Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2009 N 09АП-3493/2009-АК по делу N А40-76639/08-117-348 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС отказано правомерно, так как применение к операциям по реализации услуг по диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти ставки НДС 18 процентов не соответствует налоговому законодательству РФ, в связи с чем представленные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету в части транспортировки нефтепродуктов на экспорт.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2009 г. N 09АП-3493/2009-АК

Дело N А40-76639/08-117-348

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2009 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего - судьи Е.А. Солоповой

судей Т.Т. Марковой, Н.О. Окуловой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н. Красиковой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Открытого акционерного общества “ТНК-Нижневартовск“

на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2009

по делу N А40-76639/08-117-348, принятое судьей Ю.Л. Матюшенковой

по заявлению Открытого акционерного общества “ТНК-Нижневартовск“

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании частично недействительным решения

при участии:

от заявителя - О.Н. Бартош

от заинтересованного лица - О.Н. Урядников

установил:

Открытое акционерное
общество “ТНК-Нижневартовск“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 22.08.2008 N 52-14-14/571 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 5 255 696 руб.

Арбитражный суд города Москвы решением от 15.01.2009 отказал в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, удовлетворив требования общества.

В апелляционной жалобе общество указывает на нарушение судом норм материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2009 не имеется.

18.04.2008 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 с указанием суммы налога, исчисленного к возмещению из бюджета в размере 112 283 816 руб.

Решением инспекции от 22.08.2008 N 52-14-14/571 обществу доначислен налог на добавленную стоимость
в сумме 5 301 575 руб. (п. 2).

Обществом оспаривается решение инспекции в части доначисления НДС в сумме 5 255 696 руб. по счетам-фактурам ОАО “АК “Транснефть“, выставленным за услуги по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти трубопроводным транспортом.

ОАО “АК “Транснефть“ выставило ОАО “ТНК-ВР Холдинг“ счета-фактуры с указанием стоимости оказанных услуг с включением налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.

Спорные счета-фактуры перевыставлены ОАО “ТНК-ВР Холдинг“ (комиссионером) в адрес общества.

По мнению инспекции, перевыставленные комиссионером (ОАО “ТНК-ВР Холдинг“) счета-фактуры по договору комиссии от 24.04.2006 N ТВХ-0298/06/ТНВ-0571/06, подлежат обложению по ставке 0 процентов, в связи с чем, общество не вправе предъявлять к налоговому вычету счета-фактуры со ставкой 18 процентов по услугам по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

При этом данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иные подобные работы (услуги).

Общество полагает, что указанные услуги по транспортировке нефти, оказанные обществу ОАО “АК “Транснефть“, подлежат обложению по ставке 18 процентов.

По мнению общества, периодическое временное декларирование товаров, в отношении которых оказывались услуги по ведению маршрута, по диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, не влияет на порядок обложения НДС указанных
услуг. Дата выпуска товара на временных грузовых таможенных декларациях не может определять необходимость применения налоговой ставки 0 процентов по НДС к реализации услуг по транспортировке товара, поскольку в соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в подтверждение факта экспорта товара трубопроводным транспортом налогоплательщиком должна быть представлена полная грузовая таможенная декларация.

Между тем, применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта, а не с вывозом товара в таможенном режиме экспорта, который подтверждается в том числе, представлением налогоплательщиком полной грузовой таможенной декларацией.

В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

В настоящем случае спор возник в отношении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного обществом в составе цены за оказанные ему услуги после помещения товара под таможенный режим экспорта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках договора N 0007125 от 20.12.2006 ОАО “АК Транснефть“ оказаны услуги по транспортировке нефти, предназначенной для отправки на экспорт, трубопроводным транспортом по маршрутам, указанным в маршрутных поручениях.

Представленные обществом в инспекцию документы (контракты, договор, счета-фактуры от 30.11.2007 N Х301107-0730, N Х30О1107-0731, грузовые таможенные декларации) свидетельствуют о том, что обществом производилось декларирование товара по временным грузовым таможенным декларациям,
на момент оказания спорных услуг товар был помещен под таможенный режим экспорта.

Спорные счета-фактуры по услугам по ведению маршрута диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, выставлены более поздней датой, чем осуществлен выпуск товара таможенным органом по сведениям временных грузовых таможенных деклараций. Данный факт не опровергается обществом.

Это подтверждает, что фактически обществу оказаны услуги, отраженные в спорных счетах-фактурах, уже после помещения товара (нефтепродуктов) под таможенный режим экспорта.

Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Таким образом, по смыслу названных норм Налогового кодекса Российской Федерации применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по указанным операциям поставлено в зависимость от характера выполняемых работ (услуг).

Изложенная позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и определена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 14227/07, от 01.04.2008 N 14439/07.

Услуги по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти непосредственно связаны с транспортировкой нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации, и ее вывозом в таможенном режиме экспорта. Судом первой инстанции установлено, что временные таможенные декларации (с отметкой “выпуск разрешен“ 01.10.2007) оформлены ранее, чем счета-фактуры от 31.10.2007 на указанные услуги, что свидетельствует о помещении товара под таможенный режим экспорта на момент оказания услуги.

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что услуги по диспетчеризации, перекачке, перевалке и
наливу нефти, оказанные обществу ОАО “АК Транснефть“, представляют собой услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт, которые в силу пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, как услуги связанные с транспортировкой товара на экспорт, и которые осуществлялись в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.

Доводы общества о том, что право на применение налоговой ставки 0 процентов следует связывать с вывозом товара в таможенном режиме экспорта, который подтверждается полной грузовой таможенной декларацией, а не с помещением его под таможенный режим, противоречит положениям пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно нормам статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные Кодексом налоговые вычеты.

Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога на добавленную стоимость к вычету является в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура.

В силу пп. 10 и 11 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка и сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик не
вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Положения пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, применение к операциям по реализации услуг по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, ставки 18 процентов в данном случае не соответствует налоговому законодательству, спорные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в части транспортировки нефтепродуктов на экспорт.

В указанной связи, доводы общества не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судом решения.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 15.01.2009, в связи с чем апелляционная жалоба открытого акционерного общества “ТНК-Нижневартовск“ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.01.2009 по делу N А40-76639/08-117-348 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества “ТНК-Нижневартовск“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий

Е.А.СОЛОПОВА

Судьи

Т.Т.МАРКОВА

Н.О.ОКУЛОВА