Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 по делу N А41-8173/08 Ходатайство о выдаче исполнительного листа на истребование имущества и активов юридического лица, а также финансовой и первичной бухгалтерской документации, учредительных и регистрационных документов, печатей через службу судебных приставов удовлетворено правомерно, так как полномочия генерального директора прекращены, новый руководитель назначен не был, а передача материальных активов и документации должника не произошла.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. по делу N А41-8173/08

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2009 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Б.В.,

судей К., М.В.,

при ведении протокола судебного заседания: М.Е.,

при участии в заседании:

от конкурсного управляющего ООО “Пента“ П.: Д., доверенность бн от 23.03.12009 г.,

от Б.О.: М.М., доверенность от 13.03.2009 г., зарегистрирована в реестре за N Д-458,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Б.О. на определение Арбитражного суда Московской области от 23 января 2009 года по делу N А41-8173/08, принятое судьей З., по ходатайству конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью “Пента“ о
выдаче исполнительного листа,

по делу о признании общества с ограниченной ответственностью “Пента“ несостоятельным (банкротом),

установил:

решением Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2008 года по делу N А41-8173/08 отсутствующий должник - ООО “Пента“ признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим отсутствующего должника ООО “Пента“ утверждена П. (том 2, л.д. 140 - 143).

Определением суда от 23 июля 2008 года было удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего ООО “Пента“ П. о выдаче исполнительного листа на получение штампов, печатей, финансовой и иной документации от органов управления должника через службу судебных приставов. 25 июля 2008 года в отношении генерального директора ООО “Пента“ Б.О. выдан исполнительный лист (том 3, л.д. 9 - 10).

19 января 2009 года конкурсный управляющий ООО “Пента“ обратился с ходатайством о выдаче исполнительного листа на истребование лично от гражданки Б.О. имущества и активов ООО “Пента“, финансовой и первичной бухгалтерской документации, учредительных и регистрационных документов, печатей ООО “Пента“ через службу судебных приставов (том 3, л.д. 85 - 86).

Определением Арбитражного суда Московской области от 23 января 2009 года (с учетом исправления опечатки (том 3, л.д. 111) ходатайство конкурсного управляющего было удовлетворено. Суд обязал гражданку Б.О. выдать конкурсному управляющему ООО “Пента“ П. имущество и активы ООО “Пента“, финансовую и первичную бухгалтерскую документацию, учредительные и регистрационные документы, печати ООО “Пента“. Также был отозван исполнительный лист N 004969 от 25.07.2008 г. (том 3, л.д. 104 - 105).

Не согласившись с данным судебным актом, Б.О. подала апелляционную жалобу, в которой просила определение суда отменить, отказав в удовлетворении ходатайства конкурсного управляющего ООО “Пента“ (том 3, л.д. 122 - 123).

Представитель заявителя
апелляционной в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил определение суда отменить.

Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы. Определение суда считает законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения первой инстанции.

Обратившись с ходатайством (том 3, л.д. 85 - 86), конкурсный управляющий ООО “Пента“ просил выдать исполнительный лист на истребование лично от гражданки Б.О. имущества и активов ООО “Пента“, финансовой и первичной бухгалтерской документации, учредительных и регистрационных документов, печатей ООО “Пента“ через службу судебных приставов.

В обоснование указанного ходатайства конкурсный управляющий ссылается на то, что полномочия Б.О. как генерального директора ООО “Пента“ были прекращены, другой генеральный директор не избирался.

Исследовав обстоятельства дела, арбитражный апелляционный суд считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Вступившим в законную силу решением мирового судьи 92 судебного участка Королевского судебного района Московской области по делу N 2-36/07 от 11.05.2007 г. были прекращены полномочия генерального директора ООО “Пента“ Б.О. (том 3, л.д. 55 - 59).

Новый руководитель ООО “Пента“ назначен не был, смены материального ответственного лица не происходило, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ N 04-18/1502 от 17 апреля 2008 года (том 2, л.д. 52 - 55).

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что Б.О. не являлась единственным работником ООО “Пента“, в обществе имелся главный бухгалтер -
И., имущество, печати и документация у Б.О. не находятся, арбитражным апелляционным судом отклонена как противоречащая материалам дела.

По запросу суда МРИ ФНС N 2 по МО были представлены последние сданные ООО “Пента“ балансы (том 1, л.д. 87 - 108; том 2, л.д. 97 - 109).

Из представленных документов следует, что за 1 квартал 2006 г. (бухгалтерский баланс на 31 марта 2006 г.) бухгалтерская отчетность сдавалась за подписью генерального директора Б.О. и главным бухгалтером И.

Однако бухгалтерская отчетность за первое полугодие 2006 года (бухгалтерский баланс на 30 июня 2006 года), а также за 9 месяцев 2006 г. (бухгалтерский баланс на 30 сентября 2006 г.), сданная в налоговые органы, была подписана только генеральным директором ООО “Пента“ - Б.О.

Конкурсным управляющим ООО “Пента“ в материалы дела были представлены документы, полученные от ОАО Сбербанк России от 09.02.2006 г., копия приказа N 3 от 01.02.2006 г., из которых следует, что бухгалтерский работник в штате общества отсутствует, обязанности по ведению бухгалтерского учета возложены на генерального директора ООО “Пента“ - Б.О., что свидетельствует о невозможности нахождения у И. печатей и документации ООО “Пента“. Этот же вывод подтверждают и объяснения от 19.12.2008 г., взятые в ходе проведения инвентаризации активов должника у И. (том 3, л.д. 87 - 93).

Довод Б.О. о том, что в материальную ответственность руководителя юридического лица не входит обязанность хранения документов, а также обеспечение сохранности вверенного ему по должности имущества, апелляционным судом отклонен как противоречащий действующему законодательству.

Согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с
законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Пунктом 2 статьи 50 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“, а также пунктом 15.7.2 Устава ООО “Пента“ предусмотрено, что должник должен был хранить учредительные, первичные, регистрационные, финансовые документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа, а пунктом 15.3 Устава ООО “Пента“ указано, что осуществление организации документооборота должно осуществляться генеральным директором.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 17 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Доказательств того, что Б.О. при увольнении из общества были переданы другому лицу, а именно: имущество и активы ООО “Пента“, финансовая и первичная бухгалтерская документация, учредительные и регистрационные документы, печати ООО “Пента“, - не представлено.

Поскольку при прекращении полномочий Б.О. как генерального директора ООО “Пента“ смены материально ответственного лица фактически не происходило, передачи активов, а равно документации ООО “Пента“ ни вновь назначенному директору, ни другим сотрудникам должника произведена не была и на момент своего увольнения у Б.О. находились все активы и документация должника, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о выдаче исполнительного листа об истребовании имущества и документов лично у гражданки Б.О.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что при вынесении определения были нарушены права Б.О., поскольку ходатайство конкурсного управляющего было рассмотрено в отсутствие заявителя апелляционной жалобы, не извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, апелляционным судом
отклонена.

Статья 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ не предусматривает проведения судебного заседания для выдачи исполнительного листа, равно как и для вынесения определения о его выдаче.

Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому оснований для отмены правильного определения суда не имеется.

Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены апелляционным судом в полном объеме и отклоняются как несостоятельные.

Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 223, п. 1 ч. 4 ст. 272, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Московской области от 23 января 2009 г. по делу N А41-8173/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.О. - без удовлетворения.