Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N 07АП-3408/09 по делу N А27-213/2009-5 Иск о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка под строительство удовлетворен, поскольку заявителем соблюдены все необходимые условия, установленные п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 г. N 07АП-3408/09

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2009 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ждановой Л.И.

судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.

при участии:

от заявителя: Потупало К.Ю. по доверенности от 12.12.2008 года (сроком на три года)

от заинтересованного лица: Айвазян Э.А. по доверенности от 05.05.2009 года (сроком на три месяца)

от третьего лица: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Общества с ограниченной ответственностью “Новосибирский инструмент“, г. Кемерово

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 16 марта 2009 года по делу N А27-213/2009-5 (судья Смычкова Ж.Г.)

по
заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Новосибирский инструмент“, г. Кемерово

к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово

третье лицо: Администрация города Кемерово, г. Кемерово

о признании незаконным решения,

установил:

ООО “Новосибирский инструмент“ (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее по тексту - КУГИ, Комитет) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленного письмом N 7-6-09/1931 от 20.09.2008 года и обязании КУГИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, предоставить в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 42:24:02011003:0167, расположенный в г. Кемерово, ул. Тухачевского, 44.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет, спора привлечена Администрация города Кемерово (далее - Администрация).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2009 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2009 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, принятие распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта N 4436 от 28.12.2004 года, утверждающее акт выбора земельного участка, без приложения утвержденного проекта границ земельного участка нарушает права и интересы Общества, поскольку лишает его возможности выполнить работы по межеванию земельного участка и по кадастровому учету, а также в последующем обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка. Издание Администрацией города Кемерово
распоряжение N 4225 от 26.09.2007 года об утверждении проекта границ земельного участка на период строительства, возлагающее на Общество обязанности по межеванию земельного участка и его государственного кадастрового учета свидетельствует о фактическом окончании стадии выбора земельного участка. Следовательно, срок для получения решения о предоставлении земельного участка следует исчислять с 26.09.2007 года либо исключить из трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта срок с момента получения проекта границ земельного участка на период строительства, то есть с 30.03.2006 года и до его утверждения и издания соответствующего распоряжения Администрацией города Кемерово.

Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, считая решения суда законным и обоснованным в связи с пропуском заявителем трехлетнего срока действия распоряжения Администрации N 4436 от 28.12.2004 года для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в Комитет при непредставлении доказательств отсутствия проекта границ земельного участка на момент принятия указанного распоряжения.

Письменный отзыв Комитета приобщен к материалам дела.

Администрация г. Кемерово отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направила.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившегося третьего лица.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон,
суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2009 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении земельного участка под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом распоряжением Администрации города Кемерово N 4436 от 28.12.2004 года принято решение о предварительном согласовании места размещения магазина оптово-розничной торговли инструментом на земельном участке площадью 574,87 кв. м. северо-западнее газонаполнительной станции ОАО “Кузбассгазификация“ по ул. Тухачевского Ленинского района, утвержден акт выбора и проект границ земельного участка для проектирования объекта (т. 1 л. д. 75).

11.01.2008 года Общество обратилось в КУГИ с заявлением о предоставлении земельного участка для капитального строительства, цель использования земельного участка - строительство магазина оптово-розничной продажи инструментов (т. 1 л.д. 62).

КУГИ письмом от 22.09.2008 года N 7-6-09/1931 отказало в предоставлении земельного участка для строительства магазина оптово-розничной торговли в связи с тем, что срок действия распоряжения Главы города от 28.12.2004 года N 4486 “О предварительном согласовании места размещения объекта ООО “Новосибирский инструмент“ по ул. Тухачевского и утверждении акта выбора площадки“ истек. Кроме того, на момент принятия распоряжения проект границ земельного участка изготовлен не был; к заявлению не были приложены кадастровые паспорта земельного участка.

Полагая отказ КУГИ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что к моменту обращения Общества 11.01.2008 года с заявлением в КУГИ трехлетний срок действия распоряжения Администрации г. Кемерово N 4436 от 28.12.2004 года пропущен, при этом заявителем не указаны обстоятельства и не
представлены доказательства, указывающие на объективные причины препятствовавшие выполнению обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ в течение трехлетнего срока со дня принятия распоряжения.

