Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 N 09АП-2270/2009-АК по делу N А40-77856/08-2-141 Заявление о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ, за несоблюдение установленного законодательством РФ порядка помещения и хранения товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, удовлетворено правомерно, поскольку в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему правонарушения.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2009 г. N 09АП-2270/2009-АК

Дело N А40-77856/08-2-141

Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2009

Полный текст постановления изготовлен 05.03.2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бекетовой И.В.,

судей: Попова В.И., Цымбаренко И.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дутовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской западной таможни

на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.01.2009

по делу N А40-77856/08-2-141 судьи Махлаевой Т.И.

по заявлению ЗАО “Мелиор-Сервис“

к Московской западной таможне

о признании незаконным и отмене постановления,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: от заявителя: Балаян А.М. по дов. от 15.01.2008 г. br>от ответчика: не явился, извещен;

установил:

ЗАО “Мелиор-Сервис“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Московской западной таможни от 30.10.2008 по делу об административном правонарушении N 10122000-866/08, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ в виде штрафа.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2008 заявленные требования удовлетворены ввиду отсутствия состава правонарушения.

Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что судом неправильно применены нормы материального права; нарушены нормы процессуального права и сделаны не соответствующие обстоятельствам дела выводы об отсутствии состава правонарушения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало. Располагая доказательствами надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Считает, что Общество неправомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.14 КоАП РФ, поскольку отсутствует состав административного правонарушения. Полагает, что порядок хранения товаров Обществом не был нарушен. Указал на нарушение ответчиком предусмотренного КоАП РФ порядка привлечения заявителя к административной ответственности.

Выслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, 11.09.2008
в зону таможенного контроля Сетуньского таможенного поста Московской западной таможни на СВХ ЗАО “Мелиор-Сервис“, расположенного по адресу: 117526, г. Москва, ул. 26-ти Бакинских Комиссаров, д. 4 корп. 2, по товаросопроводительным документам: CARNET TIR N SX60395272, CMR N VA0004449, инвойс N D-169, на транспортном средстве с государственным регистрационным знаком N DDJ798/AL015, прибыл сборный груз (количество грузовых мест - 26), о чем свидетельствует подтверждение о прибытии N 10122130/110908/0017112.

В ходе осуществления проверки таможенным органом установлено, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком N DDJ798/AL015 находилось на прилегающей территории, оборудованной для стоянки транспортных средств, то есть вне территории складского помещения СВХ ЗАО “Мелиор-Сервис“ или открытой площадки СВХ, и которая не предназначена для хранения товаров, помещенных под процедуру временного хранения.

16.09.2008 в связи с выявленными нарушениями должностным лицом таможенного органа в отсутствие законного представителя заявителя и при отсутствии сведений о надлежащем извещении последнего о месте и времени этого процессуального действия составлен протокол об административном нарушении N 10122000-866/2008 по ст. 16.14 КоАП РФ.

30.10.2008 г. таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10122000-866/08 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ и назначении обществу наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с постановлением МЗТ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции сделал выводы, которые соответствуют смыслу и содержанию норм КоАП РФ и действующего таможенного законодательства, подлежащих применению.

В соответствии со ст. 16.14 КоАП РФ, нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад,
склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 99 ТК РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Как следует из содержания ст. 100 ТК РФ и п. 3 гл. 1 Приказа ГТК
РФ N 958 от 03.09.2003 года “Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров“, временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения (СВХ) либо в иных местах, указанных в главе 12 ТК РФ. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 107 ТК РФ.

В соответствии с п. п. 4 и 5 главы 1 Правил проведения таможенных операций, при временном хранении товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации временное хранение должно осуществляться на складе временного хранения, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение СВХ, либо иное место, указанное в главе 12 ТК РФ, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него.

При этом, согласно ст. 108 ТК РФ, отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе.

Привлекая общество к административной ответственности, таможенный орган исходил из того, что в нарушение ч. 1 ст. 100 ТК РФ п. п. 3, 5 Приказа ГТК РФ N 958 от 03.09.2003 года “Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров“, помещенный под процедуру временного хранения товар располагался не в помещении склада и не на открытой площадке СВХ, а на прилегающей территории, оборудованной для стоянки транспортных средств и завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.

В судебном заседании апелляционного суда установлено, что на момент проведения таможенным органом проверки транспортное средство с государственным регистрационным знаком
N DDJ798/AL015 на склад временного хранения в установленном порядке помещено не было и доказательства приема-передачи товаров на склад отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, имеющимися в материалах административного дела письмом ООО “БИЗНЕС и ПОСТАВКА“ от 24.09.2008 N 101/09-08, из которого следует, что передача товара прибывшего на транспортном средстве с государственным регистрационным знаком N DDJ798/AL015 на склад временного хранения заявителем не осуществлялась (л.д. 17).

Применительно к установленным обстоятельствам по делу суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у заявителя не возникало обязанностей по принятию товара и исполнению предусмотренных ст. 112 ТК РФ обязанностей.

На правомерность данного вывода в решении суда, в частности, указывает п. 13 гл. 2 Приказа, согласно которому, владелец СВХ приступает к исполнению своих обязанностей, предусмотренных статьей 112 ТК РФ, после приема-передачи товара (проставления отметки о принятии товаров на хранение в виде оттиска штампа приема-передачи или подобной отметки, свидетельствующей о принятии товаров на хранение, заверенной подписями представителей сторон (перевозчика и владельца СВХ) с указанием даты передачи товаров на хранение в транспортных документах, предусмотренных пунктами 7 и 9 Правил).

Оценив доказательства по делу и установленные фактические обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии в действиях ЗАО “Мелиор-Сервис“ состава вмененного правонарушения, выраженного в несоблюдении установленного законодательством Российской Федерации порядка помещения и хранения товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении.

При этом в материалах дела, вопреки ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ отсутствуют доказательства надлежащего уведомления отсутствовавшего законного представителя заявителя о составлении протокола об административном правонарушении по делу N 10122000-866/2008.

В связи с этим протокол об административном правонарушении N 10122000-866/2008 от 16.09.2008 г.
составленный без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при отсутствии доказательств его извещения о времени и месте составления протокола не может быть признан надлежащим и допустимым доказательством наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты и не могло квалифицированно возражать, давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника при составлении протокола об административном правонарушении.

Ввиду изложенного упомянутые нарушения при производстве по административному делу являются существенными, и возможность устранения этих нарушений у суда отсутствует.

В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.03 г. N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ“, п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, нарушение положений КоАП РФ, предоставляющих гарантии защиты прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, является существенным и может выступать самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Установленные судом нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности не лишает административные органы возможности устранить указанные нарушения в случае, если это не противоречит законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не
усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2008 по делу N А40-77856/08-2-141 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

И.В.БЕКЕТОВА

Судьи:

В.И.ПОПОВ

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО