Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009 по делу N А40-93136/08-94-649 Заявление о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные суммы таможенных сборов, и об обязании возвратить на счет сумму излишне уплаченных таможенных платежей удовлетворено, так как выводы таможенного органа об обязанности уплаты таможенных сборов дважды - как при подаче временной, так и полной таможенных деклараций - противоречат положениям Таможенного кодекса РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2009 г. по делу N А40-93136/08-94-649

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 03 марта 2009 года.

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи: Ерохина А.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ерохиным А.П.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ЗАО “Лайнпроминвест“

к Федеральной таможенной службе России

о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в отказе возвратить суммы излишне уплаченных сумм таможенных сборов и об обязании возвратить на счет сумму излишне уплаченных таможенных платежей

при участии:

от заявителя: представитель Ульянов П.В., по дов. от 28.11.2008 г.; представитель Колосков Е.А., по дов. от 28.11.2008 г.;

от ответчика: представитель Гужова Е.Н., по
дов. N 15-46/08-186д от 25.12.2008 г.; представитель Золкин Н.А., по дов. N 15-46/09-16д от 11.02.2009 г.;

установил:

Заявитель - ЗАО “Лайнпроминвест“ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Федеральной таможенной службы РФ, выразившиеся в отказе возврата ЗАО “Лайнпроминвест“ излишне уплаченных сумм таможенных сборов за таможенное оформление товаров по полным грузовым таможенным декларациям N 10006003/200905/0001151, N 10006003/201005/0001268, N 10006003/201005/0001269, N 10006003/211105/0001389, N 10006003/190606/0000932, N 10006003/180706/0001051, N 10006003/180706/0001052, N 10006003/180806/0001226 и N 10006003/180806/0001227 в размере 900 000 рублей и об обязании Федеральную таможенную службу РФ возвратить на счет ЗАО “Лайнпроминвест“, указанный в заявлениях N ЛПИ-01/126 и N ЛПИ-01/127 от 10.09.08, сумму излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в размере 900 000 рублей.

Заявитель в судебное заседание явился и пояснил, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче ВГТД является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товаров в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении ПГТД.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве, указав на то, что оспариваемое действие об отказе в возврате излишне уплаченных сумм таможенных сборов за таможенное оформление товаров соответствует нормам ТК РФ, а уплаченные заявителем таможенные сборы в указанном размере не являются излишне уплаченными, так как в соответствии со ст. ст. 124, 357 ТК РФ подача временной и полной таможенных деклараций представляют собой не единый порядок декларирования товаров, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеют место два самостоятельных факта декларирования, при этом при применении периодического временного декларирования
товаров таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены как при подаче временной так и при подаче полной таможенной декларации; факт излишней уплаты таможенных сборов у заявителя отсутствует.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленное требование обоснованно и подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской
или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Лайнпроминвест“ как экспортер вывозило в таможенном режиме экспорта природный газ и уплачивало таможенные платежи. При этом использовались процедуры периодического временного декларирования. По одним и тем же экспортным операциям, таможенные сборы уплачивались как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.

Часть таможенных операций ЗАО “Лайнпроминвест“ проводилась через счет ФТС России. В соответствии с Соглашением от 19.01.2005 N КН-63 и от 23.01.2006 г. N КН-78 о взаимодействии между ФТС России и Обществом при уплате последним суммарных платежей в централизованном порядке Общество обязывалось ежемесячно обеспечивать
путем перечисления авансовых платежей наличие на счете ФТС России суммы денежных средств, необходимой для оплаты различных действий таможенных органов, связанных с таможенными процедурами Общества (таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы).