В соответствии с п. 1, 2, 5 - 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.10.2004 года N 123-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Результаты выбора земельного
участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно п. 1, 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.10.2004 года N 123-ФЗ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с положениями пунктов
1 и 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 “Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности“, вступившей в силу с 01.10.2005.

Из пунктов 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

В абзацах 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации“ (в редакции от 18.12.2006) определено, что до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона. Данная норма в силу пункта 4 статьи 38 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2005.

Таким образом, переходными положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции от 18.12.2006) установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов: временные - до 01.03.2007 и при условии предоставления земельного участка такому лицу решением о предварительном согласовании до 01.05.2005.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности доводов Общества о том, что распоряжением Администрации г. Кемерово N 4436 от 28.12.2004 года не был утвержден проект границ земельного участка в связи с противоречием указанных доводов тексту данного распоряжения и принятием его на основании пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно п.п. 1.2.2, 4.2.8, 4.2.9, 4.3.1 - 4.3.5 Положения “О приобретении и
прекращении прав на земельные участки города Кемерово“, утвержденного постановлением Администрации г. Кемерово N 23 от 19 марта 2003 года (далее - Положение утратило силу в связи с изданием постановления Администрации г. Кемерово N 84 от 06.07.2007 года) земельные участки на праве аренды предоставляются для проектирования, строительства, эксплуатации объектов недвижимости, размещения временных сооружений и для целей, не связанных со строительством.

При положительном согласовании акта выбора земельного участка управление архитектуры и градостроительства на основании представленного проекта границ земельного участка готовит проект распоряжения Главы города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.

На основании распоряжения Главы города о предварительном согласовании места размещения объекта и по заявлению лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, Комитет по управлению муниципальным имуществом в недельный срок со дня его утверждения готовит проект договора аренды земельного участка для проектирования и направляет его заявителю с предложением о заключении.

Договором аренды земельного участка для проектирования подтверждается право арендатора на проведение в течение всего срока аренды проектно-изыскательских работ на данном земельном участке и гарантируется предоставление данного земельного участка для строительства по их окончании, при выполнении арендатором всех условий, предусмотренных договором и актом выбора земельного участка для строительства.

Вместе с договором аренды земельного участка арендатору выдается копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка.

По окончании проектно-изыскательских работ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в управление архитектуры и градостроительства с заявлением о согласовании проектной документации и об установлении границ земельного участка на местности.

Управление архитектуры и градостроительства согласовывает проектную документацию и проект границ земельного участка, при условии соблюдения
архитектурных требований и ограничений к разрешенному использованию земельного участка, установленных при оформлении акта выбора земельного участка под строительство, и обеспечивает за счет заявителя установление границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.

После утверждения акта об установлении границ земельного участка на местности управление архитектуры и градостроительства направляет его в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству для прохождения государственного кадастрового учета земельного участка и выдачи кадастровой карты (плана) земельного участка.

На основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка управление архитектуры и градостроительства готовит проект распоряжения Главы города о предоставлении земельного участка для строительства, утверждающего проект границ земельного участка.

После принятия Главой города распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства комитет по управлению муниципальным имуществом готовит проект договора аренды земельного участка для строительства и направляет его заявителю с предложением о заключении.

Проанализировав содержание данного Положения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что порядок согласовании акта выбора земельного участка, действующий в период издания распоряжения от 28.12.2004 года, предполагал принятие распоряжения Главы города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка. При этом, проект границ земельного участка выдавался только вместе с договором аренды земельного участка для проектирования, подтверждающим право арендатора на проведение в течение всего срока аренды проектно-изыскательских работ на данном земельном участке и гарантирующим предоставление данного земельного участка для строительства по их окончании. В связи с чем, довод заинтересованного лица, поддержанный судом первой инстанции, об утверждении проекта границ земельного участка, исходя только из текста указанного распоряжения, является необоснованным и противоречит порядку, установленному Положением.

В соответствии положениями ст.ст. 15, 16 Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ подготовка проекта границ земельного участка проводится в рамках территориального землеустройства.

