Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2009 по делу N А40-921/09-145-8 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий контролирующего органа по проведению проверки реализации внешнеэкономических контрактов отказано, так как оспариваемые действия Счетной палаты РФ не возлагают на заявителя каких-либо обязанностей и не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2009 г. по делу N А40-921/09-145-8

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2009 г.

Решение изготовлено в полном объеме 18 марта 2009 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Петровского С.П., (единолично)

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО “Авиасервис“

к Счетной палате РФ

о признании незаконными действий по проведению проверки

при участии:

от заявителя - не явился, уведомлен

от ответчика - Калинин А.В. (сл. уд. N 5959 выд. 30.10.2008 г., дов. от 11.03.2009 г. N 01-337/05-03), Давыдова Е.В. (сл. уд. N 5613, дов. от 10.02.2009 г. N 01-176/15-11)

установил:

ОАО “Авиасервис“ обратилось в Арбитражный суд города
Москвы с заявлением, в котором с учетом уточненных требований, принятых судом, просило признать незаконными действия Счетной палаты Российской Федерации по проведению в период с 16.06.2008 г. по 29.09.2008 г. в ходе проверки реализации внешнеэкономических контрактов в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования доходов, полученных от этой деятельности, ОАО “Авиасервис“ в 2005 - 2007 годах, проверки соблюдения ОАО “Авиасервис“ законодательства РФ о лицензировании, о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами; о ценных бумагах; о включении ОАО “Авиасервис“ в перечень стратегических предприятий РФ.

В обоснование заявленного требования, заявитель указал на незаконность проведения контрольного мероприятия в отношении ОАО “Авиасервис“, а также на превышение должностными лицами Счетной палаты РФ своих полномочий, считая при этом, что проведенная проверка вопросов финансово-хозяйственной деятельности ОАО “Авиасервис“, лицензирования, вопросов, регулирующих обращение и регистрацию ценных бумаг Общества, не связанных с использованием и управлением федеральной собственности, использованием средств из федерального бюджета либо использованием льгот, выходит за рамки компетенции Счетной палаты РФ, и является произвольным вмешательством в предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта.

Заявитель уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ.

Ответчик - Счетная палата РФ представила документы, отклонила требования заявителя по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на законность действий должностных лиц Счетной палаты РФ, связанных с проведением проверки в отношении ОАО “Авиасервис“, осуществленной в рамках полномочий должностных лиц Счетной палаты РФ в соответствии со ст. 2 Федерального закона “О Счетной палате РФ“, с Планом работы Счетной палаты РФ на 2008 г., с Программой
контрольного мероприятия.

В обоснование своей правовой позиции, ответчик указал, что ОАО “Авиасервис“ состоит в гражданско-правовых отношениях с получателями средств федерального бюджета, в связи с чем, деятельность заявителя влияет на исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета, контроль за своевременным исполнением которых возложен на Счетную палату РФ.

Ответчик пояснил, что в рамках возложенных на Счетную палату полномочий, должностными лицами Счетной палаты осуществлены контрольные мероприятия по осуществлению ОАО “Авиасервис“ выплат в пользу Российской Федерации в соответствии с лицензионными договорами на предоставление неисключительного права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

Кроме того, в подтверждение законности проведенной проверки, Счетная палата РФ указала на пользование ОАО “Авиасервис“ на условиях аренды федеральным недвижимым имуществом, что в силу ст. 12 Федерального закона “О Счетной палате РФ“ наделяет Счетную палату РФ контрольными полномочиями за предприятиями, использующими федеральную собственность.

Счетная палата РФ считает свои действия законными, обоснованными и не нарушающими права и законные интересы заявителя, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленного требования отказать.

Представители ответчика поддержали доводы отзыва, настаивали на отказе в удовлетворении требования ОАО “Авиасервис“.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Данный спор подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства в порядке статей 197 - 201 АПК РФ.

Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или
его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 11.01.1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“ в задачи Счетной палаты Российской Федерации входит организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, а также определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2008 год, утвержденного решением Коллегии Счетной палаты от 21.12.2007 г. N 58К (576) направлением деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю за расходами федерального бюджета на международную деятельность проводилось контрольное мероприятие “Проверка реализации внешнеэкономических контрактов в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования доходов, полученных от этой деятельности разработчиками и производителями продукции военного назначения в 2005 - 2007 годах и федеральным государственным унитарным предприятием “Рособоронэкспорт“ в 2007 году“.

В соответствии с Программой контрольного мероприятия (утверждена решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 25 января 2008 г., протокол N 3К(580)) предметом контроля являлись доходы, получаемые проверяемыми организациями от военно-технического сотрудничества и направления их использования (пункт 3 Программы), для рассмотрения в ходе контрольного мероприятия были поставлены следующие вопросы проверки: 1) Порядок участия проверяемых
объектов в военно-техническом сотрудничестве в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами и оформления договорных обязательств при поставках продукции военного назначения на экспорт. Структура экспорта продукции военного назначения, порядок его финансирования; 2) Динамика финансовых показателей результатов деятельности в области военно-технического сотрудничества в общих финансовых результатах деятельности разработчиков и производителей продукции военного назначения и ФГУП Рособоронэкспорт“ за проверяемый период. Анализ доходов, полученных от экспорта вооружений и военной техники и направлений их использования; 3) Полнота и своевременность поступления валютной выручки по экспортным контрактам, достоверность и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с реализацией экспортных контрактов; 4) Обеспечение интересов государства при поставке на экспорт продукции военного назначения, в производстве которой использовались результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие Российской Федерации.

Решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 18 апреля 2008 г., протокол 16К/1б в План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2008 год по пункту 3.3.1 было внесено изменение в части включения в перечень проверяемых объектов ОАО “Авиасервис“, а также продления срока проведения контрольного мероприятия до 30 ноября 2008 года.

Распоряжением Счетной палаты N 277-ркм от 16.06.2008 г. аудиторам Счетной палаты поручено проведение контрольного мероприятия на объекте ОАО “Авиасервис“, выдано удостоверение на право проведения проверки от 25.06.2008 г. N 05-569/05-03 УП, в соответствии с которым сотрудникам Счетной палаты Рыбалкину В.Г., Дыгай О.А., Карповой Н.В., поручено проведение контрольного мероприятия “Проверка реализации внешнеэкономических контрактов в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования доходов, полученных от этой деятельности разработчиками и производителями продукции военного назначения в 2005 - 2007 годах и федеральным государственным унитарным предприятием “Рособоронэкспорт“ в 2007 году“
на объекте ОАО “Авиасервис“.

В период с 16.06.2008 г. по 30.09.2008 г. вышеуказанными сотрудниками Счетной палаты РФ в ОАО “Авиасервис“ проведена проверка реализации внешнеэкономических контрактов в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования доходов, полученных от этой деятельности разработчиками и производителями продукции военного назначения в 2005 - 2007 гг. и федеральным государственным унитарным предприятием “Рособоронэкспорт“ в 2007 году“, по результатам которой 17.10.2008 г. составлен Акт проверки.

Согласно Акту проверки в числе проверяемых направлений деятельности ОАО “Авиасервис“ были такие вопросы как: соблюдение законодательства РФ о лицензировании, о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами; о ценных бумагах; о включении ОАО “Авиасервис“ в перечень стратегических предприятий РФ.

ОАО “Авиасервис“, посчитав действия сотрудников Счетной палаты по проверке заявителя по указанным направлениям незаконным вмешательством в деятельность хозяйствующего субъекта, оспорила данные действия в Арбитражный суд г. Москвы.

Между тем, суд, изучив материалы дела, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения, заявленного требования, поскольку оспариваемые действия контролирующего органа осуществлены в рамках утвержденного контрольного мероприятия, в пределах закрепленных за Счетной палатой РФ полномочий по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, а также по определению эффективности и целесообразности расходов государственных средств и по использованию федеральной собственности.

В судебном заседании не нашло своего подтверждения утверждение заявителя о незаконности проверки соблюдения сотрудниками Счетной палаты законодательства о лицензировании в разрезе проводимого контрольного мероприятия.

Из Акта проверки от 17.10.2008 г. следует, что в проверяемый период в рамках осуществления военно-технического сотрудничества между ОАО “Авиасервис“ и Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве
юстиции Российской Федерации (далее - ФГУ “ФАПРИД“) заключались лицензионные договоры на предоставление неисключительного права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации. В соответствии с условиями заключенных лицензионных договоров Российская Федерация, от имени которой выступает ФГУ “ФАПРИД“, предоставляет ОАО “Авиасервис“ неисключительное право на использование результатов интеллектуальной деятельности с целью изготовления последним продукции в соответствии с заключенными договорами комиссии, на срок действия соответствующего договора комиссии. Поскольку за предоставление по лицензионному договору неисключительного права на использование результатов интеллектуальной деятельности ОАО “Авиасервис“ уплачивает лицензионный платеж в пользу Российской Федерации, то и в данном случае проверка соблюдения ОАО “Авиасервис“ лицензионных требований и условий правомерна как соответствующая задачам, возложенным на Счетную палату РФ.

В соответствии со ст. 190 Федерального закона от 26.10.2008 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; а также организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 г. N 22-р ОАО “Авиасервис“ внесено в Перечень стратегических предприятий и организаций.

Таким образом, из определения “стратегических предприятий и организаций“ следует, что факт отнесения акционерного общества в перечень стратегических предприятий и организаций свидетельствует о том, что акции ОАО “Авиасервис“ являются федеральной собственностью либо общество осуществляет
работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа, что непосредственно затрагивает интересы государства в части исполнения федерального бюджета и является основанием проведения контрольных мероприятий со стороны Счетной палаты РФ.

Таким образом, контрольное мероприятие, проведенное в отношении ОАО “Авиасервис“ в части соблюдения законодательства о включении общества Перечень стратегических предприятий и организаций обосновано Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 г. N 22-р.

Требование заявителя о признании незаконными действий сотрудников Счетной палаты в части проверки соблюдения заявителем законодательства о ценных бумагах, также не нашло правового основания в ходе судебного рассмотрения спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вместе с тем, заявитель не указал какие именно законные права и интересы ОАО “Авиасервис“, за защитой которых он обращается в суд, были нарушены.

Из представленных материалов следует, что инспекторы Счетной палаты Российской Федерации на территории заявителя не находились, своими действиями никак не могли препятствовать деятельности ОАО “Авиасервис“, давать какие-либо указания его руководителям, либо иным способом оказывать воздействие на деятельность заявителя и, следовательно, не осуществляли вмешательство в оперативную деятельность ОАО “Авиасервис“.

Принимая во внимание, что при осуществлении контрольного мероприятия в
ОАО “Авиасервис“ Счетная палата Российской Федерации действовала в соответствии с действующим законодательством в рамках предоставленных ей федеральными законами полномочий, не нарушая права и законные интересы заявителя, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что оспариваемые действия Счетной палаты Российской Федерации по проведению в период с 16.06.2008 г. по 29.09.2008 г. в ходе проверки реализации внешнеэкономических контрактов в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования доходов, полученных от этой деятельности, ОАО “Авиасервис“ в 2005 - 2007 годах, проверки соблюдения ОАО “Авиасервис“ законодательства РФ о лицензировании, о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами; о ценных бумагах; о включении ОАО “Авиасервис“ в перечень стратегических предприятий РФ не возлагает на Заявителя каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принято в полном соответствии с действующим законодательством о размещении заказа.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с указанным, суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 156, 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ОАО “Авиасервис“ о
признании незаконными действий Счетной палаты Российской Федерации по проведению в период с 16.06.2008 г. по 29.09.2008 г. в ходе проверки реализации внешнеэкономических контрактов в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и использования доходов, полученных от этой деятельности, ОАО “Авиасервис“ в 2005 - 2007 годах, проверки соблюдения ОАО “Авиасервис“ законодательства РФ о лицензировании, о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами; о ценных бумагах; о включении ОАО “Авиасервис“ в перечень стратегических предприятий РФ - отказать полностью. Проверено на соответствие Федерального закона от 11.01.1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“.

Решение может быть обжаловано в течение месяца дней со дня изготовления в полном объеме в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

С.П.ПЕТРОВСКИЙ