Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 по делу N А41-15165/08 В удовлетворении заявления о признании незаконным письма налогового органа об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса, постановке их на учет и регистрации изменений количества, об обязании налогового органа произвести регистрацию объектов игорного бизнеса отказано, так как заявитель, обращаясь в налоговой орган с заявлениями о регистрации игровых автоматов, не представил каких-либо документов, подтверждающих соблюдение им норм закона, связанных с размещением объектов игорного бизнеса.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2009 г. по делу N А41-15165/08

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2009 года.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи М.,

судей А., М.Э.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.,

при участии в заседании:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: Б. - главный государственный налоговый инспектор, доверенность N 05-05/00181 от 16.03.2009 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России N 3 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2008 года по делу N А41-15165/08, принятое судьей Н., по иску (заявлению) ООО “Арвис“ к
МРИ ФНС России N 3 по Московской области признании незаконным письма,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Арвис“ (далее - ООО “Арвис“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Московской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным письма налогового органа N 07-14/00988 от 10.06.2008 г. об отказе ООО “Арвис“ в регистрации объектов игорного бизнеса, постановке их на налоговый учет и регистрации изменений (уменьшений) количества объектов игорного бизнеса и снятия их с налогового учета по адресам: Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д. 8; Московская область, г. Пушкино, Московский проспект, д. 25; Московская область, г. Ивантеевка, ул. Первомайская, д. 35, а также об обязании налогового органа произвести регистрацию объектов игорного бизнеса, выдать соответствующие свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса, произвести регистрацию изменений количества объектов игорного бизнеса по адресам: Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д. 8; Московская область, г. Пушкино, Московский проспект, д. 25; Московская область, г. Ивантеевка, ул. Первомайская, д. 35, с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 АПК РФ.

Решением суда от 10 декабря 2008 года по делу N А41-15165/08 заявленные Обществом требования удовлетворены.

При этом, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из того, что положения главы 29 НК РФ не предусматривают возможность отказа налоговым органом в регистрации объектов игорного бизнеса, установленный ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации порядок регистрации объектов игорного бизнеса носит уведомительный характер. Поскольку налоговый орган не является органом, осуществляющим контроль за деятельностью организаторов азартных игр, отказ в регистрации объектов игорного бизнеса и выдаче соответствующих свидетельств
нарушает права Общества и является незаконным.

Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Московской области, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно: ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 3/2006-03 “О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области“ в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 г. N 93/2007-03).

Кроме того, налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на то, что с 01.01.2007 г. право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на названную дату и далее соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, Закону Московской области от 12.01.2006 г. N 3/2006-03 “О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области“ (в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 г. N 93/2007-03.

Заслушав пояснения представителя налогового органа, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.

Согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

В силу статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и
сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

В рассматриваемом случае, налоговый орган не может действовать в отрыве от других законов, регламентирующих специальные правила в сфере игорного бизнеса, иной подход к данному вопросу приведет к положению, при котором любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика.

С 01.01.2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее Федеральный закон “О государственном регулировании“), которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

По смыслу части 1 статьи 1, части 1 статьи 5 Федерального закона “О государственном регулировании“ и статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести исключительно лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с учетом требований и ограничений, установленных названным Федеральным законом.

В части 1 статьи 16 Федерального закона “О государственном регулировании“ указаны критерии игорных заведений, которые вправе продолжить после 01.01.2007 г. свою деятельность до 30.06.2009 г. без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. К таким критериям законодатель отнес наличие соответствующей лицензии и соответствие игорного заведения требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи
8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 7 ст. 16 названного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений). Таким образом, законодатель делегировал полномочия по запрету данной деятельности субъектам Российской Федерации (в том числе по отдельным видам игорных заведений).

Как следует из материалов дела, ООО “Арвис“ осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии Государственного комитета Российской Федерации по физкультуре и спорту N 003401 от 11 декабря 2003 г. со сроком ее действия до 11 декабря 2008 года по адресу, - Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д. 8, Московская область, г. Пушкино, Московский проспект, д. 25, Московская область, г. Ивантеевка, ул. Первомайская, д. 35 - у Общества расположены обособленные Подразделения.

07.06.2008 г. Обществом в адрес Инспекции направлено заявление о регистрации объектов игорного бизнеса и заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

Письмом от 10.06.2008 г. налоговый орган отказал ООО “Арвис“ в регистрации объектов игорного бизнеса, постановке их на налоговый учет и регистрации изменений (уменьшений) количества объектов игорного бизнеса и снятия их с налогового учета по адресам: Московская область, г. Пушкино, ул. Вокзальная, д. 8; Московская область, г. Пушкино, Московский проспект, д. 25; Московская область, г. Ивантеевка, ул. Первомайская, д. 35.

В обоснование отказа Инспекция
ссылается на Федеральный закон N 244 от 29.12.2006 г. “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, а также Закон Московской области “О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области“ N 3/2006-ОЗ от 12.01.2006 г. в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 г. N 93/2007-ОЗ, согласно положениям которого с 1 января 2008 года на территории Московской области запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.

Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходит из того, что на территории Московской области действует Закон Московской области “О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области“ (в редакции Законов Московской области от 31.05.2006 г. N 86/2006-ОЗ, от 27.12.2006 г. N 249/2006-ОЗ, от 28.06.2007 г. N 93/2007-ОЗ), предусматривающий, в частности, запрещение с 01.01.2008 г. на территории области деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.

В связи с этим, все залы игровых автоматов, осуществляющие до 01.01.2008 г. на территории Московской области деятельность по организации и проведению азартных игр, признаются с этой даты утратившими право на дальнейшее ведение на территории Московской области данной деятельности.

Законом Московской области “О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области“ установлены специальные требования к размещению объектов игорного бизнеса на территории Московской области, порядок согласования размещения объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены объекты игорного бизнеса.

Порядком согласования размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от
31.07.06 г. N 717/29, установлена процедура согласования, перечень документов, которые необходимо представить для согласования, указано о принятии решения о согласовании либо решения об отказе в согласовании.

Заявитель, обращаясь в налоговой орган одновременно с заявлениями о регистрации игровых автоматов по вышеназванным адресам, не представил каких-либо документов, подтверждающих соблюдение им законов Московской области, связанных с размещением объектов игорного бизнеса на территории Московской области, и установленного законом порядка согласования размещения этих объектов.

Несмотря на неоднократные запросы суда, Обществом не представлена лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений после 11 декабря 2008 года.

В подтверждение своей позиции, Общество не привело и не представило каких-либо доказательств.

Учитывая, что заявитель обстоятельства, установленные законом, не доказывал, на них даже не ссылался, в удовлетворении его требований должно быть отказано.

В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Несоблюдение заявителем предусмотренных законом условий лишает его права на установление и регистрацию игровых автоматов.

При таких обстоятельствах, отказ налогового органа в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов и изменения их количества обусловлено тем, что действия заявителя в сфере игорного бизнеса находились за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщика в рамках главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации у последнего не возникли. Вследствие этого у налогового органа не возникла установленная пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской
Федерации, обязанность произвести регистрацию игровых автоматов, поставить их на налоговый учет по названным адресам и выдать Обществу свидетельства о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес.

При таких обстоятельствах Инспекция правомерно, руководствуясь вышеназванными Законами, отказала Обществу в регистрации объектов игорного бизнеса.

Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.08.2008 г. по делу N А08-115/07-20, от 03.10.2008 г. N 10021/08 по делу N А60-31100/2007-С9.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2008 г. по делу А41-15165/08 отменить, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Московской области - удовлетворить.

Обществу с ограниченной ответственностью “Арвис“ в удовлетворении заявленных требований отказать.