерального бюджета РФ госпошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

А.Н.РОГОВ