В частности, порядок составления проекта территориального землеустройства в случае предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства объектов на стадии выбора земельного участка регламентирован Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г. В соответствии с разделом 11 которого, при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства объектов на стадии выбора земельного участка составляется проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельного участка, в котором, как правило, рассматриваются несколько вариантов размещения объектов; при этом, проект границ земельного участка с вариантами его размещения включает: пояснительную записку; проектный план; экспликацию земель, предполагаемых к изъятию; расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, результаты оценки земель; сведения об обременениях и ограничениях в использовании выбранного земельного участка, о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; протоколы предварительных согласований с правообладателями земельных участков; в пояснительной записке отражаются: требования к земельному участку; цель выбора земельного участка; описание вариантов выбора и обоснование выбранного варианта размещения.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что при отсутствии в материалах дела утвержденного Администрацией проекта границ испрашиваемого земельного участка (в соответствии с изложенным порядком) документы на разработку рабочего проекта магазина оптово-розничной торговли инструментом, проекты границ земельного участка на период строительства, разработанного МП “Городской центр градостроительства и землеустройства“, в том числе: заключение N 70 от 13.02.2004 года по отводу земельного участка под строительство, акт выбора площадки для строительства, план земельного участка на период проектирования, проект границ земельного участка, составленным 14.12.2004 года, 28.03.2007 года, план границ земельного участка не являются доказательствами утверждения Администрацией проекта границ указанного земельного участка. Не является таким доказательством и не изменение площади спорного земельного участка, на что ссылается арбитражный суд, так как из статей 30, 31 Земельного кодекса РФ следует, что предварительно согласовывается не площадь земельного участка, а место размещения объекта.

Следуя материалам дела, Обществом в соответствии с приведенным выше порядком получено архитектурно-планировочное задание, утвержденное главным архитектором города Кемерово 10.03.2005 года, в соответствии с которым на заявителем возложена обязанность по выполнению проекта границ земельного участка на период строительства; во исполнение предписаний, содержащихся в данном задании, а также требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, были изготовлены и согласованы проекты строительства и газоснабжения объекта строительства, проведены инженерные изыскания, получено заключение экологической экспертизы. 20.01.2006 года заказано изготовление проекта границ земельного участка по период строительства.

Распоряжением Администрации города Кемерово от 26.09.2007 года N 4225 “Об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: ул. Тухачевского, 44“, принятым, в том числе, в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, утвержден проект границ земельного участка площадью 574,87 кв. м., расположенного по адресу: ул. Тухачевского, 44, Ленинского района для строительства магазина оптово-розничной торговли инструментом; ООО “Новосибирский инструмент“ предложено:

- обеспечить установление границ земельного участка на местности

- обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет;

- оформить земельные отношения с Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Во исполнение указанного распоряжения Обществом 30.10.2007 г. в Муниципальное предприятие города Кемерово “Городской центр градостроительства и землеустройства“ подана заявка на установление границ земельного участка на местности и изготовления землеустроительного дела, 25.12.2007 г. землеустроительное дело было утверждено Территориальным отделом N 5 Управления ФАКОН по Кемеровской области.

В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ утвержденный органом местного самоуправления проект границ земельного участка является обязательным приложением акта о выборе земельного участка и представляет собой стадию предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Из частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательствах.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями указанных норм права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что распоряжение об утверждении проекта границ земельного участка от 26.09.2007 года N 4225 в совокупности с распоряжением о предварительном согласовании места размещения объекта ООО “Новосибирский инструмент“ по ул. Тухачевского и утверждении акта выбора площадки от 28.12.2004 года N 4436 в совокупности свидетельствуют о выборе земельного участка и принятия в порядке с. 31 Земельного кодекса РФ уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Указанные распоряжения являются действующими; доказательств обратного, а равно доказательств несоответствия указанных распоряжений законодательству и нарушения прав заинтересованного лица, Комитетом в материалы дела не представлено.

При этом, апелляционной суд не может согласиться с выводом арбитражного суда об истечении срока действия распоряжения от 28.12.2004 года к моменту обращения Общества с заявлением в КУГИ и не представлением им доказательств, указывающих на объективные причины, препятствующие выполнению обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ в течение трехлетнего срока со дня принятия распоряжения в силу следующего.