Так при подаче ПГТД заявитель было уплачены следующие платежи:

- при декларировании природного газа, поставленного в Латвию в августе 2005 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/210705/0100164 в сумме 100 000 руб., при подаче дополнительной ВГТД N 10006003/250805/0100188 в сумме 100 000 руб. и при подаче ГПТД N 10006003/200905/0001151 в сумме 100 000 руб.;

- при декларировании природного газа, поставленного в Латвию в сентябре 2005 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/300805/0100190 в сумме 100 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/201005/0001268 в сумме 100 000 руб.;

- при декларировании природного газа, поставленного в сентябре 2005 года в Эстонию, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/120905/0100194 в сумме 100 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/201005/0001269 в сумме 100 000 руб.;

- при декларировании природного газа, поставленного в Эстонию в октябре 2005 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/290905/0100220 в сумме 100 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/211105/0001389 в сумме 100 000 руб.;

- при декларировании природного газа, поставленного в Эстонию в мае 2006 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/250406/0000700 в сумме 100 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/190606/0000932 в сумме 100 000 руб.;

- при декларировании природного газа, поставленного в Латвию
в июне 2006 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/190506/0000794 в сумме 20 000 руб., при подаче дополнительной ВГГД N 10006003/010606/0000855 в сумме 100 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/180706/0001051 в сумме 100 000 руб.:

- при декларировании природного газа, поставленного в Эстонию в июне 2006 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/190506/0000795 в сумме 100 000 руб., при подаче дополнительной ВГТД N 10006003/070606/0000856 в сумме 50 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/180706/0001052 в сумме 100 000 руб.;

- при декларировании природного газа, поставленного в Эстонию в июле 2006 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 10006003/200606/0000968 в сумме 100 000 руб., при подаче дополнительной ВГТД N 10006003/190706/0001084 в сумме 50 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/180806/0001226 в сумме 100 000 руб.;

- при декларировании природного газа, поставленного в Латвию в июле 2006 года, таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались при подаче ВГТД N 0006003/200606/0000967 в сумме 100 000 руб., при подаче дополнительной ВГТД N 10006003/190706/0001083 в сумме 100 000 руб., при подаче дополнительной ВГТД N 10006003/240706/0001129 в сумме 100 000 руб. и при подаче ПГТД N 10006003/180806/0001227 в сумме 100 000 руб.

Таможенный орган, в свою очередь, самостоятельно списывал денежные средства с указанного счета в оплату различных процедур таможенного оформления, в том числе в уплату ЗАО “Лайнпроминвест“ таможенных сборов, как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций.

Из представленного заявителем перечня полных таможенных деклараций и уплаченных по ним сумм
таможенных сборов, сумма, уплаченная при подаче полных таможенных деклараций, составила 900 000 руб.

Заявитель, на основании статей 355, 357.8 Таможенного кодекса РФ обратилось в ФТС России с заявлениями N ЛПИ-01/125, N ЛПИ-01/126 и N ЛПИ-01/127 от 10.09.08 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в общей сумме 15 072 500 рублей, по Соглашениям от 19.01.2005 N КН-63 и от 23.01.2006 г. N К11-78 о взаимодействии при уплате крупным плательщиком суммарных платежей в централизованном порядке.

13.10.2008 г. заявителем получено письмо N 05-12/42499, которым ФТС России, отказала ЗАО “Лайнпроминвест“ в возврате излишне уплаченных сумм таможенных сборов за таможенное оформление.

Полагая, что указанные действия ответчика нарушают права и законные интересы, ЗАО “Лайнпроминвест“ обратилось в суд, при этом, суд удовлетворяя заявленные требования исходил из следующих фактически установленных обстоятельств по делу.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативно-правовому акту, возлагается на лицо, принявший указанный акт.

При рассмотрении требования о взыскании с таможенного органа излишне уплаченных таможенных платежей арбитражный суд должен дать оценку законности ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственного или иного органа (должностного лица), нарушающего право заявителя на получение денежных средств.

В соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную
декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Из материалов дела следует, что ЗАО “Лайнпроминвест“ осуществляло декларирование вывозимого товара - природного газа путем подачи временных грузовых таможенных деклараций (ВГТД) на ожидаемые (планируемые) поставки газа с последующей подачей после месяца поставки полных грузовых таможенных деклараций (ПГТД) на фактические объемы экспортированного природного газа.

В соответствии со статьей 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

Согласно статье 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В статье 357.7 ТК РФ установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 357.8 ТК РФ предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 11 ТК РФ таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для
помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (ст. 60 ТК РФ).

Из содержания и смысла приведенных норм следует, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

При названных обстоятельствах вывод таможенного органа об обязанности уплаты таможенных сборов дважды как при подаче временной, так и полной таможенных деклараций, противоречат положениям ТК РФ.

Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08, а также Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 ТК РФ“.

Согласно ч. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика в порядке, установленном Приказом ГТК России от 25.05.2004 г. N 607 “Об утверждении
перечня документов и формы заявления“, пунктом 3 которого установлено, что плательщик должен представить в таможенный орган, в том числе, документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, или документы, подтверждающие наличие случаев, установленных п. 1 ст. 356 ТК РФ.

Согласно перечню прилагаемых документов к заявлению ЗАО “Лайнпроминвест“ N ЛПИ-01/125, N ЛПИ-01/126 и N ЛПИ-01/127 от 10.09.08 о возврате денежных средств, заявитель представил в таможенный орган документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей.

Срок, установленный ч. 2 ст. 355 ТК РФ на подачу заявления о возврате таможенных платежей, заявителем соблюден.

С учетом изложенного действия Федеральной таможенной службы, выразившиеся в отказе возвратить Обществу уплаченные при подаче полных таможенных деклараций таможенные сборы в размере 900 000 рублей, являются незаконными.

Суд отмечает, что таможенным органом не оспаривались ни факт уплаты соответствующих таможенных сборов в указанном размере, ни факт подачи соответствующих таможенных деклараций.

Кроме того, ссылка ФТС России на письмо ФТС России от 08.10.2008 г. N 01-11/41807 “О таможенных сборах за таможенное оформление“ как на основание для отказа ЗАО “Лайнпроминвест“ в возврате сумм таможенных сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, является несостоятельной, поскольку письмо ФТС России от 08.10.2008 г. N 01-11/41807 “О таможенных сборах за таможенное оформление“ является разъяснением порядка действия должностных лиц при взимании и возврате таможенных сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования товаров, установленной ст. 138 ТК РФ, и не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, при этом на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Таким образом, указанное письмо ФТС России, как не прошедшее государственную регистрацию, не подлежит применению в качестве нормативного правового акта.

В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании оспариваемых действий незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Действия ФТС России, выразившиеся в отказе возвратить ЗАО “Лайнпроминвест“ сумму излишне уплаченных в 2005 - 2006 гг. таможенных сборов в размере 900 000 руб., оформленные письмом от 13.10.2008 г. N 05-12/42499, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования ЗАО “Лайнпроминвест“ подлежат удовлетворению.

Кроме того, положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ФТС России возвратить ЗАО “Лайнпроминвест“ как излишне уплаченную в 2005 - 2006 гг. сумму таможенных сборов в размере 900 000 руб. в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения.

Уплаченная ЗАО “Лайнпроминвест“ госпошлина в размере 17 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Исходя из изложенного, на основании ст. ст. 8, 11, 12, 13 ГК РФ, ст. ст. 11, 60, 138, 355, 356, 357 Таможенного кодекса Российской Федерации и руководствуясь ст. ст. 27 - 29, 33, 64 - 68, 71, 75, 81, 110, 167 - 170, 176, 189, 197 - 201 АПК РФ суд.

решил:

Заявление ЗАО “Лайнпроминвест“ удовлетворить, признать незаконными действия Федеральной таможенной службы РФ, выразившиеся в отказе возврата излишне уплаченных сумм таможенных сборов за таможенное оформление товаров по полным грузовым таможенным декларациям N 10006003/200905/0001151, N 10006003/201005/0001268, N 10006003/201005/0001269, N 10006003/211105/0001389, N 10006003/190606/0000932, N 10006003/180706/0001051, N 10006003/180706/0001052, N 10006003/180806/0001226 и N 10006003/180806/0001227 в размере 900 000 рублей, как противоречащих пп. 1 п. 1 ст. 357.7 и п. 1 ст. 357.10 Таможенному кодексу РФ, Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 г. N 14, Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 г. N 4574/08.

Обязать Федеральную таможенную службу России возвратить на счет ЗАО “Лайнпроминвест“, указанный в заявлении N ЛПИ-01/126 и N ЛПИ-01/127 от 10.09.08 г., сумму излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в размере 900 000 руб.

Возвратить ЗАО “Лайнпроминвест“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 17 500 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

ЕРОХИН А.П.