Как было отмечено выше, распоряжение от 28.12.2004 года принималось Администрацией в соответствии с действующим на тот период Положением, проект границ земельного участка изготовлен заявителем также в соответствии с данным Положением. Однако с момента издания распоряжения от 28.12.2004 года до принятия распоряжения от 26.09.2007 года внесены изменения в законодательные акты, регламентирующие порядок предоставления земельных участков, а именно:

28 мая 2007 года вступили в силу изменения, внесенные в п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ, согласно котором из текста указанной статьи Кодекса была исключена возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

30.05.2007 г. вступил в силу “Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово“, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 120 от 11.05.2007 г., в соответствии с которым были определены иные процедуры, а также установлены сроки по оформлению прав на земельные участки, согласно указанному порядку лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, не обязаны представлять и согласовывать проектную документацию, работы по изготовлению и согласованию проекта границ земельного участка, а также его утверждение органами местного самоуправления, проводятся до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (раздел 3 Порядка)

20.07.2006 года вступает в силу Закон Кемеровской области от 12.07.2006 г. N 108-03 “О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Кемеровской области“, в силу которого Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области наделен полномочиями по распоряжению земельными участками в г. Кемерово

Следовательно, заявитель должен был с 28.05.2007 г. по 28.12.2007 г. успеть выполнить ряд мероприятий, необходимых для подачи заявления в порядке ст. 32 Земельного кодекса РФ, в том числе, завершить процедуру согласования проекта границ на период строительства, получить распоряжение о его утверждении; провести землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности и изготовлению землеустроительного дела; провести землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности и изготовлению землеустроительного дела; осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и получить кадастровый план.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что с учетом конкретных обстоятельств дела заявителем соблюдены условия, установленные п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 года) для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. Следовательно, ссылка Комитета в письме от 22.09.2008 года на предоставление земельного участка исключительно на аукционе неправомерна.

При этом, довод Комитета о не приложении кадастрового паспорта земельного участка также не обоснован, так как за период с 14 января 2008 года (дата обращения Обществом с заявлением в КУГИ (л.д. 62 т. 1) Комитет не предложил заявителю представить кадастровый паспорт, однако на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка - 22.09.2008 года, последний был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 21 марта 2008 года (т. 1 л.д. 34).

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем, решение КУГИ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленное письмом N 7-6-09/1931 от 20.09.2008 года является незаконным.

Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в указанной части, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 и п. 2 ст. 269 АПК РФ является основаниям для отмены решения суда в данной части и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований Общества;. В остальной части апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции (в части обязания КУГИ предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок), так как кадастровый план не был предметом оценки заинтересованного лица.

В связи с частичным удовлетворением требований ООО “Новосибирский инструмент“, освобождением Комитета от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2 000 руб., уплаченной по платежному поручению N 1 от 09.12.2008 года, и по апелляционной жалобе - в размере 1000 руб., уплаченной по платежному поручению N 1 от 08.04.2009 года, подлежат возмещению Обществу в порядке ч. 3 ст. 110 АПК РФ из федер“льного бюджета.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2009 года по делу N А27-213/2009-5 отменить в части отказа в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью “Новосибирский инструмент“ о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Кемерово по ул. Тухачевского, 44 под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленное письмом N 7-6-09/1931 от 20.09.2008 года.

Требования Общества с ограниченной ответственностью “Новосибирский инструмент“ в указанной части удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Кемерово по ул. Тухачевского, 44 под строительство магазина оптово-розничной торговли инструментом, оформленное письмом N 7-6-09/1931 от 20.09.2008 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета Общества с ограниченной ответственностью “Новосибирский инструмент“ государственную пошлину по первой и апелляционной инстанциям в общем размере 3 000 руб., уплаченную платежными поручениями N 1 от 09.12.2008 года и N 1 от 08.04.2009 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:

ЖДАНОВА Л.И.

Судьи:

ЖУРАВЛЕВА В.А.

УСАНИНА Н.А.